Блеск и нищета Казнета
Развитие интернета на сегодняшний день в Казахстане.
В первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов «Казахтелекома» выросло более чем в четыре раза. Конечно, прирост в 326%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, впечатляет. Правда, абсолютные цифры куда более скромные. И так — практически во всем, что касается интернета в Казахстане.
Сегодня база коммерчески активных пользователей широкополосного доступа в интернет, предоставляемого АО «Казахтелеком», составляет всего 59885 абонентов. При этом число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора гораздо весомее — по итогам первого полугодия 2007 года оно достигло 241453 абонента, против 176680 за аналогичный период 2006 года. Таким образом, ADSL-пользователей стало больше на 45821, а пользователей коммутируемого доступа — на 64773 абонента.
Отметим, что эти цифры относятся только к «Казахтелекому», тогда как услуги доступа в интернет предоставляют несколько десятков провайдеров (наиболее крупные из которых — ASTEL, Golden Telecom, Nursat и др.). Но и не будем забывать, что национальный оператор занимает доминирующее положение на рынке.
В самом «Казахтелекоме» высокий рост количества пользователей интернета объясняют модернизацией сети телекоммуникаций компании, внедрением новых технологий, а также проведением гибкой тарифной политики. Напомним, что расценки на Megaline Hit (услугу широкополосного доступа к интернету для физических лиц) в феврале 2007 года были снижены на 23% (за 2006 год тариф на данную услугу был снижен на 76,5%). Кроме того, с 1 июня 2007 года тарифы на услуги широкополосного доступа были снижены и для «индивидуальных предпринимателей» за счет приравнивания к тарифам для физических лиц (таким образом, услуга подешевела на 50%). А в период с марта по август 2007 года подключение услуги Megaline осуществлялось с
Учитывая, что рынок интернет-доступа является довольно конкурентным, действия «Казахтелекома» не могли не повлиять на других провайдеров, которые также были вынуждены снизить свои тарифы. Однако значительное снижение цен пока не провоцирует лавинообразного спроса, и основная масса пользователей
Прежде всего, процесс тормозят чисто технические причины: многие не могут подключиться к услуге
Отдельно стоит вопрос интернетизации образования, на которое делается большая ставка (открыв для себя возможности интернета, школьники и студенты будут стремиться расширить их, не ограничиваясь учебным заведением, стараться организовать интернет-доступ и дома). Формально подключенным к интернету можно считать любое учреждение, имеющее телефон: наличие телефонной линии и компьютера является достаточным условием чтобы иметь доступ в интернет. Не нужно заключать договора и т.д. — при использовании коммутируемого доступа через все тот же «Казахтелеком» стоимость интернета будет просто включена в единый счет за услуги связи. Более того, «Казахтелеком» обеспечил школам подключение к интернету со скидкой 50%, а также установил льготные тарифы по абонентской плате. А для государственных школ, финансируемых за счет бюджета, с февраля 2007 года предоставление услуги коммутируемого доступа к интернету осуществляется бесплатно (на казахстанском сегменте).
Поэтому формально все школы и вузы считаются интернетизированными. Совсем другой вопрос — как компьютеризация и интернетизация реализованы на практике. Есть ли у учеников вообще доступ к компьютерной технике? — или компьютерный класс вечно закрыт, «чтобы не поломали»? К сожалению, эту сторону информатизации образования пока никто не изучал.
Так же, как никто не изучал количество пользователей интернета в Казахстане и не считал количество сайтов в Казнете. Да, называются
Перепроверить полученные данные можно через соотношение статистики «Яндекса» с точными данными о количестве интернет-пользователей в какой-нибудь другой стране. Возьмем, например, Украину —
Т.е. погрешность наших расчетов составила около 15%, что вполне приемлемо. Ведь не нужно забывать, что «Яндекс» хоть и самый популярный поисковик, но все же не каждый пользователь посещает его хотя бы раз в месяц. Выходит, что аудиторию казахстанских интернет-пользователей примерно можно оценить в
Согласен, не много. С другой стороны, нужно ожидать экспоненциального роста аудитории. Так происходило, например, с мобильной связью, уровень проникновения которой вырос с
С количеством сайтов ситуация сложнее. Например, в каталоге CountZero на начало сентября 2007 года присутствовало 4443 сайта (на начало января 2007 — 4101 сайт), а в каталоге «Весь
Мы не отметили еще одну часто упоминаемую причину слабого развития Казнета — отсутствие в нем качественного и интересного контента. Да, это действительно так — в отношении своего содержания Казнет большей частью неконкурентен. Но это — не причина, а следствие. Будет спрос, будет и предложение. Пока вкладывать в развитие качественных проектов просто нерентабельно: при низкой посещаемости окупить хороший сайт за счет рекламных поступлений невозможно.
Тем не менее, нельзя не отметить стабильно растущий интерес к Казнету, о чем свидетельствует масса косвенных показателей. Одним из главных является коммерческий интерес: регулярно появляются новые интернет-магазины, в том числе в регионах. Растет количество компаний, воспринимающих интернет как действенный инструмент рекламы — в начале сентября алматинским интернет-агентством PROFIT Online было зафиксировано более 50 компаний, размещающих баннеры в Казнете. Сегодня рекламодателями востребованы все рейтинговые казахстанские сайты.
Другой показатель — количество подаваемых на регистрацию в зоне «kz» доменов: за первое полугодие 2007 года было подано 6010 заявок против 5350 за этот же период прошлого года (подробнее — см. Таблицу). Причем, по субъективным наблюдениям автора, выросло качество заявок — т.е. большинство доменов регистрируется под реальные проекты, а не просто красивые имена с целью последующей перепродажи.
Радует и тот факт, что все больше СМИ обзаводится собственными электронными представительствами — а по мировой статистике, именно информационные ресурсы являются наиболее востребованными. Ярким примером служит резкий рост посещаемости сайта Курс.kz, предоставляющего информацию о курсах валют в обменных пунктах Алматы и других городах Казахстана, в период «валютной лихорадки» в конце августа — она достигала нескольких тысяч посетителей в сутки против нескольких сотен в обычные дни.
Кроме того, впервые в этом году различные политические партии Казахстана столь активно шагнули в интернет, что также говорит о его возрастающем влиянии на общественное мнение. Практически ни одна партия, участвовавшая в выборах депутатов мажилиса парламента, не обошла вниманием интернет-пространство. Многие партии обзавелись собственными сайтами, на которых представлена вся важная информация: от общих данных и основных идеологических установок до уставных документов, политических программ и предвыборных платформ.
Также был создан специальный сайт «Парламентские выборы-2007» на базе
Личный пример подает и глава государства — в начале июня Нурсултан Назарбаев провел интернет-конференцию, а 3 сентября принял участие в интерактивном уроке.
Положительно на развитии интернета в Казахстане должен сказаться и приход на рынок новых игроков. Так, недавно стало известно о выходе на наш рынок канадской компании Netbundle, которая будет предоставлять услуги беспроводного интернета в Казахстане. Беспроводной доступ выбран не случайно — ведь вся кабельная инфраструктура находится в собственности «Казахтелекома», и реальной альтернативой могут стать только беспроводные технологии. Компания поставит необходимое оборудование и в общей сложности готова инвестировать в проект около 500 млн. долларов США. Компания планирует начать работу с тарифного плана, эквивалентного 20 долларам США — по мнению ее президента Артур Терпла, это будет приемлемым для каждого жителя Казахстана.
Возможно, что этот проект послужит толчком и для отечественных компаний, и беспроводной доступ будет развиваться более активно.
В заключение приведем официальную статистику по телекоммуникационным услугам за первое полугодие 2007 года. Всего предприятиями связи Казахстана в январе-июле 2007 года оказано услуг на сумму 190,4 млрд. тенге, что на 32,7% больше, чем в январе-июле 2006 года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 77,2 млрд. тенге, что на 31,8% больше, чем за аналогичный период 2006 года.
В структуре доходов от услуг связи в январе-июле 2007 года на мобильную связь пришлось 50,8% (в январе-июне 2006 года — 48%), междугородную телефонную стационарную — 16% (17,8% соответственно), местную — 6,9% (6,9%), интернет — 5,8% (5,1%), радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,3% (3%), почтовую и курьерскую связь — 3,1% (3,3%).
Как видим, доля интернет-услуг пусть незначительно, но все же растет. Для более внушительных показателей нужна всесторонняя работа: дальнейшая компьютеризация и информатизация нашего общества, более активное продвижение услуг интернет-доступа и, как ни крути, качественный контент, который бы стимулировал к использованию возможностей, предоставляемых интернетом.
Заявки на регистрацию доменов в зоне .kz
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Итого | |
2006 г. | 672 | 547 | 939 | 1195 | 583 | 718 | 696 | 5350 |
2007 г. | 639 | 708 | 964 | 1239 | 976 | 611 | 873 | 6010 |
По данным компании PROFIT Online.
Комментарии