Компания «Арна» — территория цифрового комфорта
Интервью с генеральным директором АО «Арна» Гульмирой Рахимжановой о работе компании и планах на будущее.
Технократы прогнозируют взрыв. Новый инновационный взрыв на рынке телекоммуникаций. Хотя казалось бы — куда еще! При этом одни аналитики говорят «гуд бай!» проводным технологиям и молятся на ШБД — широкополосный беспроводной доступ. Другие предрекают новое дыхание традиционным кабельным сетям, усиленным цифровыми технологиями. Третьи отдают пальму первенства спутниковым системам.
Имя технореволюции — конвергенция
— Но истина, как водится, посередине, — уверена генеральный директор АО «Арна» Гульмира Рахимжанова. — И подлинное имя технологической революции в коммуникационной отрасли — конвергенция. До сих пор большинство сетей строилось по принципу «одна сеть — одна розетка — одна услуга». То есть отдельная — для голосовых услуг, отдельная — для высокоскоростного доступа в интернет, для КТВ, проводного радиовещания. Но посмотрите, что сейчас происходит в отрасли: проводные сети вбирают цифровые технологии и, помимо традиционной передачи голоса, предлагают услуги по пересылке данных и видео. Кабельное телевидение развивает интернет-услуги. Сотовая и радиосвязь в прямом смысле спускаются с небес на землю и предлагают услуги передачи как голоса, так видео и данных. Интернет умещается на ладони. И было бы логично ожидать, что воспитанный новыми технологиями потребитель в один день скажет: «Баста! А нельзя ли все эти сети, розетки, услуги совместить в одном пакете?». И «Арна» уже имеет ответ на этот запрос — пакет объединенных высокотехнологичных услуг связи. Во всем мире это направление информационных технологий известно как сети нового поколения NGN (Next Generation Networks) — «сеть следующего поколения».
— Уж коли сегодня эта аббревиатура входит в наш лексикон, объясните «по пальцам» ее происхождение, что такое NGN?
— Услуги связи NGN, с которыми мы выходим сегодня на рынок, как и все современные цифровые технологии мира, подлинно интернациональны. В их создание внесли лепту специалисты многих стран мира. Нашим же стратегическим партнером в построении единой универсальной сети на базе IP, обеспечивающей конвергенцию всех сетевых услуг, является компания Cisco, несомненный лидер в построении широкополосных сетей. Несмотря на то, что на рынок с этим продуктом мы выходим только сейчас, строительством сети NGN мы занялись в 2005 году. До сих пор по определению NGN идут дискуссии: что это — термин, идеология, стандарт? Но мы придерживаемся позиции, что NGN — это принцип построения сети, имеющей распределенную архитектуру, которая организована не по административно-уровневому принципу, а по функциональному. NGN очень гибка, позволяет объединять все известные способы передачи информации, голоса, видео, и при этом каждый уровень сети выполняет определенную функцию.
Что дает NGN? Доступность всех популярных ныне сервисов: телефония по выгодным тарифам, высокоскоростной доступ к сети интернет, цифровое телевидение, интерактивные видеоигры, видео, всевозможные интерактивные сервисы по запросу, музыка и радио. И все — из одной розетки. При этом фундаментом построения
Зачем протискиваться в форточку, если парадное открыто?
— Почему вы считаете, что владельцы «трех розеток» — телефонной, кабельного TV и модема — захотят
— О востребованности услуг
Традиционно при анализе рынка учитывается консерватизм потребителей. Но цифровые технологии заставили всех шагать в своем ритме. А они, как известно, имеют шаг
— Но я
— Вот и я о том же: давайте смотреть в перспективу. Возможности имеющихся коммуникаций — и технически, и технологически, и физически, и морально — устаревают. Их емкости, возможности передачи информации ослабевают. Или просто установленные лет десять назад не отвечают объемам. А представьте, если поставщики услуг без модернизации будут просто наращивать нагрузку на сети и предлагать дополнительный сервис. Получится, как в истории с вашим телефоном: теоретически доступ есть, практически — нет. Притом что теперь этими каналами люди пользуются в целях бизнеса. А значит, и требования к скорости, объемам, качеству связи значительно выше. Поэтому, образно говоря, зачем втискиваться в узкую форточку со всеми своими задачами, если можно войти в широкую, гостеприимно распахнутую парадную дверь? Так и здесь: одна «коробочка» — один вход — один провод открывают дверь в мир
NGN: контент! Есть контент!
— Могу продолжить этот перечень: в некоторых казахстанских гостиницах я уже пользовалась услугами интеллектуального TV и оценила его возможности. В Германии на меня произвело впечатление телевидение, которое нажатием одной кнопки становилось «собеседником» и выдавало полную информацию — о лекарствах в аптеках, о вылетах и задержках рейсов из аэропортов страны, о предложениях туроператоров… Хотите сказать, «Арна» идет к такому сервису?
— Мы не просто идем к такому сервису. Мы его уже развиваем. Фактически — с 1993 года, когда была образована компания, ставшая первой в истории страны альтернативной частной телекоммуникационной фирмой, предоставляющей услуги связи бизнес-структурам и населению. И вначале деятельности мы не только решали технические вопросы, выбирая самые прогрессивные на тот момент системы, но и вырабатывали и закладывали принципы, бизнес-стратегию, определялись со структурой и схемой распространения, формировали клиентскую базу. Теперь мы являемся основным поставщиком услуг связи таким работающим в Казахстане компаниям, как Procter & Gamble, Mitsubishi, Philip Morris, Ericsson, Motorola, Samsung, и еще нескольким десяткам иностранных и отечественных фирм, международных организаций. В числе получателей наших услуг — крупнейшие банки, посольства, телерадиокомпании, для которых качество предоставляемой связи является профессиональным требованием.
Перечисленные же вами услуги — это контент, которым будут заполнять сети наши партнеры. И я рада, что вы привели пример гостиниц. Наша компания осуществила полную телефонизацию и организацию доступа к сети интернет в каждом номере престижных отелей The Regent Almaty и River Palace Atyrau. Нами оборудованы полным спектром услуг связи — для каждой квартиры — и первые жилые комплексы Mercur Town и «Премьер-Сити Атырау». Следующий шаг — интеллектуальное TV, которое позволит и у нас в стране, не вставая с дивана, получать всю необходимую информацию на экране телевизора.
В эти дни у нас состоялось знаменательное событие — мы запустили пакет услуг NGN. Пока в тестовом режиме мы будем подключать к системе своих клиентов в Алматы. Сейчас запускаем шесть узлов, каждый из которых будет обслуживать тысячу абонентов. А затем двинемся в западный регион, где мы уже очень хорошо представлены: Атырау, Актау, Уральск, Аксай. Наша сеть — одна из наиболее развитых из частных операторов. Причем сеть растущая, доходная, и, по нашим прогнозам, в немалой степени благодаря новым услугам доходность за 2007 год увеличится почти вдвое. К началу лета наша абонентская база превышала 17,5 тысячи телефонных и 1,9 тысячи интернет-линий и была сосредоточена преимущественно в Алматы. При этом номерная емкость сети компании составляет 51 тысячу номеров — это вторая позиция после «Казахтелекома» в Алматы. У нас сегодня собственная, одна из самых крупных в стране городская цифровая волоконно-оптическая сеть, которая охватывает города Алматы и Атырау. Ее общая протяженность 430 километров. К следующему году мы планируем выйти на рынок еще девяти городов Казахстана. И есть планы выйти на рынки соседних стран с нашим пакетом цифровых услуг.
Новичок с амбицией лидера
— Высокие технологии, оперативность, конечно, большой позитив, но для успешности бизнеса важны и другие составляющие. Компания работает на рынке связи уже почти полтора десятилетия, что позволяет ей столь уверенно расти все эти годы?
— Думаю,
В 1993 году то был голод не просто на новые или высококачественные услуги, был дефицит услуг связи. Так что спрос на новые услуги превышал эти 20 процентов. Но мы изначально сделали ставку на качественные услуги более высокого технологического уровня. Мы стартовали не просто с альтернативными, а с совершенно новыми, продвинутыми комплексными, уже тогда пакетными услугами, просчитывая и оценивая их перспективность. В итоге все, что мы приобрели тогда с определенным технологическим запасом, и сегодня сохраняет свою актуальность.
На рынке мы были новичками, но с амбициями лидера. Поэтому «Арна» — одна из первых проложила в Алматы оптово-волоконный кабель, стала одним из первых частных провайдеров интернета. Причем эту услугу мы предоставляли напрямую, минуя национального оператора связи. Мы поставили первую цифровую частную станцию и обеспечили первые три тысячи абонентов — из числа посольств, банков, крупных компаний — качественной связью. «Арна» первой запустила сеть беспроводного доступа в интернет по выделенной сети. Это был 2000 год.
Мы выбирали в партнеры компании, которые являлись лидерами на мировом рынке. Например, «Арна» давно и плодотворно сотрудничает с американской компанией iDirect — лидером в производстве спутниковых систем. В 2002 году в партнерстве с iDirect «Арна» первой вывела на рынок услугу, которая позволила нам предоставлять телекоммуникационные услуги в любой точке Казахстана и Центральной Азии, где не было возможности провести кабель или установить радиосвязь. Так компания стала одним из первых владельцев частных спутниковых сетей, мы и сейчас владеем собственными спутниковыми станциями. Это открыло нашим пользователям прямой доступ к международным сетям через наш коммутатор, обеспечило качество, скорость соединения, доступ по цифровым каналам как голоса, так и факсов. Плюс мы обеспечивали высокую мобильность «переброски» номеров при переезде компании на другое место или в другой офис. При этом терминалы «Арны» имеют большой набор услуг, малые размеры, требуют малые сроки в установке, гибки и не зависят от погодных условий. Поэтому зачастую услуги спутниковой связи оказываются единственной возможностью связи для удаленных регионов.
Если же говорить о нашей стратегии лидирующего провайдера большего спектра услуг связи в национальном масштабе, то я бы выделила несколько базовых принципов. Первый — высокие требования к качеству и ассортименту услуг. Причем требования растущие — в унисон развитию мировых технологий, национальной экономики, потребностей и требований клиентов, уровень жизни и запросы которых неуклонно повышаются. Думаю, с расширением спектра услуг и построением высокотехнологичных сетей компания сможет упрочить лидирующие позиции в сегменте корпоративных клиентов, а также агрессивно осваивать сектор индивидуальных клиентов. Второй принцип — высокие входные барьеры на рынок услуг дальней связи и лидирующее положение «Арны» среди альтернативных операторов. Третий — наличие собственной разветвленной сети и, соответственно, автономность компании в телекоммуникационных ресурсах.
Всегда — в зоне доступа
— Какие из услуг будущего уже сегодня предоставляет «Арна»?
— Например, «Виртуальный офис». Фактически это
— «Арна» известна своей надежной карточной системой…
— …и мы продолжаем развивать сектор услуг, предоставляемых по предоплаченным карточкам, которые сегодня на пике популярности. Наши универсальные карты NetCard, Business Card и «Позвони Card» позволяют клиентам подключиться к Глобальной сети, электронной почте, а также звонить в любую точку земного шара с любого телефона в городе, даже не имеющего выхода на «8». Кроме того, пользователи карт «Арны» существенно экономят при телефонных переговорах и получают доступ к сети интернет по очень выгодным тарифам.
— Спрошу о неприятном — судебном конфликте с бывшим руководителем компании.
— История действительно неприятная, отвлекающая силы и внимание. Но мы готовы предоставить любому государственному или судебному органу, любому СМИ документы, подтверждающие факты хищения и присвоения денег нашей компании этой персоной. К сожалению, судом первой инстанции ни документы, ни аргументация нашей компании к рассмотрению не были приняты. И это при том, что и казахстанская прокуратура, и российские суды, принявшие решение об экстрадиции бывшего гендиректора АО «Арна», гражданина США М. Сайденфелда, сочли обвинения обоснованными. Государственное обвинение потребовало у суда приговорить обвиняемого, с учетом смягчающих обстоятельств, к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности в течение двух лет. Тем не менее, Алмалинский районный суд Алматы под председательством судьи З. Кейкибасовой признал его невиновным и оправдал за отсутствием в его действиях состава преступления. Что наводит на определенные выводы. Ведь своим решением районный судья поставила под сомнение не только результаты многолетней совместной работы правоохранительных органов Казахстана и России, но и международный авторитет нашей страны. Мы подали апелляцию в городской суд и соответствующие документы в Агентство РК по делам госслужбы — дисциплинарный совет, поскольку решение суда первой инстанции нас, мягко говоря, удивило. Мы надеемся, что истина будет установлена и справедливость восторжествует. Но эти разбирательства ни в коей мере не отражаются ни на наших планах, ни на сервисе, ни на качестве предоставляемых услуг. Для нас главная фигура — наш клиент, которому всегда должно быть комфортно на нашей цифровой территории. Ибо мало завоевать статус сильного казахстанского оператора связи, предоставляющего действительно качественный сервис. Важно его изо дня в день поддерживать и закреплять.
— Что в планах «Арны»?
— Совсем скоро мы выведем на рынок несколько дополнительных сервисов. Сейчас компания активно занимается разработкой системы предоставления услуг кабельного телевидения. Мы называем это
Комментарии