Карел Голуб, Nokia: наш единственный конкурент — это мы сами
Интервью с генеральным менеджером Nokia в странах Юга СНГ Карелом Голуб о тенденциях казахстанского рынка мобильных устройств.
Сегодня мировой рынок мобильных устройств значительно трансформируется: стремительно растет доля смартфонов, смещаются акценты пользователей в выборе операционных систем, прежние лидеры утрачивают свои позиции. Редакция Profit.kz беседует с ключевыми производителями мобильных устройств о том, насколько эти тенденции справедливы для казахстанского рынка. Нашим первым собеседником стал Карел Голуб, генеральный менеджер Nokia в странах Юга СНГ.
— Карел, сейчас во всем мире видно падение доли Nokia. Как ваша компания оценивает свои позиции на мобильном рынке Казахстана?
— В Казахстане компания Nokia является лидером, как в сегменте смартфонов, так и в сегменте сотовых телефонов. Это связано с тем, что в центре всей нашей работы находится потребитель. Мы видим его потребности, и в соответствии с ними предоставляем новые устройства и сервисы. В частности, телефоны Nokia поддерживают казахский язык, пользователям доступны локализованные Карты Nokia, есть возможность скачивать приложения, в том числе разработанные казахстанскими девелоперами. Это что касается сервисов.
Что касается пожеланий потребителей в отношении устройств, то в сегменте мобильных телефонов — это двухсимочные телефоны. И сегодня у нас есть отличные предложения для наших потребителей — Nokia
— Какую долю вы занимаете и ваши планы на конец года?
— Для нас самое главное — это фокус на потребителя. Да, мы лидеры, но мы работаем не только для того, чтобы завоевать
— Как вы оцениваете рынок мобильных телефонов в Казахстане в целом? Какие тренды вы можете выделить в спросе и предложении на рынке?
— Я говорил об этом три года назад, когда только приехал в Казахстан, и говорю это сейчас — казахстанский потребитель ничем не отличается от потребителя из Европы или США.
— Учитывая то, что у Nokia широкая линейка телефонов, особых тенденций в предпочтениях вы выделить не можете. В вашем случае есть спрос как в сегменте недорогих телефонов, так и в сегменте смартфонов.
— Да, это так. Нельзя сказать, что
— Но сегодня доля смартфонов заметно выросла, и тенденция роста сохранится на рынке и в будущем.
— Сегодня очень много шума вокруг смартфонов. Но не стоит забывать, что у людей всегда будут разные предпочтения. И мы не собираемся менять привычки своих потребителей, мы просто им следуем. Перед нами нет задачи сделать всех пользователей недорогих телефонов пользователями смартфонов.
Консервативная аудитория будет существовать всегда, равно как и те, кто следует за инновациями. Но таких людей мало — около 10%. Но это, конечно, вовсе не означает, что мы не будем развиваться. Мы также будем следовать своей стратегии — создавать инновационные продукты, не забывая о людях, которые используют простые телефоны.
— По вашему мнению, процент адептов инноваций будет расти?
— Нет, он будет сохраняться в течении многих лет.
— То есть вы не боитесь конкуренции со стороны компаний, выпускающих большое количество новинок в сегменте смартфонов?
— Наш самый большой конкурент на рынке Казахстане — это мы сами. Казахстан очень большая страна, и мы больше думаем над тем, как убрать с рынка «серые» телефоны, предоставив потребителям оригинальные телефоны с полным спектром возможностей. Это наш самый большой вызов и главная задача сегодня.
— А каково на сегодняшний день соотношение долей «серого» и «белого» импорта мобильных телефонов в стране?
— У меня нет цифр, а те, которые есть, очень субъективны. Доли в принципе сложно измерить.
— Скажите, на сколько процентов ежегодно прирастает казахстанский рынок мобильных устройств?
— Это вопрос к аналитикам. Однако отмечу, что сегодня рынок официально завезенных в страну телефонов растет. И это плод нашей работы, которую мы ведем на протяжении полутора лет. Компания Nokia одной из первых подняла этот вопрос и уже сегодня сотрудничает с государственными органами, которые активно помогают в его решении. Благодаря общим усилиям мы смогли увеличить долю официальных продуктов, предназначенных для продажи в РК, что позитивно отразилось на государственном бюджете в части уплаты налогов. Но больше всего от этого выиграли наши пользователи, так как получили продукт, который поддерживает локальный язык и сервисы, имеет инструкцию по использованию устройства на родном языке и официальную сервисную гарантию.
— Назовите, пожалуйста, объемы продаж сотовых телефонов вашей компании?
— С этим вопросом также лучше обратиться к аналитикам рынка. Для нас важен потребитель, и именно он находится в сердце всего, что мы делаем. Только то, что мы фокусируемся на нуждах наших потребителей, и приводит к большому количеству проданных телефонов. Конечно, на рынке есть тренды, и мы им следуем, как в сегменте смартфонов, так и в сегменте простых телефонов.
— Но ваши партнеры и дистрибьюторы предоставляют вам цифры по количеству проданных телефонов. Скажите, есть ли положительная динамика по сравнению с прошлым годом?
— Предоставляют, но их данные покрывают только определенную часть рынка. Полную картину вам могут описать аналитики.
— По вашим прогнозам, сколько будет продано единиц мобильных телефонов до конца года? Какой процент из общих продаж составят смартфоны?
— В сегменте смартфонов прирост есть, но он такой же, как и в других сегментах. Точные данные по приросту — это, опять же, вопрос к аналитикам.
— Вы активно работаете над локальным контентом. Какие есть еще потребности у казахстанского потребителя?
— Мы видим свою задачу в дальнейшем совершенствовании того, что мы уже предоставляем пользователям. Мы расширяем возможности доступа в интернет (оснащая телефоны функциями
— В августе 2011 года вы заключили дистрибьюторское соглашение с «Технодомом». Назовите, пожалуйста, ваших розничных партнеров. Кто больше продает? Сколько процентов составляет «накрутка» на ваши модели телефонов?
— Подчеркну, что все партнеры для нас одинаково важны. На сегодняшний день у нас 7 дистрибьюторов и розничных партнеров (
— Планируется ли пополнение модельного ряда до конца года? Что за новинки будут представлены и в каком ценовом сегменте?
— Мы анонсировали три новых смартфона на базе обновленной операционной системы Symbian Belle, один из которых — смартфон Nokia с самым громким звуком, другой — самый компактный, а третий — самый яркий. Это Nokia 600, Nokia 700 и Nokia 701. В Казахстане смартфоны Nokia 700 и Nokia 701 поступят в продажу в октябре, а Nokia 600 — в ноябре 2011 года. Я уверен в том, что они понравятся казахстанскому потребителю с точки зрения дизайна, удобства, возможности использования локального контента. Мы также анонсировали смартфон Nokia N9, это пример того, какие технологии мы можем предоставлять в будущем, как в плане дизайна, так и в плане пользовательского интерфейса. В сегменте недорогих телефонов мы представили Nokia 100 и Nokia 101, что является отличным предложением в плане соотношения
У нас обширное портфолио на следующий сезон.
— По вашему мнению, какие тенденции в сфере мобильных телефонов будут доминировать в 2012 году?
— Будущее яркое и его видно уже сегодня. Оно будет развиваться в направлении улучшения и расширения локального контента, сервисов и доступа в интернет.
Комментарии