Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    «Электронное правительство»: технологии не создаются ради технологий

    Интервью с председателем Агентства по информатизации и связи РК Куанышбеком Есекеевым о ходе и плодах всеобщей «интернетизации» и развитии е-правительства в Казахстане.

    6 октября 2009 11:54, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    «Мы приняли принципиальное решение продолжать развитие «электронного правительства» и информационных технологий. Лишь на базе построения единой архитектуры госорганов мы можем сделать следующий шаг», — заявил премьер-министр Карим Масимов, выступая перед представителями деловых кругов на традиционном заседании «круглого стола». Однако в адрес соответствующей программы все чаще раздаются неодобрительные высказывания: мол, зачем это вообще нужно, как-никак кризис на дворе. Да и результаты у e-gov  — исключительно виртуальные… На вопросы «КП» о ходе и плодах казахстанской всеобщей «интернетизации» отвечает председатель Агентства по информатизации и связи Куанышбек Есекеев.

    Куанышбек Есекеев, председатель Агентства по информатизации и связи Республики Казахстан

    — Реализация программы е-правительство вызывала экспертную и общественную критику изначально. Дескать, многое из того, что было создано, остается исключительно в виде презентаций и фактически неработающих порталов в фазе «апробирования»…

    — Замечаний много. Но они как технические, так и исключительно эмоциональные. Естественно, когда результаты проектов представлены в электронном формате, их нельзя, скажем так, «потрогать», сразу возникают вопросы: а есть ли они вообще?

    — Этот вопрос задавал глава правительства, подводя итоги первого этапа развития е-gov: стало ли пользователям услуг проще добиваться оказания оных от чиновников? Но тогда он так и остался без конкретного ответа. Можете ответить на него сейчас?

    — Это был 2007 год, заканчивался информационный этап, в рамках которого мы ставили задачу лишь обеспечить присутствие государственных органов во Всемирной сети и предоставлять статистическую информацию об их деятельности. Тем не менее, первые шаги были самыми тяжелыми, они требовали максимума концентрации и налаженной командной работы.

    Именно тогда мы в основном создали инфраструктуру е-правительства, перевели в электронный формат учетные системы, обновили сам порядок в учете. Отныне все этапы жизни человека: рождение, поступление на работу, получение прописки, устройство на работу, приобретение недвижимости — могут фиксироваться быстро и очень просто с точки зрения сервиса.

    На втором, интерактивном, этапе пользователи получили возможность оформлять в электронном виде справки, подавать формы отчетности, заполнять декларации. Уже можно использовать интернет-банкинг, бронировать билеты на поезд или самолет через Сеть, посредством SMS узнавать о готовности того или иного документа. Всего и не перечесть. И это лишь видимая часть айсберга — той работы, которая ведется. Мы стараемся, чтобы представители власти как можно больше и напрямую общались с потребителями госуслуг. Так работают блоги руководителей министерств и ведомств, на которых любой желающий может обратиться к министрам, председателям агентств и даже лично к главе правительства — это интерактивное общение не зависит от класса чиновников — и оперативно получить нужные комментарии и помощь. (Премьер на встрече с предпринимателями признался, что «блог помогает ему в работе». — Прим. С. А).

    На блог-платформе идет достаточно бурное обсуждение, поступают многочисленные жалобы, есть и разбирательства. Вокруг блогов иногда разгораются скандалы, их периодически атакуют хакеры. Наши модераторы, кстати, только отслеживают процесс, но ни в коем случае не удаляют даже самые «острые» сообщения. Исключение составляют лишь письма, содержащие ненормативную лексику. Происходит все это открыто, информация доступна всем гражданам…

    Ну скажите, в какой еще стране действует такая блог-платформа? Да у нас нет ни одного акима, который бы не выходил на прямую связь с жителями «подшефной» территории! Поскольку иначе народ, не выходя из дома, начнет писать в инстанции повыше.

    — То есть можно констатировать, что правительство перешло от административного предоставления услуг гражданам к сервисному?

    — Безусловно. Веб-портал и шлюз e-gov введены в промышленную эксплуатацию, госорганы уже оказывают более 39 электронных услуг, в том числе 16 — физическим лицам.

    Работает ряд отраслевых баз данных, создана информационная система «Электронные государственные закупки», благодаря которой предприниматель, не выходя из офиса, может делать свои предложения и участвовать в конкурсах. Теперь осуществляется так называемый транзакционный этап, что подразумевает возможность осуществления платежей (налогов, сборов) в режиме «реального времени». И госзакуп — яркая транзакционная услуга. Государство полностью переходит на его электронный формат с первого января 2010 года. Полагаю, «хлынет» большой поток электронных торгов, которые будут проходить в интернете. На сайте goszacup.gov.kz вы можете посмотреть, какие учреждения проводят госзакупки, ознакомиться с их правилами. Уже сейчас реализованы 17 тыс. тендеров, и экономия в среднем при переводе конкурсов в новую систему составляет 23%. Хотя в первое время было много нареканий по ее работе.

    — Потенциальные клиенты, в частности, жаловались, что получить необходимую электронную подпись сложно или даже практически невозможно. В чем состоят эти самые «сложности»?

    — Могу с уверенностью сказать, что сейчас их нет. Процедура просто была технически немного трудна для новичков: нужно установить специальное программное обеспечение, автоинсталлятор, настроить его. Но все инструкции — в открытом доступе. Есть также видеопособие по подаче on-line заявки.

    Просто необходимо иметь домашний компьютер, базовые навыки работы на нем, подключение к интернету и руководствоваться шагами «к действию».

    — А как часто случаются сбои?

    — Их практически не бывает, но даже если это происходит, ошибки устраняются моментально. Специалисты нашего агентства ведут круглосуточный мониторинг.

    — Президент РФ Дмитрий Медведев назвал «электронное правительство» в России «химерой». Хотя почти все федеральные органы власти подключены к интернету и имеют свои базы данных, чиновники принимают компьютеры за усовершенствованные печатные машинки, и документы рассылаются в бумажном виде. Насколько это актуально для нас?

    — В Казахстане сформированы единая система электронного документооборота (ЕСЭДО) и транспортная среда (ЕТС) госорганов. В настоящее время к ним подключены все центральные ведомства, а также аппараты акиматов областей, городов Астана и Алматы. По состоянию на 18 сентября, межведомственный документооборот аппаратов акимов составлял 3118 позиций. Ко всему ЕСЭДО дорабатывается, чтобы граждане могли подавать электронные обращения.

    На будущее, для законодательного закрепления электронных государственных услуг, наше агентство разработало законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития «электронного правительства» (в ближайшее время он будет внесен в Мажилис). В нем мы хотим обязать госорганы оказывать электронные услуги.

    — И они к этому готовы?

    — Вполне.

    — Каковы перспективы проникновения е-правительства в отдаленные районы, где за справками привыкли ездить на расстояние в десятки километров?

    — Уже стартовал «пилот» по реализации пяти электронных услуг в Акмолинской области. Со временем мы планируем увеличить «прейскурант» и расширить географию.

    К сожалению, существует ряд технических проблем с проникновением e-gov в отдаленные районы. Необходимо сначала подготовить базу акиматов, обеспечить связь областных и сельских центров, увеличить степень внедрения интернета, обучить специалистов. И следующий шаг — это массовая пропаганда возможностей, предоставляемых населению: облегчение доступа к услугам, избавление от очередей, ускорение результата, и как итог — выход отношений населения с государством на новый уровень.

    — И все же такое ощущение, что сегодня казахстанское е-правительство в большей степени облегчает жизнь и «общение» самим государственным органам, а не рядовым пользователям. Может, надо было начинать «снизу», а не «сверху»? К примеру, форсировать компьютеризацию? До сих пор неизвестно, где продаются «народные компьютеры»?

    — Я категорически не согласен с вашим ощущением. Сервисы для граждан функционируют активно. Количество пользователей портала e-gov увеличивается в среднем на 20 тыс. в месяц. На начало года количество посетителей составляло 523532, сентябрьские же показатели говорят о 973703 человеках. В день нас «смотрит» почти три тысячи наших соотечественников. Это показывает заинтересованность и необходимость в портале. Он — основа, необходимая для проведения интернет-конференций с главой государства, с министрами, общественными деятелями по актуальным проблемам страны.

    Другое дело, что в Казахстане всего 15% активных пользователей компьютера, а грамотность в этом отношении по-прежнему отстает от мировых стандартов. Однако благодаря программе снижения информационного неравенства мы обучили около миллиона человек. 30% взрослого населения отныне умеет пользоваться «умной машиной».

    — Но ведь финансирование программы прекратилось? Кризис…

    — Вопросы по бюджетированию есть. Но программа продолжается. Что же касается компьютеризации как таковой, то около трех миллионов домохозяйств — 50% процентов от их общего числа имеет ПК.

    Сейчас реализуется проект «Ашык алем» под девизом »компьютер в каждый дом и в каждую точку Казахстана». В его рамках любой гражданин, независимо от географического местоположения, сможет заказать машину, отвечающую последним требованиям, посредством АО «Казпочта». Ну а предъявив сертификат как итог обучения на курсах компьютерной грамотности, можно получить скидку на товар в розничных магазинах таких компаний, как «Логиком», «Белый ветер», «Алсер».

    И проект «народный компьютер», кстати, продвигается. Просто, как вы сами отметили, — кризис. Народ почти не покупает компьютеры. Даже народные.

    — А когда же начнет функционировать «народный интернет»?

    — Агентство еще в 2007 году организовало пункты общественного доступа по всей стране. С соответствующей «картой» и адресами можно познакомиться опять-таки на сайте «электронного правительства». Сейчас эти пункты дополнительно оснащаются USB-панелями, после чего клиент сможет обратиться в госорган посредством портала e-gov и подписаться своей электронной цифровой подписью.

    — Это все замечательно, однако, рынок предоставления интернет-услуг у нас монополизирован.

    — 92% рынка широкополосного интернета занимает «Казахтелеком». Де-факто только у этой компании есть необходимая инфраструктура. «Мегалайн» очень популярен — до 70 тыс. подключений в месяц. Внутренний контент развивается, в Казнете высокие скорости.

    — А какой сайт для вас — стартовая страница?

    — Никакой. Я каждый день открываю для себя что-то новое. С утра самостоятельно провожу мониторинг сайтов АИС, чтобы оценить, как они работают, смотрю новостные ленты: Nomad, gazeta.kz. «Казахстанскую правду» читаю в электронном формате.

    — Есть такие форумы, на которые вы заходите постоянно и анонимно, дабы «выяснить конъюнктуру»?

    — (Смеется). Есть. На «Центр тяжести» захожу регулярно. «Обитаю» на форумах программистов.

    — Не смущает вас, как специалиста, что порталы некоторых государственных органов, мягко говоря, обновляются не оперативно?

    — Такая проблема существует. Но это не вина агентства. Если я произвожу машины, то и не могу отвечать за уровень подготовки каждого конкретного водителя. Но мы постоянно над этим работаем.

    — Когда пользователям интернета ждать давно обещанного АИС внедрения технологии 3G?

    — Я сам пользуюсь интернетом посредством мобильного телефона. И конечно, технология «третьего поколения» обеспечит, куда большие скорости и возможности. Сейчас идут переговоры с владельцем частот. Надеюсь, до конца года мы выдадим лицензии операторам.

    Вы также пользуетесь электронными кошельками, читаете виртуальные книги…

    — Я к этому просто привык.

    — Но когда к этому привыкнут рядовые граждане?

    — Для этого и есть программа снижения информационного неравенства — мы меняем с помощью нее ментальность. Более того, она уже частично изменилась. Просто надо прививать культуру интернета вкупе с развитием надежной инфраструктуры. Вот как все привыкли к сотовому телефону, пользоваться пластиковыми карточками, так, постепенно, население перейдет к интерактивному общению. Естественно, все эти процессы быстро не проходят. Привыкание к техническим системам достаточно долгий процесс. Мой прогноз — на это нужно от двух до пяти лет. Тогда и можно будет говорить о четвертом этапе — создании информационного общества.

    Ко всему, у нас достаточно активное молодое поколение, обеспечивающее наибольший прирост пользователей и востребованность новых коммерческих сервисов.

    — Глава правительства, выступая перед предпринимателями, также заметил, что IT-индустрия движется семимильными шагами: то, что сегодня в новинку, в следующем году окажется устаревшим. Не окажется ли в связи с этим «электронное правительство» ненасытной «прорвой» для бюджетных денег?

    — Информационные технологии — самая коммерциализированная наукоемкая отрасль. Постоянные попытки догнать время — это реальный минус нашего труда. Тем не менее, технологии не создаются ради технологий, все исходит от конкретных потребностей населения страны.

    Сейчас много спорят об «электронном правительстве». Скажу одно: нападки на него не обоснованы. Эффективность информационных систем можно определить на одном лишь примере госзакупок. Надо и дальше вкладывать деньги в IT-индустрию и человеческий капитал, с ней связанный. Они себя окупят.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии