Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Производители программных продуктов для бизнеса

    Положение производителей программных продуктов для бизнеса в Казахстане в секторе МСБ.

    28 декабря 2007 10:39, Анна Шатерникова, Панорама
    Рубрики: Бизнес, Софт

    Производители программных продуктов для бизнеса все более отчетливо ориентируются не только на запросы крупных корпоративных клиентов и госсектора, но и на сегмент МСБ.

    Рынки

    Высокие технологии все активнее проникают в современный бизнес, и развитие IT-индустрии до, казалось бы, немыслимых в недавнем прошлом высот привело к тому, что бизнес-структуры сегодня не могут обходиться без ориентированных на них IT-продуктов. Если еще недавно данная тенденция была характерна преимущественно для компаний крупного корпоративного сектора, то сегодня в орбиту интересов высокотехнологичных компаний все чаще попадают клиенты из сегмента малого и среднего бизнеса. Высокие темпы развития, характеризовавшие казахстанскую экономику на протяжении нескольких последних лет, перспектива вступления в ВТО, обязывают отечественные компании играть по принятым в международной практике правилам ведения бизнеса, включая аспекты, касающиеся технологической стороны. И не случайно бизнес-структуры являются основной аудиторией крупных корпоративных мероприятий, проводимых в Казахстане ведущими мировыми IT-вендорами. Ведь как бы то ни было, но мировая практика свидетельствует о том, что внедрение прогрессивных информационных технологий действительно является одним из факторов, которые могут повысить конкурентоспособность предприятия.

    Легальное ПО как осознанная необходимость

    Один из наиболее активных игроков казахстанского IT-рынка компания Microsoft в текущем году неоднократно озвучивала данные исследовательского агентства IDC, согласно которым общий уровень компьютерного пиратства в РК составляет 81%. И хотя в мире этот показатель в среднем составляет 35%, а в странах Западной Европы — 36%, показателен тот факт, что по сравнению с предшествующим годом уровень компьютерного пиратства в РК снизился на 4%, продемонстрировав самый большой процент сокращения компьютерного пиратства в мире. Таким образом, Казахстану удалось выйти из не самого почетного списка стран с самым высоким в мире уровнем компьютерного пиратства. Свидетельства сухой статистики находят подтверждение в комментариях игроков IT-рынка, согласных с тем, что рынок программного обеспечения становится более цивилизованным. «Люди начали задумываться об использовании программных продуктов как механизма, и это радует. Раньше покупка легального ПО носила элемент престижа — например, как условие, необходимое для выхода компании на IPO. На приобретении легальных продуктов также настаивали зарубежные партнеры казахстанских компаний. Сейчас это становится общепринятой тенденцией, и люди идут на такой шаг не из-под палки; они понимают преимущества такого шага. Что касается ценового вопроса, то стоимость лицензионных продуктов, в общем и в целом, не критична — у того же Microsoft, скажем, она составляет не половину и даже не треть стоимости проекта. Рынок однозначно становится более цивилизованным, и надо дальше двигаться в этом направлении. В свою очередь, мы как компании — партнеры вендоров, обеспечивающие поставку ПО, обязаны понимать, что если человек готов платить за продукт, значит, тот ему нужен», — утверждает директор по продажам компании «Сенiм Group» Александр Филинский.

    Руководитель департамента продаж компании Softline International Kazakhstan & Central Asia Алма Игибаева согласна с тем, что использование лицензионного программного обеспечения становится осознанной необходимостью и гарантирует не только спокойный сон, но и наличие преимуществ, предоставляемых вендорами — обновление программ, получение новых версий. Свой вклад в формирование окрашенной в позитивные тона статистики внесли представители бизнес-сектора. Казахстанские потребители IT-продуктов, в первую очередь представители бизнес-среды, все чаще руководствуются приоритетом качества над ценой, выбирают более дорогое программное обеспечение. По мнению г-жи Игибаевой, качественный рост особо заметен в сегментах госсектора и крупного корпоративного бизнеса. «Государство в последнее время стало уделять заметно больше внимания развитию IT-отрасли, достаточно вспомнить открытие Парка информационных технологий в Алматы, создание портала электронного правительства. В том, что эти мероприятия носят показательный характер, есть свои плюсы. Крупные предприятия движутся в направлении поэтапной легализации ПО, начинают приобретать более специализированные продукты. Учитывая, что уровень компьютерного пиратства в Казахстане превышает 80%, можно констатировать, что резервы для роста у нас есть, и продукты, которые мы предлагаем, пользуются спросом», — отмечает она. Как показывают наблюдения г-жи Игибаевой, компании, работающие в сегменте МСБ, стараются приобретать программные продукты поэтапно, по мере наличия денежных средств, в связи с чем предприниматели, работающие в Казахстане, высказывают идею организации кредитных программ для тех субъектов малого и среднего бизнеса, которые хотели бы приобрести легальное ПО, но по финансовым соображениям пока не могут этого сделать.

    Работать как часы

    На фоне высоких темпов экономического роста для крупных компаний стали актуальными задачи совершенствования бизнес-процессов — оптимизации поставок и логистических потоков, снижении издержек производства, управления финансовыми потоками. Вместе с тем дефицит квалифицированных менеджеров, наблюдавшееся до определенного момента отставание во внедрении новых программных продуктов, устаревшие методы организации работы предприятий тормозили развитие бизнеса. Одним из механизмов решения новых сложных задач стало внедрение ERP-систем (от англ. Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия), предназначенных для автоматизации учета и управления. В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к этой информации любого числа сотрудников, наделенных соответствующими полномочиями. В соответствии с одним из наиболее распространенных определений, ERP-система представляет собой набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую информационную среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа основных бизнес-операций предприятия.

    В свое время концепция ERP стала логическим продолжением более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов). Изначально функции ERP сводились к оптимизации процесса производства, привязывая к его потребностям складской учет, снабжение, сбыт. Со временем пришло понимание того, что система может быть универсальной, и сегодня в число основных функций ERP-систем входит управление широким диапазоном финансовой и хозяйственной деятельности предприятий — формированием планов продаж и производства, планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок, управлением запасами и закупками, оперативным управлением финансами, управлением проектами. Использование ERP-систем делает все эти процессы прозрачными для администраций компаний и предприятий, позволяя своевременно получать данные о ходе реализации того или иного проекта, о работе подразделений, о «слабых звеньях», давая возможность вносить корректировки в планы, минимизировав ущерб. Именно поэтому для международных партнеров компаний, рейтинговых агентств внедрение ERP-систем управления бизнесом является одним из индикаторов прозрачности последнего. Как правило, руководство осознает необходимость внедрения ERP-систем, когда приходит к пониманию того, что используемый инструментарий не обеспечивает слаженной работы всех подразделений, полной информации о деятельности компании или предприятия.

    В значительной степени именно поэтому первыми о внедрении ERP-систем заговорили администрации крупных компаний и предприятий, обладающих разветвленной производственной сетью, имеющих филиалы в разных регионах страны. Как бы то ни было, ERP-система представляет собой достаточно дорогостоящий продукт, и руководство компании должно быть готово к тому, что быстрого возврата средств, затраченных на внедрение ERP, ожидать не следует, хотя с точки зрения экономического эффекта ожидания оправдывают себя. Несмотря на то, что еще несколько лет назад такую «роскошь» себе позволяли немногие, сегодня участники рынка констатируют рост интереса к данному продукту со стороны сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ).

    «Если говорить о нашей компании, то мы относим к сегменту МСБ предприятия, в штате которых работает свыше 150 человек. В прошлом году к нам с просьбой об установке ERP-системы обратилась дистрибуционная компания из Шымкента. Мы подписали договор, за четыре месяца выполнили свою работу, клиент получил видимые экономические выгоды и остался доволен. Другая компания — производитель пищевых добавок — благодаря внедрению ERP-системы смогла пересмотреть структуру своего товарооборота, что, в общем и в целом, тоже пошло ей на пользу. В этом секторе началась серьезная активность, но хотелось бы большего, потому что он еще мало затронут автоматизацией. Сегодня на рынке существуют достаточно недорогие решения, позволяющие получить реальный экономический эффект. Нередко звучит вопрос, когда же в Казахстане следует ждать такого бума, взрыва спроса, какой имел место в России, когда партнеры мировых вендоров только успевали делать один проект за другим? Принимая во внимание темпы экономического развития, нам следует подождать год-два. Взлет спроса в сегменте МСБ ожидаем и прогнозируем, поскольку изменился сам бизнес, стал более серьезным. Это уже не тот дикий бизнес, когда 1000% прибыли можно было получить с любой сделки. Соответственно, возникает необходимость внедрения решений для комплексного контроля», — считает г-н Филинский.

    В то же время, как показывает опыт, считать внедрение ERP панацеей от всех бед по меньшей мере неосмотрительно. В некоторой степени причина кроется в самих клиентах. По словам г-на Филинского, КПД от внедрения ERP-систем не всегда достаточно высок, потому что зачастую клиент экономит на подготовке кадров, не проводя обучения конечных пользователей, в то время как необходимо, чтобы люди могли применять концепцию ERP в действии. В связи с этим перед производителями данных систем стоят задачи представить продукты, позволяющие, с одной стороны, увеличить производительность бизнеса, установить мосты между разными структурами компании, между клиентами и поставщиками, а с другой — достаточно понятные в использовании пользователями разного уровня подготовленности.

