Мы выросли вопреки скрытому сопротивлению объектов контроля
Интервью с председателем Счетного комитета РК по контролю за исполнением республиканского бюджета Омарханом Оксикбаевым о финансовых нарушениях, выявляемых в ходе аудиторских проверок в ИКТ-сфере.
Большинство бюджетополучателей в Казахстане допускают финансовые нарушения, выявляемые в ходе аудиторских проверок. Приводим фрагменты из интервью председателя Счетного комитета (СК) по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев, данного им газете «Курсив», касающиеся
— Омархан Нуртаевич, в 2010 году Счетный комитет был все время на слуху, вы много проверяли и контролировали. Каковы общие итоги года? Сколько объектов было проверено?
— Быть на слуху — по долгу службы обязаны. Счетный комитет — адепт принципов прозрачности, гласности. Мы считаем своим долгом информировать общественность о том, как используются народные деньги. И для нас важно взрастить качественно новых казахстанских налогоплательщиков, которые будут заинтересованы в получении независимой оценки экономической обоснованности и рациональности политики расходования бюджетных средств исполнительной властью. И с этой точки зрения наш официальный сайт — основной инструмент проведения политики гласности. Ежегодные отчеты, которые по сути являются независимым заключением на отчет правительства об исполнении республиканского бюджета, ежеквартальные бюллетени с материалами последних проверок, аналитические доклады — все в открытом доступе для общественности.
Если говорить об итогах ушедшего года, то Счетный комитет провел 61 контрольное мероприятие. Данный показатель почти на треть выше уровня 2009 года. Проверено 386 объектов контроля. Учитывая, что на реализацию антикризисной программы акционерным обществам с участием государства были направлены внушительные объемы средств из республиканского бюджета и Национального фонда, акцент наших проверок был сделан на квазигосударственный сектор. По итогам контроля в 2010 году мы направили правительству и администраторам бюджетных программ 173 рекомендации и 317 поручений по решению системных проблем финансовой дисциплины, и больше половины из них уже реализованы. Принятыми мерами мы по итогам контроля возместили свыше 8,8 млрд. тенге.
— В прошлом году Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета активно проверял эффективность использования бюджетных средств государственными активами. Так, Счетный комитет раскритиковал деятельность НИХ «Зерде». Ведется ли в «Зерде» работа по устранению недостатков, и каковы ее результаты? Каким образом Счетный комитет отслеживает устранение своих замечаний?
— Нарекания Счетного комитета в адрес госхолдинга «Зерде» были не беспочвенными. Было установлено, что в
А прорывные инфокоммуникационные проекты были оставлены на обочине. Госхолдинг не обеспечил внедрение новейших технологий. Все его силы были направлены на предоставление консалтинговых услуг дочерним и зависимым организациям. Понятно, что даже самая бурная деятельность госхолдинга на этом поприще ни на йоту не приближает отечественную инфокоммуникационную отрасль ни к конкурентоспособности, ни к экономической эффективности. «Достойных» плодов такой работы немало. К примеру, в
По итогам контроля Счетным комитетом даны конкретные рекомендации по улучшению финансовой дисциплины в госхолдинге. Работа по устранению выявленных Счетным комитетом нарушений в госхолдинге «Зерде» должна проводиться в обязательном порядке. В Бюджетном кодексе прописано, что все рекомендации Счетного комитета обязательны для исполнения объектами контроля. Для исключения неопределенности со временем их реализации в постановлениях Счетного комитета всегда указываются сроки исполнения.
— В первой половине 2010 года был расформирован холдинг «Арна-Медиа». В чем была основная причина его неэффективности?
— «Арна-Медиа» — это один из ярких примеров казахстанской «классики», когда бюджетные деньги, предназначенные для инвестиционных проектов, складываются на депозитах. Порочная практика такого использования государственных финансовых ресурсов несет массу минусов и ни одного плюса. Например, 2,9 млрд. тенге, выделенные на модернизацию сети трансляции телерадиопрограмм, были размещены данным холдингом на депозитах БВУ. Такие проблемы, как изношенность и моральное устаревание антенно-мачтового хозяйства пунктов ретрансляции, невозможность передачи большого числа телерадиопрограмм, низкий охват территории Казахстана, остались нерешенными.
— В ноябре 2010 года СК предъявило претензии МИНТ в связи с недостаточным контролем за подведомственными республиканскими государственными предприятиями. В чем суть претензий? Какова основная причина слабого контроля — неэффективная система или неудовлетворительная работа исполнителей?
— Проверки показали, что Министерство индустрии и новых технологий и его Комитет промышленности практически не контролировали подведомственные республиканские государственные предприятия. К примеру, критической отметки достигло производство и реализация редкоземельных металлов. И это большая ошибка. За рубежом создаются специальные фонды редкоземельных металлов. Они получили признание как один из перспективных финансово-кредитных инструментов обеспечения экономической стабильности. Востребованность редкоземельных металлов подтверждается спросом на мировом рынке.
— В этом году Счетному комитету исполняется 15 лет. Чего смогло добиться ведомство за прошедшие годы?
— Аппарат Счетного комитета на заре становления составлял 14 человек. Сейчас у нас в штате более 80 сотрудников. Если честно, мы укреплялись вопреки скрытому сопротивлению тех, кто становился объектом контроля и нелестных оценок со стороны Счетного комитета. Кадровый прирост происходил благодаря поддержке Главы государства.
Мы гордимся своими ревизорами. Для нас они — главный актив. Нулевая текучесть персонала говорит о многом. Значит, нам удалось создать здоровый морально-психологический климат в коллективе и найти нужные стимулы для работников.
Эффективный контроль начинается с продуманного планирования. Для этого мы внедрили систему управления рисками. С помощью математического моделирования определяем горячие точки контроля, имеющие социально-экономическое значение. Субъективизм при выборе объекта контроля исключается. Можно с уверенностью заявить, что Счетный комитет уже освоил такой передовой метод контроля, как контроль эффективности. Это новшество позволит распрощаться с эрой, когда освоение государственных средств рассматривалось бюджетополучателями лишь как процедура соблюдения законодательных формальностей. Контроль эффективности будет стимулировать перенос акцента в деятельности администраторов бюджетных программ на высокую отдачу государственных расходов.
У многих деятельность Счетного комитета ассоциируется с цифрами выявленных нарушений. В корне неверное представление. Ведь мы стремимся к уменьшению их количества. На обывательский взгляд, это может показаться минусовым итогом. Но в действительности это будет свидетельствовать о высоком качестве профилактической работы Счетного комитета. Ведь квинтэссенция созидательной деятельности Счетного комитета связана с генерированием профессиональных рекомендаций по улучшению государственной финансовой дисциплины.
Комментарии