Демоны доменов: киберсквоттинг, тайпсквоттинг, фишинг
Страдает ли рынок доменов Казнета подобными болезнями?
Что стоит за этой терминологией и как с этим бороться? Страдает ли рынок доменов зоны KZ подобными болезнями?
Обычно в качестве наименования домена используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое пользователем с владельцем домена. Как правило, это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц и фамилия или псевдоним для физических лиц. Помимо этого как те, так и другие, конечно же, регистрируют более общие наименования доменов (car.kz, business.ru), номера своих телефонов и иные обозначения. Такие пользователи регистрируют домены для собственных нужд и именуются добросовестными.
Помимо названной категории пользователей есть те, кого именуют международным термином «киберсквоттеры». По сути, это сетевые деятели, пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, к которому не имеют ни малейшего отношения с целью его перепродажи владельцу сходного средства индивидуализации (не имеющему домена) или иному заинтересованному лицу.
Другое направление «деятельности» киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена (например,
Экономический расчет прост — «человеческий» фактор имеет место, и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов будут всегда, а значит и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама, тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах, вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того, удастся ли его когда-либо продать или нет.
В последнее время все чаще говорится о необходимости более тщательной проработки методов защиты от так называемого фишинга — разновидности сетевого мошенничества, при котором пользователей заманивают на фальшивые сайты, дизайн которых повторяет дизайн сайта-оригинала, и выуживают у них пароли и закрытую информацию. С целью такого заманивания фишеры регистрируют доменные имена, совпадающие с именами известных компаний, в которых часть латинских букв заменена на буквы национальных алфавитов. Еще до появления многоязычных доменов фишеры успешно обманывали пользователей, заменяя символ «I» на цифру «1». Можно добавить, что в доменах net, com 2% многоязычных доменов зарегистрированы со смешением алфавитов. С явлением фишинга можно бороться, например, запретив регистрацию доменов, содержащих одновременно символы латиницы и другого алфавита.
Ситуация в Казахстане
В Казахстане на протяжении последних нескольких месяцев отмечается незначительный рост числа регистрации доменных имен в национальном домене KZ. Ежемесячно число казахских доменов увеличивается на 500 имен. Эксперты связывают это с недавним снижением стоимости регистрации национальных доменов на 15%. С 5 мая 2006 г. стоимость услуги поддержки доменных имен для регистрантов была снижена Казахстанской ассоциацией
В Казахстане развернута аналогичная российской система распределенной регистрации доменов, имеющая три уровня: регистратура, регистратор, регистрант.
Законодательно распределение доменного пространства казахстанского сегмента сети интернет регулируется приказом и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 5 апреля 2005 года
По словам руководителя компании Neolabs Семена Свирюкова, в ближайшее время ожидаются изменения и дополнения в существующие правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети интернет. Что касается киберсквоттерства, тайпсквоттерства и фишинга, то подобные болезни в полной мере могут расцвести в странах, где сильно развита интернет-сеть. «В Казахстане же я не вижу экономического смысла заниматься подобной деятельностью. Большая часть доменов, которые, возможно, совпадают с торговыми марками, была и будет находиться в руках регистрантов-одиночек, которые и планируют, потратив на 1 домен 4500 тенге, продать его за несколько тысяч долларов в кратчайшие сроки. К сожалению или радости, их планы реализуются всего лишь в нескольких процентах случаев», — сказал он.
«К сожалению, на момент регистрации доменного имени очень проблематично определить, является ли это имя зарегистрированной торговой маркой или нет. Нет открытого списка доменов, которые были зарегистрированы, и нет экспертов, которые анализировали бы этот список, искали бы в нем торговые марки. Регистрация торговой марки длится около 1 года, проверить, является или нет слово или знак
Комментарии