    К числу программных инструментов, применение которых способно повысить эффективность бизнеса, относят и CRM (от англ. Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами). Это стратегия компании по взаимодействию с клиентами во всех организационных вопросах — от продаж, доставки до рекламы и выставления счетов. Стратегия CRM основана на создании единого банка данных, содержащего все сведения о взаимодействиях с клиентами, постоянном анализе информации о клиентах, принятии соответствующих ситуации решений, на управлении множественными каналами взаимодействия с клиентами. Исходя из специфики продукта, решения CRM в первую очередь внедряют те компании, деятельность которых ориентирована на продажи и оказание тех или иных услуг. Наиболее широкое распространение системы CRM сегодня получили в торговом, телекоммуникационном, финансовом, страховом секторах. В отличие от ERP-систем CRM предлагает не готовые решения, а набор инструментов, который может быть использован для реализации CRM-стратегии — базу данных, органайзер, историю клиента, механизм бизнес-процессов.

    Действующие лица

    Наиболее сильные позиции на отечественном рынке решений для бизнеса имеют компании SAP, Oracle, Microsoft, Epicor-Scala. При этом ведущие игроки в данном сегменте SAP и Oracle весьма осторожно оценивают как свои позиции на рынке, так и доли, занимаемые конкурентами. Согласно данным, недавно озвученным представителями SAP в ходе подведения итогов 10-летней работы компании на казахстанском рынке, в настоящее время доля данного игрока на рынке несколько превышает 50%, «если сложить бизнес заказчиков и объем проектов, которые они реализовали». По словам генерального директора Oracle Центральная Азия Бахытбека Алиева, у компании на казахстанском рынке паритет с основным конкурентом, причем равенство сил удается обеспечить «не столько за счет крупных нишевых игроков, сколько за счет быстрого роста». На сегодняшний день на территории республики SAP реализовала 30 проектов. Как отметил управляющий директор SAP в СНГ Йован Марьянович, компания вообще рассматривает рынок СНГ как один из самых быстрорастущих в мире: по результатам III квартала нынешнего года региональное подразделение вышло на третье место в мире по объемам продаж после США и Германии, причем рост происходит не столько на фоне реализации мегапроектов, сколько вследствие количественного увеличения продаж. Наблюдается бум рынка крупного и среднего бизнеса, заказы на продукты компании все чаще направляют предприятия, работающие в сегменте малого и среднего бизнеса. Эти же тенденции в полной мере характерны и для казахстанского рынка. «Перед крупными корпорациями и учреждениями госсектора сегодня стоят задачи по контролю за эффективным распределением денежных средств, материальными и логистическими потоками, а продукты, предоставляемые SAP, обеспечивают все эти запросы», — утверждает директор по продажам SAP в Казахстане Арман Нурушев.

    Безусловно, лидирующие позиции SAP занимает в нефтегазовом секторе, что неудивительно, поскольку решения компании для данной отрасли признаны мировым стандартом. В число клиентов SAP входят компании «КазТрансОйл», PetroKazakhstan, «КазМунайГаз», а также крупные компании, работающие в горно-металлургической, телекоммуникационной, транспортной отраслях, в финансовом секторе — АО «Казахтелеком», GSM Kazakhstan, Жайремский ГОК, Mittal Steel Temirtau, «Казахстан темир жолы», «Международный аэропорт Алматы», «Народный банк Казахстана». По словам г-на Нурушева, в будущем году компания планирует укреплять присутствие в тех отраслях, где она является безусловным лидером, в частности, в нефтегазовом, телекоммуникационном секторах, металлургии, горной добыче. SAP также намерена расширить присутствие в финансовом секторе, в сфере розничной торговли и дистрибуции, а также в государственном секторе через участие в программе электронного правительства.

    До недавнего времени на казахстанском рынке компания была не слишком активно представлена в сегменте МСБ, однако теперь, уверяют представители SAP, отношение к сотрудничеству с данным сектором меняется, ведь сегодня небольшие компании зачастую развиваются более динамично, чем крупный бизнес. Вместе с тем игроки сегмента МСБ нуждаются в недорогих функциональных решениях для управления своим бизнесом. Компаниям, которым для поддержки основных бизнес-процессов требуется доступное в плане цены, удобное, быстроразворачиваемое решение, вендор готов предложить продукт SAP Business One. Для компаний, потребности которых определяются отраслевыми особенностями бизнеса, предложены решения my SAP All-in-One. По словам представителей компании, эти решения доступны по цене и предварительно настроены с учетом специфики деятельности компании с перспективой быстрого внедрения. В продуктах SAP для малого и среднего бизнеса используются наработанные бизнес-процессы, нашедшие применение в решениях для «больших» игроков.

    О впечатляющей динамике развития на рынке стран СНГ и на казахстанском рынке в частности сегодня говорят и представители другого вендора — компании Oracle. За последние три года прибыль компании на рынке СНГ удвоилась, в глобальной экономике Oracle регион переместился с 20-го места на 4-е. «Мы уделяем внимание развитию не только быстрорастущих рынков, но и рынков, динамично развивающихся. В СНГ к таковым относятся, например, рынок коммунальных услуг, финансовых услуг, и мы делаем большие инвестиции, чтобы предоставить компаниям, работающим в данных секторах, необходимое программное обеспечение. В сфере финансовых услуг, в частности, за один год только в Казахстане у компании появилось порядка 5–7 новых клиентов, и это одна из отраслей, где мы намерены увеличивать критическую массу своего присутствия, укреплять позиции в других странах Центральной Азии. Не менее активно мы намерены продвигаться в госсекторе. В 2001 году мы запустили ключевой, модульный для данной сферы проект в Комитете казначейства Министерства финансов РК, наши решения использует Министерство обороны и ряд других госструктур. Перспективным направлением представляется и сфера дистрибуции, в России мы уже успешно реализовали ряд подобных проектов», — заметил вице-президент по продажам бизнес-приложений Oracle Восточная, Центральная Европа и СНГ Фредерик Глена.

    «Когда глава Oracle Ларри Эллисон предложил новую концепцию роста компании, он честно признал, что ERP — это не универсальный инструмент, и не стоит склонять заказчика к приобретению того, что можешь предложить ты - надо попытаться представить бизнес-приложения, которые могли бы решить его проблемы. Иными словами, следует не строить бизнес в рамках своего продукта, но, напротив, разрабатывать продукт, оптимальный для того или иного вида бизнеса. Наша компания сегодня предлагает шесть ERP-систем, ориентированных на заказчиков, работающих в разных бизнес-сегментах», — отметил директор департамента продаж Oracle СНГ Андрей Драченко.

    В настоящее время на территории СНГ насчитывается более 300 клиентов по приложениям Oracle, 10% из них работают на территории Центральной Азии. В Казахстане решения Oracle используют «Народный банк», «Банк ТуранАлем», «Нурбанк», страховая компания «Лондон — Алматы». ERP-систему управления на основе продукта Oracle E-Business Suite запустило АО «Казагрофинанс». Как отметили представители компании «ЕЛТАЛ-Борлас Консалтинг», сертифицированного партнера Oracle по Oracle E-Business Suite, данный проект стал первым в СНГ по автоматизации бизнеса лизинговой организации на основе полнофункциональной ERP-системы, что означает автоматизацию и обеспечение прозрачности всего процесса кредитования и лизинга. Г-н Драченко также констатировал рост интереса компании к работе в сегменте МСБ. По его словам, индустрия бизнес-приложений долгое время считалась достаточно консервативной, элитной, разработка ERP-систем была прерогативой крупных компаний, своего рода «кино для избранных». Однако в последние годы точка зрения на данный сегмент IT-индустрии стала менее категоричной, что нашло отражение в выходе ERP-систем для малого и среднего бизнеса, разработка которых противоречила жесткой концепции. В числе наиболее актуальных IT-продуктов для бизнеса вендор представляет на казахстанском рынке комплекс Oracle Retail, адресованный розничным сетям; приложения Oracle Seibel CRM, обеспечившие компании успех на глобальном рынке приложений CRM; интегрированное решение для каждого сегмента отрасли энергетики; решения компании Agile, ведущего поставщика решений для управления жизненным циклом изделий; системы для электронного документооборота и управления цифровым контентом и решения для защиты онлайновых операций от краж идентификационных данных и мошеннических действий. По словам г-на Алиева, со следующего года корпорация будет обеспечивать в своих продуктах поддержку государственного языка.

