Алексей Бендзь, Beeline Казахстан: Дерзайте, пытайтесь, стремитесь!
Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан, рассказал в интервью Profit.kz о развитии стартаперства в Казахстане и евразийском этапе международного конкурса инноваций Global Mobile Challenge.
— Алексей, 20 июля Beeline объявил о старте Eurasia Mobile Challenge, евразийского этапа международного конкурса инноваций Global Mobile Challenge. Расскажите о конкурсе — каковы его цели и задачи?
— Суть в том, что стартаперы из восьми стран могут предложить свои идеи. И не просто предложить их, но и воплотить. Принцип простой — достаточно иметь хорошую стройную идею какого-либо мобильного приложения, иметь план, каким образом масштабировать эту идею далеко за пределы своей страны, и можно подавать заявку.
Потом, конечно, нужно понимать, как монетизировать эти идеи. Просто так сделать приложение, которое не приносит деньги — это не предпринимательство, это скорее социальный проект. Мы же хотим сделать акцент именно на предпринимательском моменте.
— А как вообще в вашей компании пришли к этой идее?
— Как вы знаете, мы входим в группу компаний Вымпелком, в которой присутствуют компании из 14 стран, в том числе и постсоветского пространства. Нас многое объединяет, включая элементы социальной ответственности бизнеса. Мы подумали над социальным профилем каждого бизнеса и группы компаний в целом и пришли к тому, что нам нужно объединить усилия в какой-то из сфер, чтобы каждая из стран делала активности в этом направлении. Вымпелком, как головная компания, будет эти инициативы стимулировать. Таким направлением была выбрана поддержка предпринимательства, поддержка стартаперов, поддержка тех, кто генерирует идеи и создает прогресс.
Мы нашли такой конкурс. Mobile Challenge — это всемирный конкурс с финалом в Барселоне. Он существует уже остаточно давно. Вымпелком поддерживает этот конкурс на евразийском пространстве. Получилось так, что мы расширили географию Eurasia Mobile Challenge. Мы набираем команды, учим ребят, они занимаются с менторами. Потом на локальном финале выбирается три команды, которые едут на евразийский финал. В этом году Eurasia Mobile Challenge пройдет в январе в Ереване. После чего три команды, победившие на этом этапе, едут на мировой финал. Традиционно он проходит в Барселоне в рамках World Mobile Congress.
Интересно, что в прошлом году команда из Казахстана на евразийском финале взяла «серебро», получила 15 тыс. долларов и поехала в Барселону. На мировом финале они стали четвертыми.
— Конкурс проходит уже второй год, и у вас наверняка сложилось определенное мнение о казахстанских стартапах. Что вы можете сказать о наших разработчиках?
— На самом деле, есть очень интересная особенность у казахстанских команд. Это очень талантливые ребята, есть классные идеи на разных уровнях проработки. Но есть и элементы лени, недоверия. Ребят нужно брать за руку и приводить на конкурс, мол, «у тебя классный проект, регистрируйся». Притом, что есть много талантов, нет огня в глазах, нет поиска любой возможности для реализации своего проекта или идеи.
Я не вижу, чтобы меня, как руководителя по коммуникациям Beeline, «терзали» авторы проектов, пытались хоть как-то пройти в конкурс. У меня огромное количество информации и я с удовольствием ей поделюсь. Но рвения стартаперов, их «огня» я не вижу. Хотелось бы, чтобы казахстанские стартапы были более активны.
— Расскажите, пожалуйста, о казахстанском проекте, который стал победителем. Что это за проект и какова его судьба после конкурса?
— Его основателем является Вадим Лю. Проект — идея онлайн-барахолки запчастей для автомобилей. Идея отличная, но выигранные деньги они до сих пор не освоили. Как ребята пояснили, посещая разнообразные мероприятия для стартаперов, общаясь с инвесторами, менторами и профессионалами в области интернет-торговли, они увидели ряд моментов в своей концепции, которые нужно доработать для того, чтобы проект принес положительный эффект. Сейчас все это в стадии проработки и они обещают, что запустят проект.
— Расскажите о проектах этого года, которые участвуют в отборе. Увидели ли вы уже интересные решения?
— Мы до 15 октября еще принимаем заявки. Сейчас проектов пока немного — около 25 подано от Казахстана. Есть интересные бизнес-идеи, социальные идеи, есть идеи, которые апгрейдят уже существующий бизнес. У нас будет несколько этапов, когда все эти проекты будут систематизироваться. Выиграть сможет тот, кто помимо хорошей идеи принесет конкретно проработанные механизмы реализации проекта, его раскрутки, получения результата.
Очень важно уметь правильно и хорошо оформлять презентации, классно себя представлять. Причем, я бы стразу предупредил команды о том, что на большом финале в Барселоне защита проектов идет на английском языке. Поэтому нужно иметь в команде яркого презентатора с хорошим английским.
— Продолжая тему активности местных команд — есть мнение, что наши стартаперы слабее и малочисленнее по сравнению с другими странами.
— Мы переживаем время очередной промышленной революции, мир становится цифровым. Количество различных сервисов для смартфонов и планшетов растет в геометрической прогрессии. В Казахстане наступила эпоха 4G — это большие скорости интернета, возможности перекачивать огромное количество трафика, возможности монетизации этого при помощи различных инструментов, таких как мобильные финансы, безналичные платежи, интернет-торговля. Это все — огромное поле, где нужно «встать и пахать».
И не думаю, что у нас в Казахстане ситуация сильно отличается от США. Возможно, стартаперов меньше, но если просто смотреть на это со стороны и сокрушаться, то больше их не станет. Если дать инструменты для реализации своих идей, то процесс формирования экосистемы можно существенно ускорить.
У меня лично было большое количество идей, например, а что если сделать такое приложение, а что — если такое. Но останавливало то, что нет денег, инвестиций. С Eurasia Mobile Challenge эта проблема может найти решение — придумай идею, достойно презентуй ее, и есть шанс получить деньги на реализацию. Это отличные возможности для старта!
— Сейчас многие компании поддерживают стартапы, запускают свои собственные конкурсы, стимулируют разработчиков. По каким причинам это происходит? Дань моде или бизнесы нуждаются в свежих идеях?
— Думаю, и то, и другое. Однажды я побывал на «круглом столе», где присутствовали топ-менеджеры казахстанских операторов. И когда зашла речь про приложения, про то, что молодежь может сама уже что-то делать, меня удивил момент, что мои коллеги из других компаний практически в один голос выразили мнение о том, что это пустая трата времени. «Все равно вы здесь не сможете сделать ничего, что можно было бы развить на другие страны, не тратьте на это время», — примерно такая мысль была высказана. Наша же позиция радикально отличается — ничего не получится, если ничего не делать. Никакого прогресса, никакого витка креатива.
С другой стороны, мы идем в «цифру», диджитализируемся. Весь мир вокруг нас — цифровой. Все больше и больше мы покупаем через интернет, практически всю информацию получаем и используем на смартфонах, планшетах, ноутбуках — потребляем новости, контент. Хотим мы или нет, все приложения, которые нас окружают, — их будет только больше. Но они будут чужими. Почему бы не делать свои?
Я думаю, что здесь мы на равных. Проекты обязательно нужно пытаться реализовывать. И если не будет мотивации в виде таких конкурсов, обучающих программ, встреч со «звездами» стартаперства, то не будет и развития местных проектов. Это один из наших социальных фокусов, и нам крайне интересно эту махину сдвинуть.
— Если говорить о компании Beeline — какую «пользу» вы извлекаете из Eurasia Mobile Challenge? Подыскиваете разработчиков, присматриваетесь к их наработкам? Идет ли речь о возможном внедрении каких-то проектов в Beeline?
— У нас есть элементы «бизнес» и элементы «промо». Если, к примеру, к нам придут ребята с прекрасной идеей, которую можно распространить так, чтобы она стала массовым продуктом и приносила прибыль, то почему бы и нет? Такие примеры есть. Я лично буду очень рад, если кто-то придет со своей идеей на Eurasia Mobile Challenge, выиграет с ней, и мы еще потом вместе сможем ее использовать. Beeline — это часть Вымпелком. Если будет идея, которую можно продавать, здесь можно думать не только о рынке Казахстана, а замахнуться на рынки всех тех стран, где присутствует Вымпелком. Это максимальный результат, который можно «выжать». Все зависит исключительно от идеи, от ее бизнес-применения и от способа ее продать на отборочных этапах конкурса.
Второй вариант — промо. Например, какое-то мобильное приложение точно соответствует нашей социальной ответственности, ну, например, поддержка образования, социального предпринимательства. И почему бы не подумать о том, чтобы не интегрировать данный проект в нашу компанию? Мы сами, конечно, присматриваемся, но у нас есть свои фокусы. То есть, просто так брать и покупать какой-то мессенджер — сначала нужно понять, насколько он нам нужен, насколько мы готовы инвестировать в инструмент, которому придется конкурировать с WhatsApp, например.
— Недавно было объявлено о том, что Beeline намерен активно развивать мобильные финансовые услуги и сервисы. Планируете ли вы использовать площадку конкурса для поиска новых идей в этой сфере, ведь прорывные проекты могут быть козырем в конкурентной борьбе?
— Действительно, мобильные финансы — это наш козырь. Безусловно, мы используем эту площадку для «прокачки» каких-то своих прогрессивных идей, чтобы показать, что в принципе возможно сотрудничество стартапа с крупным мобильным оператором. То есть, отвечая на ваш вопрос, — а почему бы и нет?
— Вы упоминали, что отбор команд ведется до 16 октября. Какой совет вы можете дать командам, разработчикам, которые намерены участвовать в конкурсе?
— Я хотел бы посоветовать быть смелее, активнее, где-то даже агрессивнее. Не стесняться идей, не лениться. Делайте презентацию, регистрируйте команду, приходите, давайте заявку. Принцип здесь такой: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Участие абсолютно бесплатное. Если вы проходите в следующий тур, и в Ереван, и в Барселону мы везем участников бесплатно. Активный человек сделает пять идей, оформит их, подаст, и одна из них «выстрелит». А пассивный человек останется на одном месте, даже если у него есть хорошая идея. Дерзайте, пытайтесь, стремитесь! Активность — это один из залогов успеха.