Законопроект «О телерадиовещании» ограничивает свободу электронных СМИ
Эксперт ОБСЕ Андрей Рихтер считает, что новая версия закона «О телерадиовещании» по-прежнему утверждает монопольное положение государства на рынке электронных СМИ.
Директор бюро представителя ОБСЕ по вопросам СМИ Андрей Рихтер считает, что новая версия законопроекта «О телерадиовещании»
Как указывается в его докладе, после проведения предыдущей экспертизы указанного законопроекта в апреле 2011 года в него были внесены незначительные положительные изменения по смягчению режима регулирования электронных СМИ. «Я полагаю, что в случае принятия в настоящем виде проект закона „О телерадиовещании“ ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ. Следует заметить, что предлагаемые ранее исправления (общественностью и медийными организациями — КазТАГ) проекта фактически игнорируются, а вносимые в проект поправки либо вообще изымают те или иные отношения из сферы действия закона, передавая их на усмотрение правительства, либо несут малозначительные перемены», — сказал он на заседании круглого стола по обсуждению законопроекта «О телерадиовещании».
Вместе с тем Рихтер считает, что в число принципов госрегулирования не входят базовые положения, которые «говорили бы о стремлении Казахстана соответствовать в национальной политике положениям собственной конституции и международным обязательствам в сфере регулирования СМИ». «В документе не предусмотрено обеспечение политического плюрализма в сфере телерадиовещания, не планируется преобразования государственного телерадиовещания в общественное. Кроме того, не налагаются
Так же он подчеркнул, что предполагаемая система лицензирования подчинена правительственному департаменту и управляется им. При этом нет
Эксперт считает, что законопроект вторит действующему закону «О СМИ» в ограничении использования вещателями, в том числе частными, других языков, помимо государственного. Это правило действует также на всех платформах распространения программ. В противовес, он предлагает привести законопроект в соответствие с международными обязательствами Казахстана и существующей в странах ОБСЕ положительной практике регулирования телерадиовещания. В этой связи, продолжил он, в проект закона необходимо внести ряд поправок, в частности, предусмотреть конкретные правовые механизмы реализации политического плюрализма.
Помимо этого, указать на конкретные способы обеспечения провозглашенной в проект свободы добросовестной конкуренции; прописать в нем нормы по недопущению негативных последствий монополизма национального телерадиовещания; правила взаимовыгодного сотрудничества частными операторами, правила присоединения с целью свободного потока информации. «Следует пересмотреть ограничение на ретрансляцию зарубежных программ и каналов; предусмотреть нормы по прозрачному и открытому для общественного контроля формированию пакетов цифровых обязательных теле-, радиоканалов и каналов свободного доступа; следует отменить ограничение использования других языков, кроме казахского», — сказал Рихтер.
Комментарии