Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Мобильная связь в Казахстане

    Сравнительный анализ состояния рынка сотовой связи Казахстана.

    26 марта 2007 15:10, Валентина Фомичева, Computer Club Magazine
    Рубрики: Рынок, Связь

    Сотовая связь остается одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка телекоммуникаций Казахстана. На нее приходится 45,9%  в структуре доходов от всех услуг связи. Для сравнения, прибыль от услуг интернет-доступа составляет 5,2%, радиовещания и телевидения — 3,4%, почтовых услуг — 1,8%.

    Одной из наиболее волнующих новостей мобильного рынка стала информация о появлении нового GSM-оператора Neo, официальная презентация которого состоялась в середине февраля 2007 года. Как будут развиваться события после прихода нового игрока — покажет время, а пока познакомимся с текущим состоянием рынка сотовой связи Казахстана.

    На рынке сотовой связи стран СНГ Казахстан стоит на четвертом месте по уровню распространения мобильной связи. Лидером по числу абонентов и уровню проникновения является Россия — 101% населения. Далее расположились: Украина — 84%, Беларусь — 56%, Казахстан — 46%, Азербайджан — 33% и т.д.  Исходя из чего можно сделать вывод, что в Казахстане в 2007 году сохранятся хорошие условия для развития мобильной связи.

    Ведущую роль в развитии связи в Казахстане играет национальный оператор «Казахтелеком». С одной стороны, он является крупным акционером ряда сотовых операторов — ему принадлежит 49% акций в GSM Kazakhstan, а в конце января 2006 года акционеры компании одобрили сделки по приобретению 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Мобайл Телеком Сервис», оставшихся 50% акций АО «Алтел» (до этого «Казахтелеком» владел другой долей 50%), а также 54% АО «Nursat» (до этого «Казахтелекому» принадлежал 41,25%  компании) на общую сумму около $220 млн. Таким образом, после завершения покупки этих пакетов акций «Казахтелеком» стал полноправным владельцем всех операторов связи стандарта CDMA в Казахстане.

    В данный момент в республике сравнительно небольшое число операторов связи. Сегодня действует шесть операторов: три в стандарте GSM — GSM Kazakhstan (с торговыми марками K’Cell и Activ), «КаР-Тел» (Beeline и K-Mobile) и Mobile Telecom Service (NEO); три в стандарте CDMA — «Алтел» (Dalacom и Pathword), «Мобайл Телеком Сервис» («Жаршы») и компания Nursat (торговая марка Excord). Хотя, на самом деле, в большинстве своем рынок сотовой связи поделен между тремя крупнейшими операторами: GSM Kazakhstan (абонентская база около 3,5 млн. человек), «КаР-Тел» (более 4 млн. пользователей) и «Алтел» (500000 абонентов).

    Однако приведенные выше данные относительно количества абонентов можно поставить под сомнение, так как в статистике не учитывается тот фактор, что у одного пользователя может быть два и более номеров даже одного оператора связи. А значит, нельзя с полной уверенностью заявлять, что количество проданных sim-карт равно числу подключенных абонентов.

    По официальной информации, в республике зарегистрировано более 6 млн. пользователей мобильной связи, или 46% населения республики. По оценке заместителя председателя Агентства по информатизации и связи РК Ризата Нуршабекова, к 2008 году абонентская база вырастет до 7,5 млн. человек. На мой взгляд, количество абонентов превысит ожидания, если учитывать рост потребителей сотовой связи в прошлом году. Так, по данным исследования, проведенного компанией ICT-Marketing, в 2005 году количество абонентов только среди взрослого населения было 30%, но уже в конце 2006 года оно превысило 45%.

    Причина столь незначительного проникновения мобильной связи в относительно богатом Казахстане — высокие тарифы. Если «КаР-Тел» время от времени снижает цены на свои услуги, то тарифы «GSM Казахстан» остаются без изменения. Хотя время от времени «GSM Казахстан» проводит различные акции, даря всевозможные «бонус-единицы» и делая скидки на голосовые сообщения. Хотя в начале этого года компания «GSM Казахстан» произвела значительные изменения в своей тарифной политике, снизив стоимость разговоров для всех своих абонентов и введя посекундный биллинг.

    В тройку услуг, которыми пользуется наибольшая доля потребителей сотовой связи в Казахстане, входят следующие сервисы мобильной связи (в порядке убывания): исходящие звонки внутри сети — 90%; исходящие звонки на сети других сотовых операторов — 70,5%; исходящие звонки на фиксированные телефоны в городе, где находится респондент — 51%.

    Как показывают результаты исследования, использование услуг сотовой связи колеблется в зависимости от социально-демографических характеристик пользователя и, в частности, от возраста.

    Практика показывает, что абоненты практически не звонят с сотового телефона в страны СНГ и дальнего зарубежья и намного реже, чем в своем городе, звонят на городские телефоны других городов Казахстана. На мой взгляд, с целью заполнения именно этой ниши был создан новый оператор сотовой связи — Neo. Так, подключившись к функции Neo-гид, можно звонить на международные и междугородние телефоны всего за 32 тенге за 60 секунд. Компания предлагает новую услугу на рынке Казахстана сотовой связи — IP-телефонию. Если ранее, чтобы воспользоваться интернет-телефонией, нужен был стационарный телефон, то сейчас достаточно подключиться к Neo. Говоря простым языком — эта технология позволяет вести голосовые переговоры через интернет. Именно благодаря этому стоимость разговоров становится ниже по сравнению с обычной телефонной связью. Хотя, конечно, цена и качество меняются в зависимости от поставщика этих услуг.

    Данный вид услуги весьма удобен для сельского населения, а это примерно 6575,8 тысяч человек, или 44% от общего количества населения республики. Учитывая проблему доступности телефонной связи в отдаленных регионах Казахстана, новый оператор связи может уже в первый год превысить предполагаемый охват в 700 тыс. абонентов. И вот первое тому подтверждение: по словам Аскара Достиярова, председателя совета директоров ТОО «Мобайл Телеком Сервис», за первые пять дней работы к Neo подключилось 5000 пользователей, и 70% из них уже пополнили свой баланс.

    Думаю, единственное, что может привлечь пока обычного абонента — это акция, проводящаяся до конца марта. За 32 тенге можно позвонить в любую страну мира, за исключением стран Африки, южной Америки, Австралии и Океании. Хотя все же сохраняется состояние подвешенности, ведь неизвестно по каким тарифам придется звонить после 1 апреля.

    В то же время, NEO вышел на рынок без некоторых элементарных вещей для обычного абонента. Например, обмен SMS возможен пока только внутри сети, отсутствует возможность отправлять MMS, хотя GPRS и WAP уже работают (цены на них не отличаются от конкурирующих компаний). Правда, обещают, что все это будет возможно уже совсем скоро.

    Ни для кого не секрет, что при увеличении количества абонентов растет и прибыль операторов связи. По данным исследования «Развитие рынка сотовой связи в Казахстане», GSM-Kazakhstan с брэндами K’Cell и Activ на конец 2006 года по-прежнему занимал лидирующие позиции, его доля рынка (по доходам) составила 63%. Однако по сравнению с концом 2005 доля этого сотового оператора снизилась: на конец 2005 г. она составляла 73%. Одновременно наблюдался рост доли компании «Кар-Тел», которая работает на казахстанском рынке с торговыми марками K-Mobile и Beeline, что является результатом агрессивной маркетинговой политики, которую Beeline проводит на казахстанском рынке в течение полутора лет. Доля рынка компании «Кар-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.

    Доля рынка основных операторов сотовой связи РК в 2005–2006 гг. (по доходам). Пожалуй, это все, что можно сказать о ситуации в области сотовой связи в Казахстане. Остается только добавить несколько слов относительно того, как будет развиваться мобильная связь в ближайшие два года. Так, по мнению Нуркена Халыкбергена, PR-менеджера ТОО «КаР-Тел», мировой рынок сотовой связи стандарта GSM имеет огромные перспективы, что в равной степени относится и к Казахстану. В настоящее время уровень проникновения сотовой связи в стране увеличивается, и этот показатель будет расти. К концу 2007 года, по предположениям компании, он составит 80%. К 2009 году казахстанский рынок может достичь 100% насыщения. Чему весьма способствует экономическое развитие страны, которая занимает лидирующие позиции среди стран СНГ, в частности, по показателю роста ВВП.

    Краткая «мобильная история» Казахстана

    1994 год
    Начало развитию сотовой связи в Казахстане положил первый национальный оператор мобильной связи «Алтел». Компания представляла услуги аналогового стандарта AMPS, действующего более чем в 70 странах мира.

    1998 год
    В республике появился новый оператор мобильной связи — компания «КаР-Тел», работающая в стандарте GSM.

    1999 год
    Второй казахстанский оператор, работающий в стандарте GSM, — GSM Kazakhstan — осуществляет коммерческий запуск своей сети. Компания работает под торговыми марками Activ и K’Cell.

    «Алтел» планирует перейти на новую технологию связи стандарта CDMA. К апрелю 1999 года «Алтел» довел число своих клиентов до 15000. Кроме того, еще около 10000 абонентов составляли пользователи более дешевой услуги — карточной сети «Тумар».

    Право на предоставление услуг сотовой связи получила корпорация «Толкын» (ныне — ТОО «Мобайл Телеком Сервис») с торговой маркой «Жаршы».

    А тем временем компания «КаР-Тел», первой из операторов сотовой связи Республики Казахстан, запустила корпоративную программу, суть которой состояла в том, что компании, объединяющиеся в корпоративные группы, должны были иметь подключенными не менее 25 абонентских линий. В этом случае они не оплачивали обязательную абонентскую плату.

    2003 год
    «Алтел» осуществил запуск сети мобильной связи в стандарте CDMA под торговой маркой Dalacom. «КаР-Тел» снизил тарифы звонков с Excess на Excess с 40 до 14 центов, установив, таким образом, самый дешевый минутный тариф среди операторов сотовой связи.

    2004 год
    «Алтел» запустил новый брэнд — PAThWORD (также в стандарте CDMA). Один из ведущих операторов сотовой связи России ОАО «ВымпелКом» покупает ТОО «КаР-Тел», предоставляющее услуги связи под марками K-Mobile и Excess. Абонентам сотовой связи GSM Kazakhstan представлены новые услуги на основе технологии GRPS, MMS, WAP и мобильный интернет. Для абонентов K’Cell и Activ в Алматы и Астане запущена технология EDGE.

    2005 год
    Брэнд Beeline выходит на казахстанский рынок сотовой связи.

    Открыт обмен SMS-сообщениями между абонентами Beeline, K-Mobile, Excess и Dalacom, PAThWORD. Компания GSM Kazakhstan объявила о запуске технологии мобильного видео (Mobile Video Streaming) на казахстанском рынке. Эта технология впервые представлена и запущена в коммерческое использование в Казахстане и доступна всем абонентам К’Cell и Activ.

    Компания «Нурсат» с торговой маркой EXCORD предоставляет абонентам городские мобильные номера.

    2006 год
    Крупнейшие операторы мобильной связи стандарта GSM в Казахстане — компании «GSM Казахстан» и «Кар-Тел» — заключили договор о взаимном подключении сетей. Данный договор предусматривает прямое взаимоподключение и предоставление услуг, в частности, обмен SMS-сообщениями между этими операторами. «Алтел» предложил абонентам сотовой связи Dalacom новый развлекательный сервис TONiX. Услуга позволяет заменить стандартный сигнал длинного гудка, который слышит вторая сторона при звонке абоненту, на оригинальную мелодию или звук.

    2007 год
    Компания «Алтел» прекращает работу сотовой сети стандарта AMPS с товарным знаком «АЛТЕЛ». На рынок Казахстана выходит третий оператор сотовой связи стандарта GSM, компания Mobile Telecom Service с торговой маркой Neo.

    Средняя стоимость мобильной связи в зависимости от тарифного плана:

    K’Cell и Activ
    — Подключение — бесплатно
    — Стоимость sim-карты,r-uim- карты — 450 тг.
    — Авансовый платеж — 2000 тг.
    — Ежемесячная абонентская плата — 0 тг.
    — Исходящие звонки внутри сети за минуту/шаг биллинга — 19,2 тг./1 сек.
    — Исходящие звонки на других операторов за минуту/шаг биллинга — 24 тг./10 сек.

    Beeline и K-Mobile
    — Подключение — бесплатно
    — Стоимость sim-карты,r-uim- карты — входит в стоимость авансового платежа
    — Авансовый платеж — 1000 тг.
    — Ежемесячная абонентская плата — 0 тг.
    — Исходящие звонки внутри сети за минуту/шаг биллинга — 35 тг./10 сек.
    — Исходящие звонки на других операторов за минуту/шаг биллинга — 35 тг./10 сек.

    Pathword
    — Подключение — бесплатно
    — Стоимость sim-карты,r-uim- карты — входит в стоимость авансового платежа
    — Авансовый платеж — 2500 тг.
    — Ежемесячная абонентская плата — 0 тг.
    — Исходящие звонки внутри сети за минуту/шаг биллинга — 6 ед./30 сек.
    — Исходящие звонки на других операторов за минуту/шаг биллинга — 40 ед./60 сек.

    Dalacom
    — Подключение — бесплатно
    — Стоимость sim-карты,r-uim- карты — входит в стоимость авансового платежа
    — Авансовый платеж — 3000 тг.
    — Ежемесячная абонентская плата — 1500 тг.
    — Исходящие звонки внутри сети за минуту/шаг биллинга — 17 ед./10 сек.
    — Исходящие звонки на других операторов за минуту/шаг биллинга — 38 ед./10 сек.

    Neo
    — Подключение — бесплатно
    — Стоимость sim-карты,r-uim- карты — 200 тг.
    — Авансовый платеж — 1200 тг.
    — Ежемесячная абонентская плата — 0 тг.
    — Исходящие звонки внутри сети за минуту/шаг биллинга — 32 тг./10 сек.
    — Исходящие звонки на других операторов за минуту/шаг биллинга — 32 тг./10 сек.

    Автор благодарит Наталью Оспанову, директора компании ICT-Marketing, за помощь в подготовке материала.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии