Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Тревожный звонок

    Предоставление и качество услуг экстренных вызовов сотовыми операторами Казахстана.

    27 сентября 2008 09:50, Канат Сатыбалды, Gazeta.kz
    Рубрики: Связь, Общество

    Сотовая связь так плотно переплелась с современной цивилизацией, что сейчас крайне трудно представить жизнь без мобильного телефона. Производители мобильных телефонов и операторы связи вкладывают все силы и средства, чтобы их «дитя» становилось самым лучшим продуктом среди конкурентов и заключало в себе все функции, необходимые человеку в его повседневной жизни.

    Но сейчас мы не будем разговаривать о последних достижениях мобильного мира: иная тема на повестке дня.

    Пролог

    Еще несколько лет назад большинство людей, относились с недоверием к тяжелому и скучному «кирпичу». Но с появлением мультимедийнных сотовых телефонов, которые буквально ворвались на рынок, все сразу поменяли свои отношения к мобильникам. И даже несмотря на негативные заключения мировых медицинских университетов, утверждающих о колоссальном вреде сотового телефона. Многие пожилые люди и лица, страдающие декомпенсированными формами хронических заболеваний с особой надеждой, смотрят на «сотку» как на маленького друга. Если им давно приходилось сидеть дома под бдительным оком близких и родственников, то теперь эта роль отведена мобильникам. В случае чего, достаточно достать трубку и нажать пару кнопок.

    Другой пример: матери, отправляя, маленького первоклассника в школу или позволяя, играть во дворе еще более юного своего отпрыска — отпускают их в сопровождении «мобильника-няньки». И не секрет, чем мы становимся более мобильными, столь и более зависимыми.

    Действительно ли это так? И стоит ли безоговорочно доверять маленькому электронному другу? Насколько он оправдывает свое назначение?

    Сегодня любой оператор связи предлагает особую функцию, известную под названием «экстренный вызов». Сама функция срабатывает даже в том, случае, если в мобильник не вставлена сим-карта и абонент имеет отрицательный баланс. Воспользовавшись подобной услугой, вы автоматический набираете телефон полиции. Услуга бесплатная, но связывает только с полицией. Возникает вопрос: Как быть с другими экстренными службами? Ведь в регионах не все диспетчерские пункты полиции имеют функцию автоперевода телефонного звонка на диспетчерские пункты пожарной службы или скорой. Вот об этом сегодня и пойдет речь.

    Трагическая картинка

    Представьте себе такую ситуацию: вы стали очевидцем страшного несчастного случая. Вечером, шагая по тротуару и вдыхая летний воздух, вы заметили, как по пешеходной дорожке проходит чарующим вальсом молодая женщина с ангельским ребенком. Но, через доли секунды визжат тормозные диски, и автомобиль с грохотом ломает и мнет живописную картинку…Джип на предельной скорости скрывается с места происшествия. Вы в панике, достаете свой сотовый и набираете номер экстренной службы. Поднимает оператор и говорит: «Скорая слушает». Вы сметенным и растерянным голосом: «Алло, скорая?». Оператор: «Да, скорая!». Вы: «Срочно скорую, сбили женщину с ребенком». Оператор: «Где?» Вы: «Возле Мегацентра». Оператор: «Кто вызывает?» Вы: «Прохожий». Оператор: «Ожидайте вызов».

    Вы подходите к пострадавшим и замечаете, что они без сознания. Вы в ужасе снова набираете «03». Вы: «Где ваша скорая?» Оператор: «Бригада в пути». Проходит полминуты. И на ваш мобильный звонит неизвестный ранее номер. Вы поднимаете трубку и слышите незнакомый мужской голос: «Беспокоит врач бригады скорой помощи. Вы вызывали скорую?» Вы: «Да, я вызывал». Врач: «Где вы находитесь?» Вы: «Возле Мегацентра». Врач: «С какой стороны?» Вы: «Я нахожусь со стороны Думана». Врач: «Что за Думан?!» Вы: «Как какой? Вы что город не знаете?» Врач: «Из какого города Вы звоните?» Вы: «Как из какого? Из Астаны». Врач: «Извините, вышло недоразумение. Наша скорая расположена Алматы…»

    Единый номер спасения

    С 1 января 2008 года в соседней России ввели единый номер 112, который заменил ныне существующие номера чрезвычайных служб. Решение о создании так называемой «Системы112» принято уже давно — 31 декабря 2004 года, специальным постановлением Правительства РФ.

    А еще раньше северный собрат подписал соглашение, по которому единым экстренным телефоном для всей Европы признан номер 112. Это означает, что Вы, находясь за пределами России с телефоном, подключенным к любому российскому оператору, можете смело набрать со своего мобильника заветные цифры и получить помощь в любой точке Старого Света.

    Подобная услуга означает, что при поступлении экстренного вызова его принимают региональные диспетчерские службы МЧС. Затем они переключают вызов на диспетчерские пункты соответствующей экстренной службы, то есть служба работает по принципу «одного окна». В список экстренных служб включены: милиция, скорая медпомощь, противопожарная служба, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, аварийная служба газовой сети и служба «Антитеррор».

    Кроме того, при проблемах связи, возникших из-за помех, невнятной речи звонящего и тому подобного, проводится обязательное отслеживание и определение координат поступившего звонка для выезда патрульной машины.

    В то же время МЧС России подсчитал, что введение единого номера неизбежно приведет к экономии затрат бюджетных средств. Тем более, что по прогнозам МЧС РФ в ближайшие годы количество природных катаклизмов будет стабильно увеличиваться, а они в свою очередь влекут за собой и техногенные катастрофы. Так что оперативность — в полном смысле слова вопрос жизни и смерти.

    Казахстанский парадокс

    А как у нас обстоят дела? В Казахстане «тревожными номерами» служат американский 911 и европейский аналог — 112.

    Следует заметить, что в нашей стране никогда не было и нет никакого постановления Правительства о создании единого номера экстренных служб. Хотя вопрос стоит на уровне национальной безопасности. Но самое парадоксальное то, что на эту проблему никто не обращает внимания, за исключением самих диспетчеров и тех, кто стал жертвой из-за отсутствия вышеназванного документа.

    Отсутствие подобного постановления или приказа ведет в работе экстренных вызовов у многих операторов мобильной связи к учащению смертельных исходов.

    Схема работы «единых номеров» в нашей стране очень «сырая» и выглядит следующим образом: вы, находясь в таких мегаполисах, как Астана или Алматы, и решив воспользоваться функцией экстренных вызовов 112 или 911, непременно дождетесь ответа, но от… полицейских. Последние, в свою очередь, не всегда в состоянии «переключить» ваш телефонный звонок в долгожданную службу спасения. Полиция не может «перевести» по двум основным причинам: первая — техническая необеспеченность и вторая — отсутствие приказа МВД, позволяющего диспетчерам «02» «переключать» вызов на пульты других экстренных служб.

    А совсем недавно появилась новая проблема. Конечно, она существовала и до этого, но с ростом численности обладателей мобильников, у нее появились четкие контуры и черты судьбоносности. Ее суть заключается в следующем: вы, находясь в Астане или ином городе, попали в несчастный случай или стали свидетелем ЧП. Вы непременно воспользуетесь номерами экстренного вызова, соответствующей необходимой службы, которые как отмечалось выше, бывают у каждого оператора разными.

    И таким образом можете «попасть» в буквальном смысле этого слова в диспетчерские пункты другого города (!).

    У многих, чисто теоретически ситуация, может вызвать смех. Но поверьте, вызывая по мобильнику «скорую» или «пожарную», вы сами можете не дождаться заветной помощи. Ведь бригады «белых ангелов», «красных бойцов» и «хранителей закона» давно выехали. Но адрес, который вы указали, оказался в другом городе… А возможно и нет.

    В любом случае ваш звонок могут принять за ложный вызов. Но опытный оператор, всегда запишет высвеченный номер вашего сотового и сам перезвонит или, в крайнем случае «маякнет».

    Главными причинами данной проблемы являются:
    1. Отсутствие у нас центральной диспетчерской службы ЦДС (только не следует путать с центральной оперативной службой 051), обслуживающих мобильную связь.
    2. Факт того, что у большинства операторов, вызов «пожарной», «полиции» и «скорой» вообще невозможен при нулевом и отрицательном балансе.
    3. Отсутствие единого номера для вызова скорой и пожарной служб.
    4. Наличие у каждого оператора связи собственных номеров для вызова той или иной экстренной службы.

    Таким образом, только наличие одного нормативно-правого документа о создании единого экстренного номера, решил бы вопрос экстренных вызовов и навсегда сплотил бы всех операторов связи.

    Мнение «экстренников»

    Руководители всех экстренных служб столицы — пожарной, полиции и скорой, голословно подтвердили факт, что им действительно звонят, «попадая» из других городов Казахстана. Все службы фиксируют и хранят подобные вызовы в архиве, другая часть вызовов «обезвреживается» еще на этапе диспетчера и соответственно, ему не придают значения. Такие вызовы диспетчеры часто передают операторам того города, откуда вызов поступает. Поэтому трудно назвать точное количество вызовов, поступающих за год из других городов.

    К глубокому сожалению, и мониторинга за подобные вызовами никто из экстренных служб не проводит. Но, беседуя с рядовыми диспетчерами «01», «02» и «03», можно прикинуть, что среднее количество «чужегородних» вызовов составляет один на тысячу звонков.

    Самое интересное, что представители МЧС РК очень далеки от знания о наличии таких вызовов, и все по той простой причине, что руководители региональных и других экстренных служб не всегда стараются показывать руководству и СМИ истинную картину.

    Экстренные службы Астаны:
    Пожарная — официальные данные (общее количество вызовов за последние 8 месяцев текущего года) — 2349, среднестатистические данные (среднее количество вызовов, поступивших с других регионов) — 4–5.
    Полиция — официальные данные (общее количество вызовов за последние 8 месяцев текущего года) — 392133, среднестатистические данные (среднее количество вызовов, поступивших с других регионов) — не менее 420.
    Скорая — официальные данные (общее количество вызовов за последние 8 месяцев текущего года) — 136854, среднестатистические данные (среднее количество вызовов, поступивших с других регионов) — не менее 130.

    Мнение операторов

    Следует отметить, что не все представители мобильных компаний охотно согласились ответить на вопрос: «Почему вызывающие абонементы из одних городов Казахстана «попадают» в другие?»

    «Смельчаками» оказались лишь представители ТОО «Кар-тел» и ТОО «GSM Казахстан». Прочие операторы, сославшиеся на знаменитую коммерческую тайну, вовсе отказались комментировать данный вопрос.

    После такого легкомысленного поведения солидных операторов, которые обеспечивают мобильной связью весь Казахстан, у меня возник и другой вопрос: «А можно ли им вообще доверять?»

    Безусловно, Астана — это сердце Казахстана, и, казалось бы, в принципе, все должно было бы здесь находиться.

    Но на практике все по-иному. Только один ТОО «Кар-тел» имеет в штате столичного филиала представителя по связям с общественностью. Тогда как другие не только не имеют, а даже задаются вопросом: «Зачем они нужны нам в Астане?»

    Пресс-секретарь столичного филиала ТОО «Кар-тел» (оператор связи Beeline) Газиз Сермагамбетов: «К нам обращались с другими вопросами. Но чтобы наши клиенты оказывались в таком положении, я не припоминаю. Но, когда я связался с нашими техниками, отвечающими за связь, они не исключили, что подобное возможно. Вы все замечали, когда включаете мобильный телефон, он всегда осуществляет поиск сети. И как объяснили наши инженеры, например, когда человек набирает экстренный вызов, а в это время все операторы экстренных служб заняты, то сеть автоматически ищет наиближайший свободный пульт, находит и перекидывает туда вызов».

    Старший специалист по связям с общественностью ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (оператор связей: Activ и K’Cell) Наталья Еськова: «Такое может произойти, если несчастный случай случился на какой-нибудь трасе, вблизи населенного пункта или же в самом населённом пункте, в котором нет собственного подразделения полиции, скорой помощи, пожарной или других экстренных служб. В этом случае звонок будет автоматически переведен на экстренную службу, расположенную в городе или населенном пункте, который находится ближе всего к месту, где произошел несчастный случай».

    Таблица, приведенная ниже, показывает, как все работает при положительном балансе. А при нулевом и отрицательном балансе они становятся недоступными.

    Операторы Пожарная Полиция Скорая Газовая
    Городской телефон 01 02 03 04
    Activ, K’Cell 010 020 030 040
    Neo 010 020 030 -
    Beeline 101 102 103 104
    Dalacom, Pathword 111 112 113 -

    На другой стороне

    Создание ЦДС — отличная идея для получения прибыли, поэтому предпринимателям и государственным учреждениям следует задуматься над предложением.

    Во-первых, в силу своей новизны не будет конкурентов, а, во-вторых, подобная служба может обслуживать не только сотовую связь, но и обычные городские телефоны. В-третьих, единодоступность для всех операторов мобильной связей и других видов связей, а также легкость набора номера и работоспособность функций при отрицательном балансе и отсутствии сим-карты, позволяют намного расширить поле деятельности подобной службы.

    Не исключено, что у многих появился вопрос: «В чем же состоит доходность бесплатной экстренной службы?»

    Затрагивая понятие «бесплатный», следует иметь в виду, что у любой медали есть обратная сторона. Бесплатная услуга подразумевается только для пользователя, а для различных служб, с которыми соединяет оператор, она должна быть платной.

    Отмечу, что аналогичные службы уже несколько десятков лет оперативно функционируют с момента появления сотовой связи в странах Запада, Японии и США. Одни из них принадлежат государству, другие — в частных руках. Например, в некоторых штатах Америки службы экстренного вызова могут соединить со справочными операторами аптек, автосалонов, банков и даже цветочных магазинов.

    Эпилог

    Попав в беду в безбрежных степях Казахстана, вы никогда не сможете воспользоваться услугой мобильного телефона. Вот тогда востребованный экстренный вызов становится недоступным и превращается в непостижимую мечту.

    И тот долгожданный проблеск удачи, или пресловутая надежность по части функции «палочки-выручалочки» оказываются всего лишь иллюзией. Тогда зачем нужна мобильная связь, если она — удел городов? И как быть нам, если мы стали жертвой преступников или застряли на своей машине в снежную бурю? Остаться одному лицом к лицу со стихией и с отморозками?!

    Думаю, что пришло и наше время создать подобный, чудесный и величественный Единый Номер. А знакомые с детства телефонные номера — 01, 02, 03, 04 — должны кануть в прошлое. В противном случае, мы обречены…

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии