АИС РК телефонизирует «поле»
Интервью с директором Департамента связи АИС РК Еленой Волковой о мерах, направленных на снижение тарифов на сотовую связь и интернет.
Либерализация рынка телекоммуникаций предоставит абонентам больше возможностей.
В конце сентября депутаты мажилиса парламента Казахстана разработали проект предложений правительству для развития отрасли телекоммуникаций. Поставленные задачи Агентству РК по информатизации связи (АИС) направлены на развитие инфраструктуры в сельской местности.
На вопросы «Къ» о мерах, направленных на снижение тарифов на сотовую связь и интернет отвечала директор департамента связи АИС РК Елена Волкова.
— Со стороны мажилиса было рекомендовано до 2010 г. обеспечить тарифы на сотовую связь, соответствующие тарифам в развитых странах. Какие мероприятия будут проводиться?
— Рынок услуг сотовой связи продолжает активно развиваться и является наиболее конкурентным рынком на сегодня. В настоящее время в Казахстане услуги сотовой связи оказывают три оператора стандарта GSM: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком», ТОО
Количество абонентов сотовой связи на сентябрь 2007 года превысило 11 млн. человек, при этом телефонная плотность составила 70 абонентов на 100 жителей. Абонентская база ведущих сотовых операторов выглядит следующим образом: ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» — 5,17 млн. абонентов; ТОО
Действующим Законом РК «О связи» определено, что тарифы на услуги сотовой связи устанавливаются операторами связи на основе обоснованных затрат и объективного подхода, обеспечивающих равные условия для всех пользователей. Кроме того, на сегодня услуги сотовой связи не входят в номенклатуру услуг, на которые применяются регулируемые государством цены.
Вместе с тем, АИС совместно с операторами сотовой связи, проводят мероприятия, направленные на снижение тарифов:
Одной из проблем, которая отрицательно сказывается на тарифах, является недостаточность радиочастотного спектра, другими словами — рост абонентской базы опережает технические возможности операторов. Урегулирование вопросов, связанных с повышением эффективности использования радиочастотного спектра (являющегося ограниченным национальным ресурсом), осуществляется в рамках созданной постановлением правительства Межведомственной Комиссии по радиочастотам Республики Казахстан (МКРЧ).
В целях дальнейшего развития сектора услуг сотовой связи Агентством в соответствии с решением МКРЧ (протокол от 17 августа 2007 года) проводятся мероприятия по распределению радиочастотного спектра в диапазонах GSM 1800 МГц, 3G и т.д.
— Также рекомендации затрагивали вопрос тарификации интернет-услуг. Какие программы осуществляются по этому направлению?
— Согласно «Программе развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на
Однако, несмотря на проводимые мероприятия, тарифы АО «Казахтелеком» как основного оператора связи, остаются на достаточно высоком уровне.
Все проблемные вопросы, связанные с развитием инфокоммуникационного рынка в стране (в том числе развитие и обеспечение доступности услуг сети интернет) рассматриваются Агентством по информатизации и связи совместно с заинтересованными государственными органами в рамках работы Комиссии по либерализации отрасли телекоммуникаций, созданной 8 декабря 2006 года.
Кроме того, в октябре прошлого года была создана рабочая группа по телефонизации и интернетизации сельских населенных пунктов и созданию национального центра обмена интернет-трафиком с участием представителей АО «Холдинг «Самрук» и АО «Казахтелеком».
В частности, целями проекта центра обмена трафиком Kazakhstan Traffic Exchange
Вместе с тем необходимо отметить, что тарифы для конечного пользователя на услуги доступа к сети интернет не входят в перечень тарифов, регулируемых со стороны государственных уполномоченных органов.
— Депутат Владимир Бобров рекомендовал АИС завершить телефонизацию сельской местности до 1 июня следующего года. Имеется ли у вас утвержденный план мероприятий?
— По состоянию на 1 сентября 2007 года из 7306 сельских населенных пунктов (СНП) телефонизировано 6709 (или 91,8%).
В целях обеспечения экономической привлекательности сельской связи доминирующему оператору связи, на которого возложены обязанности по оказанию универсальных услуг в сельской местности, выделяются средства на компенсацию убытков. Социально незащищенным слоям городского населения выплачивается соответствующая компенсация.
С целью реализации Программы развития сельских территорий Агентством по информатизации и связи утвержден план-график, представленный АО «Казахтелеком» по телефонизации 347 СНП, предусматривающий завершение телефонизации 321 СНП в ноябре-декабре 2007 года и 26 СНП — до 2 квартала 2008 года с количеством жителей более 50 человек. Для реализации мероприятий по телефонизации СНП из республиканского бюджета выделены денежные средства. Таким образом, к 1 апреля 2008 года все населенные пункты Республики с численностью свыше 50 человек должны быть телефонизированы.
— Какие меры, по вашему мнению, необходимо принять для либерализации отрасли телекоммуникации?
— За период
Однако, несмотря на проводимые мероприятия, направленные на развитие отрасли, остается нерешенным ряд вопросов: отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг фиксированной связи, в том числе отсутствие для пользователей возможности свободного выбора оператора междугородной и международной связи, недостаточное развитие широкополосного доступа к сети интернет.
Основная цель либерализации рынка услуг междугородной и международной связи — обеспечение возможности выбора абонентом оператора междугородной и международной связи.
Несмотря на осуществление мероприятий, направленных на достижение этой цели, фактически операторы так и не перешли к реальным соединениям на сети.
В соответствии с действующим законодательством была проведена проверка деятельности операторов междугородной и международной связи с целью определения соответствия их сетей квалификационным требованиям, утвержденным постановлением правительства Республики Казахстан №909. В результате проверки выявлено невыполнение основного требования в части взаимосоединения сетей операторов и вынесено соответствующее предписание.
Определено, что для решения проблем, препятствующих реализации права абонента по выбору оператора, необходимыми условиями являются: дальнейшая модернизация сетей телекоммуникаций (с целью повышения уровня цифровизации до 100%); осуществление операторами технического подключения в срок до 1 ноября 2007 года (в соответствии с выписанным в результате проверки предписанием); разработка и утверждение методики расчета тарифов за присоединение и пропуск трафика.
Таким образом, будут созданы условия для обеспечения возможности выбора абонентом (пользователем) оператора услуг междугородной и международной связи. Это позволит создать реальную конкурентную среду на рассматриваемом сегменте услуг.
Общемировые тенденции и прогресс в области инфокоммуникационных технологий определяют необходимость повсеместного внедрения и развития сетей широкополосного доступа.
Среди факторов, сдерживающих развитие широкополосного интернета в Казахстане можно отметить — отсутствие возможности альтернативных операторов использовать сети местного доступа (аренда абонентских линий) доминирующего оператора, а также недостаточное обеспечение операторов связи радиочастотным ресурсом, необходимым для развития перспективных технологий радиодоступа (WLL,
Кроме того, одной из причин, способствующих возникновению барьеров для входа на рынок новых компаний, мешающих конкуренции, является чрезмерная экономическая концентрация и аффилиированность в сфере естественных монополий в области связи между субъектами, оказывающими услуги связи (особенно на рынке фиксированной, мобильной связи и интернет-услуг).
Для решения данной проблемы считаем необходимым провести комплекс мер, направленных на демонополизацию рынка путем снижения доли аффилированности между инфраструктурной (сетевой) компанией и компаниями, пользующимися ее услугами. По нашему мнению, это приведет к расширению рыночных отношений, развитию конкурентной среды, привлечению частных инвестиций и предпринимательской инициативы в сфере оказания услуг связи.
Комментарии