    Корпорация Microsoft предлагает бизнес-решения Microsoft Dynamics NAV и Microsoft Dynamics AX, а также систему управления отношениями с клиентами Microsoft Dynamics CRM. По словам представителей компании, сегодня на рынках развитых стран интерес к приобретению ERP-систем Microsoft Dynamics достаточно велик, и можно выделить несколько причин, побуждающих клиентов выбрать данные продукты — это способность увеличить производительность бизнеса, представить востребованные и актуальные решения, хорошая сочетаемость с IT-средой предприятия, доступность пониманию пользователей, позволяющая снизить затраты на обучение. Тот факт, что Казахстан на сегодняшний день является развивающимся рынком, означает, на взгляд представителей компании, наличие новых широких возможностей для популяризации данной линейки продуктов. Как свидетельствуют итоги 2007 финансового года, рост продаж ERP-систем Microsoft Dynamics составил 129%, перекрыв показатели продаж всех других сегментов продукции Microsoft. «Столь впечатляющий рост группы MS Dynamics говорит о том, что на казахстанском рынке программного обеспечения происходят важные изменения -спросом пользуются очень сложные продукты, напрямую влияющие на эффективность работы предприятий», — считает генеральный директор Microsoft в Казахстане и Центральной Азии Айдар Даулетов.

    По словам г-на Филинского, сотрудничество Сенiм Group и Microsoft лежит именно в области ERP-систем Microsoft Dynamics, и сегодня данный продукт «свободно конкурирует с решениями основных конкурентов Microsoft в данном сегменте, причем происходит это не за счет демпинга». Компания Epicor Software Corporation, известная в СНГ под маркой Epicor-Scala, представила на казахстанском рынке систему Epicor iScala, являющуюся высоко интегрированным и полнофункциональным ERP-решением, охватывающим управление ресурсами предприятий. Система состоит из семи управленческих модулей финансов: управление поставками, сервисным обслуживанием, взаимоотношениями с клиентами, управление персоналом и расчетом заработной платы, управление проектами, бизнес-аналитика. Epicor iScala, отмечают представители компании, гарантирует точность всех данных, позволяет отображать, согласовывать и контролировать их, выявлять те операции, которые не имеют ценности и сокращать их, таким образом повышая эффективность и рентабельность предприятий.

    Партнерская экосистема: сила — в единстве

    Сколь бы заметный энтузиазм в освоении казахстанского рынка ни проявляли представители компаний, предлагающих IT-решения для бизнеса, одним из условий достижения успеха на местном рынке практически всем вендорам видится развитие партнерской сети, поскольку исключительно собственными силами справиться с поставленными задачами непросто. По словам представителя SAP Дмитрия Лисогора, в Центрально-азиатском регионе сегодня работает более 10 компаний, поддерживающих продукты и развивающих экспертизу вендора. С учетом перспектив расширения бизнеса SAP ориентируется на более плотное сотрудничество с партнерами на разных стадиях реализации проектов и предлагает развитую модель получения доходов, как от оказания услуг, так и от продажи программного обеспечения и технической поддержки. Программа партнерства, действующая на российском рынке, как ожидается, вскоре будет запущена и в Центральной Азии. В следующем году компания намерена расширить партнерскую сеть в регионе, не стремясь при этом к банальному увеличению количества компаний-партнеров, но основывая отбор претендентов на качественных критериях.

    Что касается другого крупного игрока рынка ERP-систем, то, как отметил г-н Глена, в бизнесе программных продуктов наличие мощной партнерской сети является одним из обязательных условий успеха. «Мы предлагаем рынку компонентную архитектуру и оставляем достаточное пространство для партнеров, для того, чтобы они сами собирали эти элементы подобно пазлу. Мы даем партнерам возможность переходить к более сфокусированному, специализированному отраслевому консалтингу», — заметил он. По словам г-на Алиева, за прошедший год количество партнеров Oracle в Центрально-азиатском регионе выросло до 80, в текущем финансовом году ожидается открытие представительства компании в Узбекистане, активизируется работа на таджикском рынке, в связи с чем, возможен дальнейший рост партнерской сети. Статус сертифицированного партнера по Oracle E-Business Suite имеют компании «ЕЛТАЛ — Борлас», «ABS-Квазар-Микро». В Казахстане в течение ближайшего квартала финансового года ожидается открытие практики Oracle Consulting, в рамках которой экспертиза от вендора будет предоставлена клиенту напрямую и через партнеров, ожидается открытие бюро компании в Астане. В дальнейшем развитии партнерской экосистемы видит одну из своих ключевых задач и Microsoft Kazakhstan. За истекший финансовый год количество зарегистрированных партнеров выросло с 203 до 265, сертифицированных партнеров — с 17 до 18, золотых сертифицированных партнеров — с 4 до 11. В 2007 финансовом году статус золотого сертифицированного партнера получили алматинские компании Alser, ALSI, High Tech for Human, Softline International, а также столичные компании New Age Technologies и Smart-ex.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии