Авторское право в Казнете
Интервью с Сергеем Власенко, юристом Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана, об авторском праве в Казнете.
Если проанализировать сайты Казнета, которые являются первоисточниками, то многие из них в конце страницы пишут о правилах использования статей. Например, так: «Все права защищены. При использовании материалов ссылка/гиперлинк на сайт» либо прямым текстом запрещают копирование статей, ссылаясь на законодательство Республики Казахстан. В то же время вероятность того, что публикация будет несанкционированно перепечатана, существует.
Несмотря на существующие отдельные факты несоблюдения авторского права в Казнете, интересно все же как выглядит ситуация в целом. Чтобы узнать об этом подробнее, обратилась к Сергею Яковлевичу Власенко, юристу Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана.
— Какие существуют проблемы в процессе правового регулирования авторского права в сети интернет?
— Прежде всего следует обратить внимание на правовой статус самого
Закон «О средствах массовой информации» относит
И если смотреть на правовое регулирование
Как видим и закон «О средствах массовой информации» и закон «Об авторском праве и смежных правах» в вопросе статуса
А с другой стороны, возникает вполне резонный вопрос, а все ли
Проблемы авторских прав относительно самого
Прежде всего сам сайт является объектом авторского права независимо от того создан он одним лицом или несколькими. И вполне естественны вопросы, кому принадлежат права на тот или иной
Кроме того, собственники
При этом чаще всего происходит использование на
Но вместе с тем закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает, что в отдельных случаях возможно использование произведения без согласия автора или правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения.
— Вполне ли обоснована проблема защиты авторских и смежных прав в сети интернет, и, прежде всего, кто этим будет заниматься?
— Действительно авторам и другим правообладателям достаточно сложно следить за тем, как используются созданные ими произведения, на законных или незаконных основаниях.
Для этого должны быть созданы организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе в сети интернет.
— Бывают ли обращения за юридическими консультациями на эту тему?
— Да, такие обращения есть, но это единичные случаи.
Причем есть обращения не только со стороны правобладателей относительно незаконного использования их произведений владельцами
— Существует универсальная модель защиты авторского права в сети в других странах?
— Наверное, о появлении универсальной модели защиты авторского права можно было бы говорить в том случае, если бы национальное законодательство государств об авторском праве и смежных правах строилось на основе международного права заложенных в следующих документах:
— Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
— Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений.
— Всемирная Конвенция об авторском праве.
— Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности.
— Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (Флорентийское соглашение).
Несмотря на то, что многие, возможно, знают, что объектами авторского права могут быть не только новости, статьи, аналитические обзоры, опубликованные в интернете, но и мелодии для сотовых телефонов, которые сейчас пользуются повышенным спросом как в сети, так и в качестве дополнительных услуг операторов мобильной связи. Поэтому становится интересно, пользуясь дополнительной услугой сотового оператора, не нарушаем ли авторские права исполнителей и композиторов по незнанию. По словам Павла Родина, руководителя службы по связям с общественностью ТОО
Мы не работаем напрямую с авторами композиций и исполнителями. Мелодии для FunTone предоставляются контент-партнерами, при этом внимательно следим, чтобы предлагаемая нам продукция была специально лицензирована для распространения в качестве RingBackTone. Этот вид распространения подразумевает отдельное лицензирование, а значит, авторы и исполнители не возражают против распространения своих композиций именно как мелодий вместо гудков».
Комментарии