Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Галымжан Бердыкулов, LG: в Казахстане всего 1% наших «серых» телефонов

    Интервью с начальником отдела продаж мобильных телефонов компании LG Electronics в Казахстане Галымжаном Бердыкуловым о тенденциях казахстанского рынка мобильных устройств.

    5 октября 2011 16:33, Марите Любинайте, Profit.kz
    Рубрики: Интервью, Связь

    Сегодня мировой рынок мобильных устройств значительно трансформируется: стремительно растет доля смартфонов, смещаются акценты пользователей в выборе операционных систем, прежние лидеры утрачивают свои позиции. Редакция Profit.kz беседует с ключевыми производителями мобильных устройств о том, насколько эти тенденции справедливы для казахстанского рынка. Мы уже пообщались с Карелом Голубом, генеральным менеджером Nokia в странах Юга СНГ, и Андреем Кормильцевым, региональным директором НТС в России и странах СНГ. Нашим следующим собеседником стал Галымжан Бердыкулов, начальник отдела продаж мобильных телефонов компании LG Electronics в Казахстане.

    — Галымжан, сейчас во всем мире происходит передел рынка между производителями мобильных устройств: падение доли Nokia, усиление позиций Samsung, LG и HTC. Насколько глобальные тенденции «заметны» в странах СНГ и в Казахстане, в частности?

    — Если сравнивать тенденции мирового рынка и казахстанского, то они разнятся. Это специфика нашего рынка, нашего потребителя и его менталитета. Более того, тенденции разнятся и с рынком СНГ. Например, в Казахстане доля Nokia превышает 50%, в России она — около 38%. Лояльность к бренду на местном рынке очень высокая.

    Если говорить о трендах в целом в разных сегментах мобильных устройств, то мы видим, что происходит увеличение доли смартфонов. Сейчас смартфоны занимают порядка 20% от общих продаж. Рост не столь интенсивный, но интерес потребителя увеличивается за счет повышения уровня его образованности в вопросе технологий. Кроме того, операторы предоставляют 3G-связь, снижают тарифы на интернет, и мы видим, что в совокупности это положительно влияет на продажи телефонов и изменение тенденций на рынке.

    Галымжан Бердыкулов, LG  Галымжан Бердыкулов, LG

    — Какие еще факторы влияют на казахстанский сотовый рынок?

    — Вы знаете, что в этом году на рынок Казахстана с агрессивной маркетинговой и тарифной политикой вышел новый оператор связи Tele2. И в августе мы отметили большой прирост продаж двухсимочных телефонов. С января по июнь доля двухсимочных телефонов составляла порядка 10% от всего объема продаж. В августе доля выросла на 5% и составила 15%. Полагаю, что в сентябре эта доля еще возрастет и составит 20% от всех продаж.

    — Как ваша компания оценивает свои позиции на мобильном рынке Казахстана? Известно, что на конец 2010 года доля рынка, занимаемая LG, составляла 10% и в ваших планах было увеличить ее до 16%. Ваши планы остались в силе? Насколько ситуация на рынке РК позволяет добиться поставленной цели?

    — Если посмотреть на рынок в целом, то мы занимаем на нем третье место. Планы остались прежними, мы намерены занять 16% рынка с большим упором на смартфоны на операционной системе Android. Этот сегмент мобильных телефонов для компании LG остается в приоритете. Важно отметить, что это наша глобальная стратегия. Сегодня вы можете заметить этот тренд, глядя на модельный ряд телефонов LG, который ежемесячно пополняется новыми моделями смартфонов. В четвертом квартале мы планируем выпустить три новых смартфона, один из которых — LG Optimus Link DUAL. Это инновационная модель, которая представляет собой двухсимочный смартфон — первый на рынке. Прежде чем выпустить такой смартфон, мы изучили казахстанский рынок, его потребности. Например, в Европе и США продажи двухсимочных телефонов невелики, поскольку у их рынка есть своя специфика — это операторский рынок, когда человек покупает за $20–30 телефон и связан контрактом только с одним оператором связи. В Казахстане же сложился открытый рынок, который не обязывает потребителя пользоваться услугами связи только одного оператора, а позволяет оценить преимущества каждого. И данная модель смартфона позволит это сделать в полной мере, используя преимущества двух разных операторов сотовой связи и их тарифных планов в одном телефоне (например, одну симку использовать под дата-трафик, а вторую — для звонков). Эта модель объединила в себе две тенденции — растущий рынок смартфонов и двухсимочных телефонов. И мы уверены, что данная модель найдет своего потребителя и будет пользоваться популярностью.

    Галымжан Бердыкулов, LG  Галымжан Бердыкулов, LG

    — Как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в РК в целом?

    — Официальной информации по рынку мобильных телефонов в Казахстане нет. И те цифры, которые я называю, это данные, основанные на информации, предоставленной нашими партнерами и собственные исследования.

    Если взять весь рынок мобильных телефонов в денежном эквиваленте, то он не сильно уступает объему рынка бытовой техники. Если стиральную машину или холодильник семья покупает в одном экземпляре один раз в 5–10 лет, то в семье из 5–6 человек мобильный телефон есть у каждого. Объем рынка мобильных телефонов очень большой. Если говорить о рынке в количественном эквиваленте, то в 2009 году рынок был в стагнации и только в этом году мы наблюдаем активный его рост. В этом году он увеличился на 20% по сравнению в 2010 годом. Однако в будущем прирост уже не будет столь интенсивным и составит 10–15%  в год. Отмечу, что в Казахстане ярко выражена сезонность в покупках телефонов: например, в декабре количество продаж увеличивается примерно в 1,5 раза. В этом году мы отметили резкое увеличение количества проданных телефонов в августе (рост рынка составил 7% по сравнению с июлем), что связываем с подготовкой многих к новому учебному году.

    Что же касается соотношения спроса и предложения на рынке, то здесь все равноценно. Дефицита нет. Сравнивая модельный ряд телефонов, представленных на нашем рынке и рынках США или Европы, могу отметить, что у нас он намного шире.

    — Какие категории телефонов начинают пользоваться большей популярностью у казахстанцев?

    — Как я уже говорил, это двухсимочные телефоны, смартфоны. А вот рынок сенсорных телефонов закрепился и держится на том же уровне: в прошлом году их доля составляла 5–8%  и активно прирастала, а сейчас она закрепилась на уровне 20%.

    — На сколько процентов ежегодно прирастает казахстанский рынок мобильных устройств?

    — В этом году рост составит порядка 20% по сравнению с 2010 годом.

    — По вашему мнению, насколько быстро растет доля телефонов на ОС Android? Какую операционную систему можно назвать №2 в мире и в РК, в частности?

    — В Казахстане доля операционной системы Android с января по июнь составляла 10%, Symbian — 67–70%. Однако в августе доля Android резко увеличилась до 29%. На американском рынке доля Android составляет 50%, 25% — iOS и оставшиеся проценты делят между собой RIM и другие ОС. В Корее доля Android порядка 60%, в Тайване — 71%. В мире продажи телефонов на этой операционной системе выросли в три раза за последний год. Это обусловлено тем, что несколько вендоров производят телефоны в разных ценовых диапазонах на базе операционной системы Android. Поэтому мы уверены, что доля Android будет расти в Казахстане. Однако, учитывая специфику лояльности нашего потребителя к бренду Nokia, я думаю, что этот производитель мобильных устройств сможет продержаться до выпуска телефона на операционной системе Windows Mobile в четвертом квартале. Это будет второе дыхание для компании.

    — Аппараты LG будут выпускаться только на ОС Android или есть вероятность, что они будут поддерживать и другие операционные системы?

    — Создавать свою волну мы точно не будем. По крайней мере, в Казахстан мы будем поставлять устройства на ОС Android. Это оптимальный вариант, поскольку он дает возможность предоставлять своевременные обновления операционной системы для наших моделей.

    — Можете ли вы назвать доли «серого» и «белого» импорта мобильных телефонов LG в стране?

    — Доля «серого» импорта телефонов LG в Казахстане составляет 1%. Удалось этого добиться благодаря глобальной политике компании. Мы четко регулируем и защищаем рынки, начиная от ценового позиционирования и заканчивая внутренними правилами и ограничениями, не позволяющими телефонам с другого рынка попасть на казахстанский. Поэтому 99% поставок телефонов LG проходят через наш офис. Мы гордимся этим, потому что наш потребитель получает сертифицированный продукт с сервисной гарантией.
    Что же касается рынка в целом, то оценить долю «серого» импорта очень сложно, но ясно одно — она уменьшается. Во-первых, благодаря усилиям других вендоров, которые ощущают эту проблему на себе более остро. Во-вторых, растет доля организованной розницы и их объемы продаж выросли по сравнению с прошлым годом в 2–3 раза. Это свидетельствует о том, что потребитель стал видеть преимущества покупки мобильного телефона в магазине. Однако доля организованной розницы («Технодом», «Сулпак», «Азбука связи» и т.д.) пока находится на уровне 30%, остальные 70% — это индивидуальные предприниматели, ТД «Зангар», «Студент», «Есиль» (Астана), где очень сложно проводить анализ, поскольку они не предоставляют официальную отчетность.

    Галымжан Бердыкулов, LG  Галымжан Бердыкулов, LG

    — Назовите, пожалуйста, ваших розничных партнеров. Кто больше продает? Какова ваша ценовая политика?

    — Наши партнеры — это вся организованная розница: «Сулпак», «Технодом», «Азбука связи», «Азия связной», «Меломан». Что касается цен, то у нас есть рекомендованная цена и «накрутка» на телефоны среднерыночная, в рамках «трезвого» ведения бизнеса, потому что каждый из этих игроков борется за долю на рынке. В целом, наше ценовое позиционирование, по словам партнеров по рынку, честное. Потребитель не переплачивает и получает качественный, высокотехнологичный и инновационный продукт за доступную цену.

    — В начале года LG обещала представить около 15 новых смартфонов. Что за новинки будут представлены до конца года и в каком ценовом сегменте?

    — В четвертом квартале мы представим на рынке три модели смартфона: двухсимочный смартфон (рекомендованная цена 44 тыс. тенге), модель с AMOLED и TFT LCD-дисплеем. Эти две модели будут представлены в более дорогом ценовом сегменте. В этом месяце появится еще одна модель, которая на казахстанском рынке будет доступна в ноябре. Это стильный и тонкий двухсимочный моноблок (LG S367) с большим дисплеем 2,4 дюйма по рекомендованной розничной цене 14 тыс. тенге.

    — По вашему мнению, какие тенденции на мобильном рынке будут доминировать в 2012 году?

    — Если посмотреть как развивался мобильный рынок за последние 8 лет, то можно выделить следующие тенденции. Началось с того, что производители мобильных устройств стали делать акцент на мультимедиа: от 4-тональной и 16-тональная полифонии до 24-тональной и MP3. После стали уделять пристальное внимание дисплею: 4 тыс. цветов, 24 тыс. цветов, 64 тыс. цветов. Сегодня есть аппараты с 16 млн цветов. Далее развернулась борьба за мегапиксели: 1,3,  2, 5, 8, 16. Вопрос закрылся, потому что телефон не сможет заменить фотоаппарат в полном объеме в виду того, что для качественного снимка нужна хорошая оптика. Сегодня между вендорами идет борьба за быстродействие смартфона. И следующий год покажет нам более технологически быстрые смартфоны, где частота процессора будет превышать 1,2 ГГц. Но предел тоже будет достигнут, поскольку телефон никогда не заменит компьютер. Также упор будет делаться на дизайн (например, будут уменьшаться границы между дисплеем и самим корпусом) и качество материала.

    — С учетом запуска в Казахстане связи 4G как скоро вы сможете предоставить на рынок LTE-аппараты?

    — Для европейского и американского рынков мы уже производим такие телефоны. И как только в Казахстане будет запущена связь четвертого поколения, нас не придется долго ждать.

    — Какими приложениями представлен локальный контент в телефонах LG?

    — У нас есть Центр разработки программного обеспечения, расположенный в Санкт-Петербурге, где пишется весь софт и адаптируется под наш контент. В данном случае это социальные сети (Vkontakte, Facebook, Одноклассники, Мой Мир) и поддержка меню на казахском языке. Специально для нашей страны контент мы не создаем, он разрабатывается на все страны СНГ. Но поскольку наши телефоны на ОС Android, то на Android market можно найти местные приложения, например Home bank от Казкома.

    — Работаете ли вы с местными девелоперами или вы внедряете только собственные разработки?

    — Мы тесно сотрудничаем с операторами связи. В частности, у нас был проект с одним из операторов, когда мы «прошивали» телефон, загружали виджеты этого оператора. Работа в данном направлении ведется, поскольку мы понимаем важность этого процесса.

    — Ваши дальнейшие планы?

    — Предлагать казахстанскому потребителю новейшие продукты, соответствующие последним трендам мирового мобильного рынка.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии