«Медвежья шкура» KazSat
Ситуация вокруг поломки первого казахстанского спутника связи «КазСат».
Вещание спутника прервалось 8 июня из-за сбоя бортовой цифровой вычислительной системы (БЦВС). В тот же день вся бортовая радиотехническая аппаратура, обеспечивающая сигналом каналы связи и телевидения, была выключена. С тех пор «КазСат-1» больше не воспринял ни одной кодовой команды с Земли и отправился дрейфовать с востока на запад, иногда вторгаясь на территорию спутников других государств. Ситуацию пытались исправить, разрядив аккумулятор аппарата до минимального напряжения, потому что при таких условиях БЦВС автоматически выключается, но вычислительная система спутника оказалась хитрее сотрудников космического агентства и заблокировала некорректное выключение. Однако шансы «наладить контакт» с «КазСатом» еще остались — аккумуляторы аппарата подзаряжаются от солнечных батарей, а траектория спутника такова, что с 26 августа он окажется на теневой орбите Земли, таким образом, к 15 октябрю БЦВС выключится. Далее с помощью кодовых команд ученные должны будут перезагрузить систему, и если операция пройдет удачно, то до конца октября «КазСат-1» вернется на свою изначальную позицию. Правда, по словам Талгата Мусабаева, председателя Национального космического агентства (НКА РК), шансы на успех невелики — не исключено, что спутник, даже перезагрузившись, откажется принимать команды с Земли. В таком случае Казахстан потеряет своего первого связиста даже не успев вернуть себе все затраты на его запуск. «КазСат-1» обошелся правительству в $65 млн., окупиться он должен был только к 2009 году, хотя по первоначальным планам, спутник должен был отработать вложенные в него деньги всего за полтора года. Но, несмотря на это опоздание, проект был признан успешным.
«К 2008 году уровень загруженности спутника достигнул практически 80%, тогда как мы планировали только 70%. К тому же главной задачей «КазСат-1» было не приносить дополнительную прибыль, а сокращать издержки от услуг связи, — объяснил Виктор Лефтер, гендиректор республиканского центра космической связи. — По нашим подсчетам, при полной загрузке аппарата, Казахстан мог бы экономить на сокращении подобных издержек по $2 млрд. в год».
А пока первый казахстанский спутник только «набирал обороты», НКА и НИФ (Национальный инновационный фонд) начали борьбу за титул его «хозяина». В январе этого года Талгат Мусабаев обратился к премьер-министру с просьбой передать «КазСат-1» республиканскому центру космической связи (РКЦС). Глава НКА мотивировал такую просьбу своими опасениями по поводу «чистоты рук» НИФ, а инновационный фонд, естественно, доказывал, что прозрачнее него — только стеклышко, и что сам спутник был передан РКЦС сразу после подписания акта о приеме-передаче аппарата. На этом первый раунд был закончен — новые обвинения начались после сбоя БЦВС.
«КазСат-1» — это детище того периода и тех людей, которые ничего не понимали в космическом деле, — считает глава НКА — Один проект аппарата находился в АИС, другой — в министерстве образования, третий — вообще не понятно где, четвертый — в НИФ. И как мог НИФ, не имеющий никакого отношения к космонавтике, прорабатывать создание спутника?».
Досталось НИФу и за «неправильное» заключение договоров.
«Из-за того, что договор с Российской Федерацией подписывал не специалист, а президент НИФа, теперь вся технологическая документация хранится в России, что связывает нам руки во время нештатных ситуаций, поскольку ни один специалист не будет принимать решений наобум», — заявил г-н Мусабаев.
В НИФе от комментариев отказались, но эксперты отмечают, что инновационный фонд никогда и не прорабатывал создание «КазСата» — его действия, по сути, сводились к финансированию. Все вопросы, касающиеся самого спутника, решались в основном «Казкосмосом», а проектированием и сборкой «Казсата» занималась российская сторона.
«Я так полагаю, что все эти нападки на НИФ объясняются желанием НКА перевести финансовые потоки на себя, чтобы финансирование спутников велось не через НИФ, а через национальное космическое агентство, — комментирует ситуацию источник Exit в «Казкосмосе». — Ведь даже если «КазСат-1» не удастся вернуть, то в 2009 году должен взлететь «КазСат-2», в 2010 году начнется строительство «КазСат-3», а затем пойдет финансирование спутников из группы «геологов».
Комментарии