Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    «Электронное Правительство» в Казахстане – реальность?

    Внедрение «Е-правительства» в РК столкнулось с проблемой отсутствия критической массы граждан, готовых полноценно использовать сервисы eGOV.

    11 октября 2012 11:40, Business Times Kyrgyzstan

    В Казахстане порядка 675 государственных услуг, из них 77 можно получать через интернет. Согласно предварительному анализу 11,4% государственных услуг соседнего Казахстана сегодня предоставляется через интернет. Для сравнения — в Эстонии этот показатель составляет более 70%. Всего же на портале www.egov.kz в рамках проекта «Электронное правительство» предоставляются более 236 электронных услуг.

    Казахстан — страна богатая и имеет большой бюрократический аппарат, по сравнению с Эстонией. Понимая необходимость изменения ситуации, 19 марта 2004 года Президент Республики Казахстан, обратился в Ежегодном Послании к народу с требованием создать электронное правительство к исполнительным властям.

    Результат исполнения поручения Президента РК за 8 лет

    По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2012 году Казахстан занимает 38 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на 2 месте.

    Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций опубликовал новый рейтинг готовности стран к использованию технологий «электронного правительства». Согласно опубликованной информации, Казахстан в 2010 году по развитию «электронного правительства» занял 46-е место, поднявшись на 35 позиций по сравнению с 2008 годом, когда он занимал 81-е место. При этом Украина занимает — 54 место, Россия — 59 место.

    Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии» (АО НИТ), дочерней компанией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» позиционируется как крупнейшая казахстанская государственная компания, созданная для развития современных инфокоммуникационных технологий. Холдинг образован в сентябре 2008 года согласно постановлению Правительства Республики Казахстан, являющегося его единственным акционером.

    Также в состав Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» входят группа компаний:

    — АО «Национальные информационные технологии», которое является национальным оператором в сфере информационных технологий РК;

    — АО «Национальная компания «Kazsatnet», которое является ответственным исполнителем по развитию Единой транспортной среды государственных органов РК путем организации защищенных каналов передачи данных для государственных органов, охватывающих областные и районные центры РК;

    — ТОО «Центр электронной коммерции», которое является единым оператором в сфере электронных государственных закупок в РК;

    — АО «Казконтент», деятельность которого направлена на формирование развитого национального сегмента глобальной информационной сети интернет в Казахстане, в том числе развитие сетевых информационных ресурсов, организация ИТ инфраструктуры, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в этой сфере;

    — АО «Национальный процессинговый центр»;

    — АО «Международный университет информационных технологий».

    В период с 2007-2009 гг, АО «НИТ» разработало программу документооборота, инфраструктуру выдачи и распознавания электронных ключей, а также единую информационную среду, по аналогу с эстонским x-Road, и национальные регистры идентификационных номеров. 2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги можно получать уже через интернет.

    С 1 января 2010 года заработал портал государственных электронных закупок www.goszakup.gov.kz, оператором этой системы является ТОО «Центр электронной коммерции». К 2011-му году создана система «электронное лицензирование» для частных компаний и фирм, единая система «Е-Нотариат» и «Е-Акимат» для автоматизации работы районных администраций.

    Возможность оплачивать государственные услуги через интернет появилась в 2010 году, теперь через портал электронного государства Казахстана можно оплатить налоги, государственные сборы и пошлины, штрафы за нарушения ПДД, также можно оплачивать услуги ЖКХ.

    В 2012-м году, на сайте www.egov.kz осуществляется интеграция баз данных ЗАГСа, Минздрава и МВД. Сейчас на этом портале предлагается 77 государственных услуг, оплата 21 вида госплатежей, 16 госпошлин, 4 вида налоговых платежей и оплата всего перечня штрафов за нарушение ПДД.

    Идентификация гражданина в системе

    Каждая ЭЦП — электронно-цифровая подпись, может быть выдана на внутренний паспорт гражданина Казахстана, и записана на его идентификационный номер на ID-карте нового образца.

    Информация записывается на микрочип через стандартный и недорогой считыватель карт с помощью портала www.egov.kz.

    В апреле 2012 года выдана миллионная электронно-цифровая подпись — ЭЦП. Обладателем «исторической» электронной подписи (ЭЦП) стал 21-летний житель города Алматы. С начала текущего года Национальным удостоверяющим центром (НУЦ) было выдано свыше 100 000 ЭЦП. Для сравнения в 2010 году выдано 316 000 ЭЦП, а в 2011 478 292 ЭЦП ключей.

