Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Околокомпьютерный вирус

    Пока игроки казахстанского IT-рынка ломают голову над тем, кто в правительстве отвечает за развитие их отрасли, чиновники разгадывают свою шараду: почему вопреки всем надеждам властей в «силиконовую долину» под Алматы не стекаются IT-компании.

    16 апреля 2008 13:48, Александр Суслов, Бизнес & Власть
    Рубрики: Бизнес, Рынок

    Пока игроки отечественного IT-рынка ломают голову над тем, кто в правительстве отвечает за развитие их отрасли, чиновники разгадывают свою шараду: почему вопреки всем надеждам властей в «силиконовую долину» под Алматы не стекаются IT-компании.

    На тормозах прогресса

    Развитие IT-индустрии возведено в Казахстане в ранг приоритета, но до сих пор местное IT-сообщество не знает, кто является уполномоченным органом, ответственным за отрасль. Четкого понимания нет и у президента Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлана Исина. «Агентство по информатизации и связи, не имея достаточных ресурсов, сосредоточилось на реализации программы е-правительства. Мининдустрии, занимаясь вопросами инновационной политики, отвечает только за развитие СЭЗ «Парк информационных технологий» (ПИТ) в Алматы, не имея в своем штате IT-специалистов. Ни один из этих органов, по сути, не курирует отрасль, не формирует и не проводит госполитику по мониторингу и развитию IT-инфрастуктуры», — сказал г-н Исин. По его словам, ситуация еще более запуталась с созданием холдинга «Самгау». «Ответственным за развитие IT-отрасли должен быть один госорган, наделенный соответствующими полномочиями и ресурсами», — заключает г-н Исин.

    Это не единственная проблема, тормозящая развитие отрасли. Так, управляющий директор АО «НАТ» Александр Евсюков не приветствует факт присутствия на IT-рынке компаний со 100-процентным участием государства. В частности, это АО «Национальные информационные технологии» — уполномоченное госпредприятие по созданию и организации взаимодействия государственных информационных систем. По мнению г-на Евсюкова, госкомпании определяют направление в бизнесе и не дают возможности реализоваться молодым фирмам, даже с высоким интеллектуальным потенциалом. Поэтому, считает он, госкомпании должны быть либо ликвидированы, либо полностью или частично приватизированы.

    Но еще больше развитию спроса и предложения на рынке информтехнологий мешает неразвитость законодательной базы, подчеркнул г-н Исин, перечислив такие пробелы, как некорректность законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности, полное отсутствие законодательства по е-торговле и общее несовершенство некоторых законодательных актов. С коллегой солидарен Дмитрий Гусак, председатель совета той же ассоциации, рассказавший, что «довольно часто создаются законы, которые непонятно зачем нужны. Сам факт их принятия сначала вселяет уверенность в игроков рынка, но впоследствии эти законы не работают». Наглядный пример — цифровая электронная подпись. Соответствующий закон принят еще в 2003 году, но спустя практически 5 лет е-подписью пользуются лишь в госорганах, да и то единицы. «Никто из нас не совершил ни одной сделки, подписавшись электронной подписью», — подчеркнул г-н Гусак. Не чувствует на себе IT-сообщество и действенности Закона «Об информатизации». «Отрасль информтехнологий продолжает рассматриваться не как самостоятельное направление. Несмотря на то, что в стране действует не менее 7 нормативно-правовых актов, имеющих отношение к IT, роль частных предприятий в развитии отрасли снова не просматривается, ее развитие видится только через государственные образования», — сетует г-н Исин.

    Шаг вперед, два назад

    Управляющий СЭЗ ПИТ Улан Абишев считает, что возглавляемая им специальная зона за счет предоставления выгодных условий и налоговых льгот как раз-таки и позволит консолидировать все IT-ресурсы страны. Однако сами IT-компании (по данным Агентства по статистике, на 1 ноября 2007 года таковых в Казахстане зарегистрировано 825) «вступать» в ПИТ не торопятся. Данный парадокс объяснил г-н Исин: «Налоговые вопросы не доведены там до логического конца. Соответственно, задача привлечения прямых иностранных инвестиций в ПИТ также не решена. Принятые для участников ПИТ преференции разработаны без привязки к нашим реалиям и без учета практики подобных парков в других странах. Не принято во внимание и то, что наши софтверные компании еще не готовы работать на экспорт. Здесь не решен вопрос по освобождению участников ПИТ от уплаты НДС на товары и услуги, вывозимые из парка на таможенную территорию Казахстана. Это основной фактор стимулирования перехода IT-компаний в ПИТ. Они нуждаются в освобождении от НДС на конкретный промежуток времени». Г-н Гусак добавляет, что консолидировать все IT-компании в рамках ПИТ не получится, ведь для фирмы, расположенной где-нибудь в Караганде или Усть-Каменогорске, открыть представительство в ПИТ, арендовать или построить там помещение, разместить штат — очень накладно. Из-за больших затрат на обустройство в ПИТ и его отдаленности от города ни одна из софтверных компаний не проявила интерес к данному проекту, отмечает г-н Гусак.

    На сегодня доля экспорта в продажах отечественных IT-решений равна нулю, утверждает представитель компании Sun Дмитрий Кан: «Все, что создают местные разработчики, идет на внутренний рынок, который на сегодняшний день слишком мал». К тому же, отмечает он, отсутствует господдержка в этом направлении, что совсем не стимулирует компании к росту. «Некоторые считают, что нужно выходить на международный рынок, но нас там никто не ждет», — констатирует г-н Кан. С ним согласен г-н Евсюков, считающий, что выходить за рубеж можно лишь тогда, когда будет накоплен достаточный опыт и продукты будут проверены временем. Пока, по его мнению, нужно набираться опыта дома.

    Но работать на отечество тоже нелегко, говорит гендиректор «Алси» Талгат Баймагамбетов. По его словам, государство и бизнес — неравнозначные партнеры, и это еще одна проблема развития отечественной IT-индустрии. «Бизнес всегда отвечает сполна, даже за самые маленькие нарушения. Однако я не припомню, чтобы за свои нарушения отвечало государство. Бывали случаи, когда суды не принимали иски в адрес государства за невыполнение последним своих обязательств. Причину отклонения иска объясняли тем, что в бюджете не заложены средства на выплату штрафов», — рассказал г-н Баймагамбетов. А директор IT-департамента фонда «Казына» Азиза Шужеева добавляет, что развиваться отрасли не дает кадровый голод. Подняв на высокий уровень IT-образование, считает она, можно будет совершить тот самый IT-прорыв, о котором так часто приходится слышать в последнее время.

    Цифры должны расти

    Любопытной статистикой поделился глава представительства IDC в Казахстане Андрей Беклемишев. Исследование IDC, которым помимо Казахстана было охвачено 23 страны Центральной и Восточной Европы, показало, что IT-отрасль играет значительную роль в экономике государств региона. В 2007 году, сообщил г-н Беклемишев, объем IT-рынка Центральной и Восточной Европы составил около $46 млрд., при этом налогов было заплачено на сумму $14,7 млрд. В 2011 году, по прогнозам IDC, налоговые отчисления отрасли в указанном регионе вырастут до $18 млрд. Впрочем, хотя отрасль и развивается весьма успешно, проблема доступа к новым технологиям остается актуальной для всех стран региона, включая Казахстан.

    По данным Microsoft, в 2007 году в Казахстане на развитие IT-технологий было выделено из госбюджета $1,2 млрд., или около $72 на одного человека. Такие затраты недостаточны, считает Вахе Торросян, президент Microsoft по региону Центральной и Восточной Европы. Для успешного развития отрасли необходимо увеличить ее финансирование, уверен г-н Торросян.

    Справка

    По данным отчета ООН «О готовности мирового электронного правительства» (UN Global E-government Readiness Report), Казахстан на 7 пунктов ухудшил свои позиции в рейтинге технологического развития, опустившись с 70 места (2006 год) на 77 (2007 год). И это несмотря на то, что в период с 2005 по 2007 год, по данным IDC, затраты на информационные технологии в Казахстане ежегодно росли более чем на 30%. Для сравнения: Россия и в 2007 году, и годом ранее занимала в данном рейтинге ООН 72 место.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии