Идея единой системы контроля за лифтами в Астане не прижилась
В 2012 году в столице был запущен пилотный проект по созданию единого диспетчерского пункта, контролирующего по интернет-каналам работу городских лифтов в режиме онлайн, однако инициатива эта не прижилась.
В рамках концепции «Smart Astana» при поддержке АО «Astana Innovations» в 2012 году в столице был запущен пилотный проект, предложенный компанией Smart Lift, по созданию единого диспетчерского пункта, контролирующего по интернет-каналам работу городских лифтов в режиме онлайн. Однако в столице эта инициатива не прижилась. Сейчас проект реализуется в Усть-Каменогорске, пишет Динара Бекмагамбетова — корреспондент Kursiv.kz.
По словам директора ТОО «Smart Lift» Евгения Зырянова, Astana Innovations в рамках программы бизнес-инкубирования выделила компании деньги на стартап, в том числе на закуп оборудования. «Согласно договору о технологическом бизнес-инкубировании, определяется определенный промежуток времени, в течение которого Astana Innovations выделяет деньги траншами и осуществляет определенные контрольные функции, помогая становлению бизнеса. В случае с нами это было в районе двух лет», — рассказывает г-н Зырянов.
Вновь созданная компания занялась реализацией пилотного проекта по созданию единой системы диспетчеризации и оплаты лифтов. Оборудование для считывания данных о работе было установлено на 135 лифтах столицы.
«Система в режиме 24 часа, 7 дней в неделю контролирует работу лифтов, — поясняет директор ТОО «Smart Lift». — Сколько времени лифт находится в рабочем режиме, сколько времени он находится в простое по поломке, сколько времени он находится в сервисном обслуживании. То есть, как только лифт становится на сервис, механик приходит к нему, это тоже все фиксируется. Также существует наш интернет-сервис. Вы можете зайти в нашу программу, и посмотреть, как непосредственно работает ваш лифт, что он делает в данный момент».
По словам Евгения Зырянова, единая система диспетчеризации позволяет существенно сократить время простоя лифта. «Если это — незначительные поломки, то можно дистанционно, в момент возникновения проблемы выключить, перезапустить лифт, сбросить какие-то ошибки, как компьютер, если завис, — комментирует он. — Если какая-то ошибка привела к остановке лифта, то компания получает уведомление. Возможно, сразу на сотовый телефон механика, возможно в диспетчерскую. Что конкретно произошло с лифтом. И механик идет на объект подготовленным», — заключает Зырянов. Кроме того, система ведет журналы поломок лифта и фиксирует повторяющиеся неисправности.
Второй важный элемент проекта — система оплаты за пользование лифтом. Она позволяет любому жителю получить к доступ к лифту, если у него на счете есть средства. Деньги на свой счет в системе можно положить с помощью банковской карты, или через терминал. Кроме того, системой предусмотрено введение разных тарифов: для инвалидов, пенсионеров, ветеранов.
«Сейчас все действует через карточки. То есть вы идете в какое-то КСК, там сидит бабушка, она вам пополняет карточку, и вы, приходя в лифт, вставляете карту и едете. Основа доступа остается точно такой же, только мы устранили из этой сети бабушек», — отмечает Евгений Зырянов.
Однако в Астане идея единой системы контроля за лифтами не прижилась. По мнению директора ТОО «Smart Lift», это произошло из-за нежелания сервисных компаний выполнять свою работу прозрачно. «В процессе реализации проекта выяснились важные, но «ненужные» для сервисных компаний полезные свойства нашей системы, — отмечает Зырянов. — Это — контроль. На, данный момент как обстоят дела? Если что-то произошло внутри сервисной компании, информация там и останется. Если лифт будет подключен к нашей системе, то ничего утаить будет нельзя. Все подключено к облачным серверам, и вся информация в виде журналов хранится там. Доступ к этой информации имеют пользователи разных уровней, в том числе можно настроить, чтобы были из представителей МЧС, акимата и других контролирующих органов. Соответственно, утаить простой лифта или некачественный ремонт не получится», — заключил он. По словам предпринимателя, пока длился период инкубирования, то есть реализации пилотного проекта, согласно договору сервисные компании обязаны были сотрудничать. Однако по завершении этого периода компании отказались от дальнейшего сотрудничества.
По мнению Зырянова, винить в этом следует не сервисные компании, а менталитет астанчан. «Когда каждый поймет, что качественное обслуживание лифта — это в его интересах, в целях его безопасности, вот тогда они и скажут сервисным компаниям: либо вы подключитесь к единой системе безопасности, либо мы откажемся от ваших услуг. Сейчас выбор жильцов обусловлен дешевизной обслуживания. То есть, они соглашаются на самое дешевое предложение. А как обслуживается лифт, никто не видит. Это же закрытый механизм. Те дома, те подъезды, где жильцы заботятся о своей безопасности и заключают с нами контракт, мы подключаем к единому центру, который контролируется несколькими уровнями диспетчеров», — полагает он.
Сетует предприниматель и на отсутствие законодательной базы, позволяющей контролировать деятельность компаний, обслуживающих лифты. «Такие органы, как МЧС, различные контролирующие органы по ЧС, из отделов ЖКХ, те же пожарные службы не имеют абсолютно никаких полномочий в принуждении сервисных компаний к порядку. Их только могут наказать, если произойдет какой-то несчастный случай. То есть пост-фактум. Действовать в целях профилактики они бессильны», — считает он.
Не сумев пробиться на рынок Астаны, «Smart Lift» переключилась на регионы. На данный момент компания обслуживает 130 лифтов в Усть-Каменогорске — уже не за деньги, выделенные «Astana Innovations», а за счет средств инвесторов. Недавно компания приняла решение расширить свою деятельность — не только подключать и объединять лифты в сеть, но и продавать всем желающим сервисным компаниям оборудование для мониторинга работы лифтов.