    Перечень государственных услуг портала по видам www.egov.kz:

    1. Приобретение недвижимости;
    2. Ипотека;
    3. Коммунальные тарифы;
    4. Адресная справка;
    5. Проверка адресных данных физического лица
    6. Выдача актов гражданского состояния (рождение, брак, развод, смерть)
    7. Пенсионное обеспечение
    8. Выдача прав на вождение
    9. Регистрация доверенностей
    10. Налогообложение и аудит
    11. Выдача актов на право земельного пользования
    12. Медицинская регистратура, база данных лекарств и рецептов, перечень медтехники
    13. Получение гражданства, прописки
    14. Постановка на учет СМИ
    15. Сертификат о культурной ценности
    16. Регистрация и защита интеллектуальной собственности
    17. Регистрация контрактов на геологическую разведку, добычу и переработку полезных ископаемых
    18. Регистрация воинской обязанности
    19. Регистрация радиочастотных устройств
    20. Регистрация недвижимости земельных наделов
    21. Регистрация гарантийного обязательства для таможни
    22. Выдача удостоверений на водный транспорт
    23. Регистрация ЖД транспорта
    24. Справки и заверения нотариуса
    25. Получение школьного аттестата, управления собственностью и имуществом несовершеннолетних
    26. Регистрация сельхозтехники
    27. Выдача архивных справок, архивные справки от КНБ
    28. Выдача лицензий на производство стройматериалов и строительство
    29. Хранение IT-технологий и прав на них в депозитарии
    30. Начисление пособий на детей и специальных пособий

    Однако, несмотря на созданный портал и E-государство, в Казахстане существует проблема с пользованием данными государственными ресурсами.

    По данным статистической государственной информационной системы «Талдау», менее 1 миллиона людей пользуются фиксированным подключением к интернету и при этом большая часть интернет-пользователей находится в Алматы.

    Проникновение интернета

    На май 2012 года общее количество интернет-пользователей в Казахстане превысило 9,4 млн человек, количество сайтов в зоне KZ составил порядка 62000.

    Абонентов фиксированного интернета согласно системе электронной государственной статистики Казахстана «Талдау» — всего около 1 млн и в основном сконцентрированы в г. Алматы.

    Количество активных пользователей портала www.egov.kz выросло в 122 раза, средняя посещаемость портала в сутки составляет порядка 25-30 тысяч пользователей. Услугами постоянно пользуются около 1 млн человек. Охват электронным государством населения в Казахстане равен 6%, однако отмечается активный интерес казахстанцев к порталу eGov, и идет постепенный рост пользователей электронных государственных услуг.

    Финансовое обеспечение проекта «Электронного правительства»

    Общие затраты, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы, которая утверждена Правительством РК 29 сентября 2010 года (по курсу на 28.09.2012 1 доллар США = 150,01 тенге):

    1) 2010 год — 17 млрд 973 495 000 тенге или 119 млн 815 000 долларов США;
    2) 2011 год — 23 млрд 249 269 000 тенге или 154 млн 984 000 долларов США;
    3) 2012 год — 20 млрд 893 445 000 тенге или 139 млн 280 000 долларов США;
    4) 2013 год — 5 млрд 182 136 000 тенге или 34 млн 545 000 долларов США;
    5) 2014 год — 4 млрд 491 972 000 тенге или 29 млн 944 480 долларов США.

    Всего до конца 2014 года на реализации программы ИКТ планируется потратить из госбюджета порядка 480 млн долларов США.

    Заключение

    Представленная информация показывает, что в Казахстане идет уверенный рост развития ИКТ в государственном секторе и Правительство РК инвестирует крупные средства в реализацию проекта «Е-правительство». Политика и планы развития ИКТ в госсекторе четко обозначены в Программе Правительства РК по развитию информационных и коммуникационных технологий в на 2010 — 2014 годы. Министерство связи и информации является центральным органом Правительства, осуществляющим управление проектами eGOV, а также создан Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» — государственная компания для развития современных инфокоммуникационных технологий, в составе которой функционируют 6 акционерных обществ в сфере ИТ. Госхолдинг Зерде позиционирует себя как надежный партнер государства в развитии «электронного правительства».

    Опыт соседней республики по создания проекта eGOV является достаточно интересным c точки зрения изучения опыта реализованных проектов для госсектора. Большинство крупных проектов по созданию eGOV были реализованы международными ИТ-компаниями, поставщиками ПО и оборудования и потрачены достаточно большие финансовые средства из госбюджета. В результате построена мощная технологическая база для будущих проектов, появились новые методы взаимоотношений чиновников и граждан посредством электронных систем.

    На практике, внедрение «Е-правительства» столкнулось с проблемой отсутствия критической массы граждан, готовых полноценно использовать сервисы eGOV. В Казахстане, по сравнению с Эстонией, не было уделено должного внимания вопросам повышения навыков пользования новыми и непривычными для людей системами и увеличения уровня компьютерной грамотности населения, особенно в регионах.

    Анализ подготовлен ГУ «Инфо-Система» при МФ КР.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии