Telecom.kz: только вперед!
Анализ текущей ситуации на рынке телекоммуникаций Казахстана.
Пожалуй, из всего, что сегодня подпадает под очень емкое определение «информационных технологий», именно телекоммуникационный сектор является в Казахстане, что называется, «самым-самым». Самым динамичным, самым емким, самым прибыльным, но в то же время самым сложным и самым закрытым. Одним словом самым неоднозначным.
По данным Агентства РК по статистике, только за январь-март 2006 года предприятиями связи было оказано услуг на сумму 59,4 млрд. тенге, что на 30% больше объема аналогичного периода 2005 года. Самую большую долю в структуре доходов от всех телекоммуникационных услуг занимает мобильная связь — 45,4%, за ней следуют международная и междугородная — 19,8% и местная телефония — 7,9%. Доля интернета составляет 5,2%. услуги по передаче телерадиопрограмм — 3,5%, а оставшиеся 13,2% приходятся на другие виды связи.
Таким образом, наиболее динамично развивался сегмент мобильной связи — по сравнению с первым кварталом 2005 г. доходы от него увеличились на 72,1%. Выросли поступления и от предоставления доступа к интернету (на 54,9%), от услуг службы передачи данных (на 61%), а также от сдачи в аренду каналов связи (на 49%). Среди областей и городов республики наибольшие доли в общих доходах от услуг связи приходятся на Алматы (72,4%) и Астану (3,2%).
Мобильный бум
Самая высокая динамика наблюдается на рынке мобильной связи. И это несмотря на сравнительно небольшое число игроков. Сегодня в Казахстане действует пять операторов: два в стандарте GSM — «GSM Kazakhstan» (с торговыми марками K'Cell и Activ) и
Высокие темпы роста (за 2005 год произошло двукратное увеличение абонентской базы) обусловлены в первую очередь низким уровнем проникновения сотовой связи. В среднем по республике он составляет около 35%. в то время как в северной и южной столицах этот показатель уже достигает примерно 80%, и похоже, что рынок этих городов близок к насыщению. Именно поэтому операторы мобильной связи начали активно осваивать периферию, так как дальнейший рост абонентской базы возможен только за счет региональных пользователей.
Интересный факт: «мобильники» победили «городские» телефоны еще весной прошлого года. С того времени количество пользователей сотовой связи удвоилось, а телефонная плотность стационарных аппаратов выросла всего лишь с 16,2 до 17,7 аппарата на 100 жителей. При этом общее количество установленных аппаратов составляет 2,5 млн.
Однако такое положение дел нисколько не мешает «Казахтелекому», владельцу практически всех наземных сетей и основному оператору фиксированной связи, удерживать лидирующие позиции. Национальный оператор играет и одну из ключевых ролей на рынке мобильной связи.
Все дело в «волшебных» проводах
Вне всяких сомнений, несмотря на реформирование отрасли, национальный оператор
В этой связи для населения в ближайшее время планируется реализовать очень привлекательную схему выбора оператора международной связи. Каждой компании, имеющей право на оказание таких услуг, присвоен индивидуальный код, или префикс (например: «Казахтелеком» имеет префикс «31», a Astel — «36»). Абонент будет набирать этот префикс сразу после кода выхода на междугородные («8» будет заменена на «0») или международные
Однако тут встает вопрос наличия сетей — ни одна из вышеперечисленных компаний не имеет такой развитой наземной инфраструктуры, как «Казахтелеком». Все они оказываются перед выбором: либо строить собственные сети, что абсолютно нереально ввиду крайне высоких затрат, либо арендовать их у «Казахтелекома», Ну а последний, понятно, будет делать все, чтобы не потерять свой международный трафик. Есть еще третий вариант: пока не выходить на массовый розничный рынок… Вот почему основными потребителями услуг конкурентов «Казахтелекома» остаются корпоративные клиенты.
Наиболее логичным в этой ситуации видится предложение Агентства РК по информатизации и связи (именно АИС является центральным исполнительным органом, не входящим в состав правительства, который уполномочен осуществлять государственную политику в области информатизации и связи) по дальнейшей реорганизации «Казахтелекома» с его дроблением по функциональному признаку. В результате этого владельцем местных телекоммуникационных сетей станет государство. Главное, чтобы при этом оно осталось последовательным в проведении своей политики по либерализации отрасли, обеспечивая всем операторам равные условия.
Интер — нет? Интер — да!
Однако, надо признать, что местные сети — наследство весьма не простое. Несмотря на довольно высокий уровень цифровизации сетей (в целом по республике он равен 73.6%. а в сельской местности — 52.64%), сами они уже довольно ветхие, а потому их модернизация обойдется в копеечку. И если с передачей голоса они еще справляются, то услуги, вроде скоростного доступа в интернет, уже не «тянут». Недавно я сам получил отказ в подключении к популярной сегодня казахтелекомовской услуге Megaline Hit, обеспечивающей безлимитный доступ в интернет по технологии ADSL на скорости 128 Кбит/с (ежемесячная абонентская плата составляет 6 тыс. тенге). После проведения технической экспертизы мне вынесли вердикт: «Уровень сигнала ниже нормы. Извините, подключение услуги невозможно». У некоторых друзей и знакомых, проживающих в разных районах Алматы, ситуация такая же. Придется продолжать пользоваться коммутируемым доступом. Так что неразвитость интернета имеет не только ценовые (кстати, до конца года нам обещали 50% понижение тарифов), но и технические барьеры.
К сожалению, пока в основном идет борьба за понижение цены. Конечно, высокие тарифы на доступ в интернет в определенной степени являются сдерживающим фактором его использования. Но лично мне они не представляются первостепенной проблемой. Цены оказывают влияние на частоту и продолжительность сеансов, но не на размер аудитории. Здесь надо смотреть на общий уровень компьютеризации и благосостояние общества. И хотя у основной массы населения есть более важные приоритеты в отношении траты своих средств, тем не менее, спрос на интернет-услуги постоянно растет. Об этом свидетельствует проект «Казахтелекома» по расширению пропускной способности внешних каналов доступа в интернет и вводу в эксплуатацию пятого канала доступа емкостью 155 Мбит/с в направлении Алматы—Москва. Таким образом, общая пропускная способность внешних интернет-каналов АО «Казахтелеком» с апреля этого года составляет 665 Мбит/с. При этом суммарная емкость каналов всех казахстанских провайдеров равна примерно 800 Мбит/с.
Что касается количественных характеристик интернет-рынка, то это один из самых запутанных вопросов. Однозначно неизвестно ни количество пользователей, ни объем трафика. Разные исследования приводят данные, отличающиеся друг от друга буквально в разы: от 200 тыс. до 1 млн. пользователей. Хотя мне наиболее вероятной представляется цифра
А вот некоторые официальные цифры. Правда, несколько устаревшие. Например, в 2004 году казахстанские пользователи находились в интернете 2543,5 млн. минут, что в 3,7 раза больше показателя 2003 года (694,4 млн. минут).
На новый уровень
Основным событием этого года можно назвать взаимоподключение сетей операторов, которое позволило им работать напрямую друг с другом, минуя коммуникационное поле «Казахтелекома».
Первые результаты этого шага оценили абоненты
Из событий, которые вызовут определенный резонанс, следует отметить новшества, которые ждут жителей южной столицы. С 1 июля АИС начинает прием заявок на выдачу семизначной нумерации в Алматы. Переход планируется осуществить уже в третьем квартале этого года. При этом первое время для плавного перехода операторы должны будут обеспечить параллельное функционирование новых семизначных номеров со старыми шестизначными.
Давно ожидаемым событием, конечно, является запуск первого национального спутника связи KazSat. Инвестиции в этот проект составили порядка $100 млн., а для его реализации была создана компания «Казкосмос», основной пакет акций которой принадлежит государству. Ключевыми приоритетами развития новой компании являются космическая деятельность и расширение услуг связи, а также повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных услуг. Однако, несмотря на достаточно большие вложения, проект обещает стать коммерчески успешным. Срок активной работы KazSat рассчитан на
KazSat включает 12 ретрансляторов емкостью частотных ресурсов порядка 864 МГц и предназначен как для телевизионного вещания (4 ретранслятора), так и для обеспечения фиксированной спутниковой связи и передачи данных (8 ретрансляторов). Национальный спутник будет покрывать вещанием всю территорию Казахстана, стран Центральной Азии и ряд регионов центральной части России. Свою заинтересованность в использовании казахстанского спутника также выразили турецкие телекоммуникационные компании. Кроме того, через 2,5 года планируется запуск второго спутника — KazSat-2. По прогнозам АИС. к тому времени возникнет дополнительная потребность со стороны казахстанских операторов связи, а также операторов, которые находятся в Центральной Азии. Кроме того, зона обслуживания KazSat-2 охватит арабские страны, а также среднюю полосу России.
Будь готов к электронной жизни!
Что касается более широких перспектив, то поворотным моментом в развитии телекоммуникаций может стать проект создания в Казахстане электронного правительства. Даже если оно никогда не заработает, сам факт существования этого проекта должен дать мощный импульс для всей отечественной
Вообще, внедрение казахстанского «электронного правительства» планируется в три этапа. Первый — информационный. Он, в частности, предполагает получение населением актуальной информации посредством
При этом как отмечается в сообщении АИС от 15 февраля 2006 года, «первый этап создания »электронного правительства« можно считать практически завершенным». В частности, уже сформирована нормативно-правовая база, а 95% центральных и местных исполнительных органов посредством
И, наконец, 12 апреля был запущен
Согласно сообщению АИС, через этот портал к концу года уже можно будет получить различные справки и лицензии. Пока же с его помощью можно подать запрос на трудоустройство, который сразу поступит в базу данных Министерства труда и социальной защиты населения. Все предложения кандидату будут поступать по электронной почте, адрес которой можно также зарегистрировать на сайте и через него официально общаться с представителями власти. До конца текущего года планируется реализовать на портале информационные услуги всех государственных органов и завершить информационный этап формирования «электронного правительства».
Информационные услуги сгруппированы в соответствии с основными жизненными циклами человека (детство, учеба, юность, семья, работа, старость) и бизнес-циклами предприятия (планирование, открытие, ликвидация). Такое построение структуры предоставления электронных услуг направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информации, поскольку изначально привязывает человека к той жизненной ситуации, в которой он находится, и для решения проблемы, с которой он обращается к «электронному правительству».
Начиная с 2008 года пользователи посредством интернета смогут также оплачивать государственные услуги. С целью продвижения этой формы расчетов в городах и районах планируется открыть пункты общественного доступа в Сеть.
Комментарии