Большинство казахстанцев не имеют представления о цифровом ТВ
Согласно опросу, проведенному организацией MediaNet в соцсетях, 40% казахстанцев не в курсе, что такое цифровое телерадиовещание, 26% первый раз об этом слышат.
Согласно опросу, проведенному организацией MediaNet в социальных сетях, 40% казахстанцев не в курсе, что такое цифровое телерадиовещание, 26% первый раз об этом слышат, 29% кое-что знают и лишь 5% считают себя достаточно осведомленными в этом вопросе. Между тем, как анонсировалось ранее, уже в этом году должен быть принят законопроект о ТВ, который затронет всех телезрителей страны. А в течение ближайших трех лет мы должны полностью перейти на цифровое телевидение.
Между тем международная организация «Артикль 19», защищающая свободу выражения мнения, также прокомментировала законопроект, не первый месяц критикуемый общественностью. Нынешнюю ситуацию на рынке ТВ ее эксперты в целом оценивают положительно: «В соответствии с официальной статистикой, в Казахстане насчитывается 250 теле- и радиостанций. Это особенно впечатляет ввиду того, что в стране до 1990 года не было частных теле- и радиостанций. Теле- и радиосектор рос на фоне быстрого развития рыночной экономики. Электронные СМИ предлагают большие возможности для получения информации, чем печатные СМИ, на всей территории Казахстана. Успех теле- и радиовещательных компаний обусловлен коммерческой ориентированностью, конкурентной средой и новыми технологиями. Сегодня новостная информация поступает людям не только на казахском, но и на русском и английском языках. Передачи теле- и радиостанций, расположенных за границей, также транслируются на территории Казахстана. Эти изменения, равно как и конституционные гарантии защиты свободы выражения и запрещение цензуры, должны оцениваться положительно».
Однако обсуждаемый законопроект, по мнению международных аналитиков, «потворствует государственному вмешательству и не содержит гарантий обеспечения личных прав». Без достаточных и эффективных же гарантий защиты от произвольного вмешательства «ни отдельные лица, ни вещательные компании не могут быть независимы от государственного контроля».
«Артикль 19» считает, что полномочия правительства в сфере управления и контроля вещания находятся в противоречии с обязательствами Казахстана по продвижению и защите свободы СМИ. Эксперты полагают, что основное внимание законопроекта направлено на распределение административных полномочий, нежели на определение того, каким образом данные полномочия будут осуществляться. Кроме того, в законопроекте отсутствуют какие-либо гарантии защиты от злоупотреблений полномочиями регулирующими органами.
По мнению «Артикль 19», уполномоченный регулирующий орган должен быть не зависим от государства. Он должен быть подотчетным парламенту и обществу.
Кроме того, законопроект не содержит положений по защите вещательных компаний от вмешательства в редакционную политику. Международное право устанавливает, что решения относительно контента вещания должны приниматься самими вещательными компаниями, а не правительством, регулирующими органами, коммерческими структурами, говорится в комментарии международной организации.
Также у экспертов вызывает сожаление отсутствие в законопроекте положений о преобразовании государственного телевидения в общественное. «В условиях зависимости государственных телеканалов от правительства они служат его рупором. Они также стремятся использовать методы нечестной конкурентной борьбы с частными каналами, вследствие чего возникает угроза экономической устойчивости этих предприятий. Именно это стало причиной решения большинства стран-участниц ОБСЕ трансформировать государственное телевидение в общественное, которое контролируется и финансируется обществом и поэтому подлинно служит его интересам и не зависит от правительства. Артикль 19 рекомендует включить в законопроект положения о трансформации государственного телевидения в общественное», — говорится в распространенном документе.
Как сообщалось ранее, документ уже поступил в парламент. Однако некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что в этом году законопроект будет принят. По их мнению, назначение вице-министром связи и информации опытного телевизионного журналиста Ляззат Танысбай может означать намерение МСИ пересмотреть как сам законопроект, так и механизм его обсуждения. Вполне может быть, что в итоге даже включенные с боем в документ некоторые поправки, предложенные общественными организациями и телевизионщиками, из него в итоге исчезнут. Впрочем, возможен и обратный сценарий.
Между тем, напомним, представитель Министерства связи и информации Болат Берсебаев на недавно состоявшемся в Алматы медиакурултае говорил о том, что разные организации, участники рынка, чью деятельность затрагивает законопроект, имеют порой противоположные интересы. Разработчики попытались найти баланс между всеми пожеланиями.
Комментарии