Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Интернет-магазины заменят барахолку

    О работе интернет-магазинов в Казнете.

    19 ноября 2009 11:25, Ольга Шашкова, Курсивъ
    Рубрики: Рынок, Интернет

    Среди участников рынка интернет-торговли в Казахстане 80% приходится на интернет-магазины, из которых порядка 10% сайтов не функционируют, порядка 5% — магазины, занимающиеся поставками товаров из других стран, таких как Корея, Китай, США, и около 7% — это интернет-аукционы, где можно приобрести как новые, так и б/у товары.

    Так сколько же нужно средств и времени, чтобы создать успешный интернет-магазин? По мнению директора компании PROmotion Lab Алексея Мурина, все зависит от того, с чего начинать «возводить» интернет-магазин. Если к готовому проекту просто «прикрутить» продажи через интернет, то есть это будут только затраты на разработку «движка» сайта, его дизайн и наполнение — в этом случае размер средств будет сильно зависеть от выбранной студии. Что касается временных затрат, то компании PROmotion Lab понадобился почти год для того, чтобы утрясти все тонкости работы и получить именно то, что задумали.

    Конкретные цифры, которые называют игроки рынка интернет-торговли, сильно разнятся: от $3 до $20 тысяч, и даже не менее $60–70 тысяч. Сроки, необходимые для разработки сайта интернет-магазина, компании определяют так: от 3 месяцев до 1 года. А вот сроки окупаемости — от 1 года до 5 лет. Такая разница, по мнению компаний, складывается от того, какие товары будут продаваться и насколько успешно пойдет торговля.

    «Возраст» интернет-магазинов на рынке Казахстана варьирует от 1 года до 5 лет. В их работе есть как плюсы, так и минусы. По словам директора компании InStore Игоря Гуторова, преимущества магазина в системе on-line заключаются в том, что не требуются торговые площади, аренда которых в первую очередь отражается на цене товара, не требуется большое количество персонала, нет менеджеров, которые будут навязывать товар, экономятся время и средства. Однако, по мнению начальника отдела маркетинга ТОО «Центр Торговли Астыкжан» Лэйлэ Ибрагимовой, существуют также и отрицательные стороны интернет-торговли. Сюда можно отнести низкую осведомленность населения Казахстана о наличии реально действующих интернет-магазинов и то, что товары, купленные через интернет, нередко не соответствуют ожиданиям покупателей, а процесс их возврата и обмена в таком магазине значительно затруднен. Менеджер по интернет-маркетингу компании FLIP.kz Анастасия Сон подчеркивает, что в Казахстане вообще отсутствуют законодательные акты в области интернет-коммерции.

    Казалось бы, немаловажным фактором совершения покупки on-line должна бы стать цена товара. Но не всегда в интернете она ниже, чем в обычном магазине, а порой товар бывает и дороже, чем в каких-то стационарных магазинах. По утверждению Анастасии Сон, как правило, цены в on-line магазинах такие же, как в обычных, или незначительно, на 5–10%, ниже. Но в основном компании стараются придерживаться принципа «дешевле, чем в магазинах». Компания InStore предлагает свои товары на 20% дешевле, чем в обычных магазинах.

    Еще одним важным аспектом является доставка и оплата товара. 70% компаний осуществляют доставку заказанных товаров по всему Казахстану, 20% — только по городу Алматы, и всего 10% — исключительно в регионах, таких как Актюбинская, Павлодарская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области и Астана. Для доставки товаров в регионы компании пользуются услугами «Казпочты» и небольших курьерских служб по месту доставки. Несколько компаний осуществляют доставку своих товаров за границу Казахстана.

    Что касается формы оплаты, то здесь компании придерживаются единой позиции. Оплата может быть произведена как наличным (в момент доставки товара курьером), так и безналичным расчетом: посредством пластиковых карт, банковского перевода либо электронными деньгами — webmoney и яндекс.деньги. Также в компании INTERMARKET.kz предусмотрена возможность положить деньги на депозитный счет в интернет-магазине и тратить их до полного списания — это своего рода предоплата за будущие покупки.

    Средний размер «чека» розничного покупателя, в зависимости от товара, продаваемого в интернет-магазине, составляет от 5–6 до 40–45 тыс. тенге, что тоже влияет на стоимость доставки. У разных продавцов различные рамки, но суть в том, что при заказе товара на определенную сумму (от 10 до 20 тыс. тенге) доставка курьером будет осуществлена бесплатно. В противном случае она обойдется потребителю от 400 до 1000 тенге.

    По мнению большинства игроков рынка интернет-торговли, в период кризиса покупательская активность в online-магазинах возросла. Компании связывают это не только с желанием людей купить дешевле, но и с общим ростом числа казахстанских пользователей интернет-ресурсов.

    ***
    Китайский интернет-магазин www.taobao.com действует по принципу аукциона. Несколько продавцов соревнуются между собой в предложении лучшей цены, сроков доставки и гарантии на товар. Благодаря чему простой покупатель имеет огромный выбор, который он может делать не спеша. Товар из данного интернет-магазина доставляется через посредников и на территорию Казахстана. И даже при условии оплаты доставки, общая цена товара в 2–3 раза ниже, чем на территории Казахстана. В Казахстане, к сожалению, таких интернет-магазинов пока нет.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии