Автоматизированная торговля
Развитие рынка вендинг-торговли в Казахстане.
Каждый из нас не раз сталкивался с необходимостью оплаты коммунальных услуг, пополнения баланса сотового телефона, погашения кредита или просто покупкой чашки горячего кофе посредством вендинг-аппарата. Это давно стало частью нашей жизни, хотя понятие вендинг-торговля появилось сравнительно недавно, и сейчас само существование этого рынка на территории Казахстана в силу несовершенства законодательной базы под большим вопросом.
По оценкам специалистов, вендинговая торговля в мире набирает обороты с каждой минутой. Яркой особенностью такой торговли является тесная связь с ритейлерами. Кроме того, вендинг является высокорентабельным бизнесом за счет минимизации накладных расходов и возможности перемещения торговых автоматов в более привлекательные точки без особых затрат. Схема проста — покупатель получает возможность ознакомиться с новым товаром и легко его приобрести, а торговый центр увеличить свою прибыль за счет вендинговой торговли.
Сегодня вендинговый бизнес может предложить два основных варианта развития дела: основной и побочный. Основной бизнес подразумевает получение первичного заработка с нескольких аппаратов. Затем происходит вложение полученных средств в закупку и установку большего количества вендинг-машин. Таким образом, осуществляется рост компаний. Есть другой вариант развития в рамках первой схемы: одновременная оптовая закупка большого количества аппаратов, и, так называемое, выстраивание вендинговой сети. Для этого требуется обладать бюджетом приблизительно в $100 тыс., но преимущество очевидно: моментальный выход на ритейлерские сети. Особенностью последних остается то, что если установлен один вендинг-аппарат в одном магазине, то подобный надо разместить во всех остальных его отделениях.
В роли побочного бизнеса вендинговая торговля выступает в том случае, когда аппараты используются в качестве рекламы компаниями-производителями. При этом объемы продаж продукции окупают рекламные вложения. Такая схема характерна для западных компаний. Также второстепенным бизнесом вендинговая торговля является не только для фирм-производителей, но и для ритейлеров. Ритейлер может сдавать в аренду площадь под аппараты, при этом рассчитывая на получение процента от продаж или же заранее оговоренной суммы. В этом случае все проблемы, связанные с загрузкой или обслуживанием аппаратом, не относятся к компетенции ритейлера. Более того, он может поставить условия для вендора или компании-производителя о продаже неконкурентного товара (товара, дополняющего ассортимент магазина). В том случае если ритейлер сам захочет заняться вендинговой торговлей, ему всего лишь надо закупить нужные аппараты и произвести их установку. В этом случае все вопросы касательно обслуживания и заполнения вендинг-машин являются прерогативой самого ритейлера. Хотя на Западе есть примеры сотрудничества с фирмами, осуществляющими гарантийное и постоянное обслуживание вендинг-машин, в Казахстане такого рода деятельность пока не развита.
В многих странах компании-производители при продаже своих товаров проводят предпродажную подготовку для потенциальных покупателей, получают информационный интенсионал о возможном ремонте и замене устаревших деталей, о том, как правильно мыть аппарат, как его правильно заправлять. Один обученный вендинг-оператор способен за день произвести обслуживающие работы
Нельзя не заметить привлекательность платежной системы, которую представляют собой некоторые виды этих аппаратов, расположенных буквально везде: в банках, супермаркетах, торговых и развлекательных центрах, в ВУЗах, где можно оплатить домашние счета, так сказать, не отходя далеко от дел насущных, учась, развлекаясь и просто гуляя; мы свободны, не думаем о бесконечных очередях, поджидающих практически во всех пунктах оплаты комуслуг.
Доступность и дешевизна входа на платежный рынок обратила на него внимание немало предпринимателей. Непосредственная установка автоматов не подлежит госконтролю и лицензированию, лицензия нужна только на прием и перечисление наличных денег. На первом этапе все что нужно — это купить автомат, подключить его к интернету и электронной платежной системе — и можно начинать сбор денег с населения. В Казахстане такой автомат стоит примерно 5000 долларов. Впрочем, простейшие «монеточные» машины могут стоить и 150$.
«Рынок платежных систем в республике развивается быстрыми темпами, у него есть большие перспективы развития и предоставления различных услуг. Количество клиентов, воспользовавшихся, в частности, услугами терминальной сети «Моментальная оплата» в период с марта 2006 года по март 2007, составило более 150 тыс.», — отмечает Ажар Уристембаева, директор ТОО «Элекснет Казахстан».
В Казахстане этот вид бизнеса начал активно развиваться после 2002 года. За
Система электронных платежей, по мнению специалистов, является возможностью наладить бесконфликтные и конструктивные взаимоотношения поставщика услуг и клиента. К примеру, поставщик заинтересован, чтобы его услуги оплачивались своевременно и в полном объеме и поэтому постоянно борется с неплательщиками-задолжниками. А клиент недоволен, что при оплате услуги он слишком долго стоит в очереди, и оттягивает это сомнительное удовольствие, объясняя тем, что у него просто нет возможности потратить впустую столько времени. Налицо конфликт интересов, который будет исчерпан, если обе стороны пересекутся в электронной платежной системе, что впоследствии неизбежно ведет к оттоку клиентов из банковских отделений. Впрочем, вендинг также позволяет и экономить на том же персонале, удешевляя услуги для потребителей.
В соседней России родоначальником этого бизнеса была компания «Элекснет», установившая первый терминал в марте 2002 года. Сейчас в этой стране около 26000 терминалов и примерно 16 крупных сетей платежных терминалов. Ее дочерняя компания ТОО «Элекснет Казахстан» начала принимать платежи в нашей стране с апреля 2006 года.
Недавно в Казахстане в этой сфере появилась первая национальная компания — CAPSYS, которая изначально поставила перед собой цель создания полноценной центрально-азиатской платежной системы InTime. По мнению специалистов, в Казахстан рынок электронных платежей только приходит, и у национальных компаний есть реальная возможность, выбрав свой путь и развивая экономику страны в целом, создать информационно-коммуникационную платформу для построения собственной платежной системы. По итогам I квартала 2007 года, CAPSYS установила 900 автоматов, и 39 кассовых модулей в 19 городах Казахстана. Впрочем, есть примеры и обратного. «ДН» обращалась и властям Алматы с просьбой выделить в аренду места для размещения автоматов по продаже газет, но наткнулась на безмолвный отказ.
Российская ОСМП начала свою деятельность на казахстанском рынке с 2006 года. Принимая платежи в пользу операторов связи, компания достаточно активно начала строить сеть по всей стране. Ее доля — примерно 10% рынка платежных систем Казахстана, представляет собой всего 400 аппаратов, а количество установленных терминалов превысило 400. Компания «Мультикасса» работает пока только в Астане, где у нее всего 20 автоматов.
«Платежный бизнес до 2005 года развивался в основном за счет банков, когда на рынок вышли российские платежные системы. С их приходом появились автоматы самообслуживания и
По данным компании CAPSYS, среднее время обслуживания одного клиента в системе занимает
Главная проблема, с которой столкнулись собственники вендинг-машин, заключается в том, что не все торговые аппараты оснащены системой выдачи контрольного чека, а налоговое законодательство (пункт 1 статьи 546) Налогового кодекса требует его выдачи. В преддверии выхода новой версии кодекса возлагались большие надежды, что вдобавок к понятию «торговый автомат» будет предусмотрен специфический для этого рода коммерции режим налогообложения. Но этого не произошло. Предпринимателям придется руководствоваться стандартными схемами расчета с бюджетом. Которые, в свою очередь, подразумевают необходимость установки на каждый объект налогообложения (торговый автомат) контрольно-кассовой машины (ККМ), которая должна быть зарегистрирована по месту дислокации. Вот
И немаловажной проблемой для предпринимателей остается необходимость ежедневного снятия с ККМ отчета и последующей инкассации, так как выручка с аппарата в других странах снимается не каждый день, а по мере необходимости. Кроме того, часть вырученных денег должна постоянно быть в автомате, чтобы машина могла выдавать сдачу.
Сейчас, как пояснили в Минфине, ККМ, которыми оснащены торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. То есть изменение места дислокации торгового автомата или терминала оплаты услуг теперь не влечет за собой обязанности предпринимателя обращаться в налоговый орган для перерегистрации контрольно-кассовой машины, как это было раньше… Так законотворцами, как обычно, решена одна побочная проблема, но не основные. А их кроме бюрократии очень много.
Комментарии