Новые гвозди для гроба Казнета
Министерство связи вернуло к жизни прежние требования для регистрации доменов в казахстанском секторе интернета — будет ли это способствовать развитию Казнета?
Министерство связи вернуло к жизни прежние требования для регистрации доменов в казахстанском секторе интернета. Теперь любой желающий получить в строке адреса своего сетевого ресурса расширение kz обязан размещать хостинг исключительно на территории республики. Это, по мнению Минсвязи, будет способствовать развитию Казнета.
Ограничения по физической привязке серверной базы внутри страны были отменены в начале года. С просьбой об аннулировании этой нормы к правительству Казахстана еще в 2005 году обращался представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти, и вот Астана Вену вроде бы услышала. Но не успел еще год председательства Казахстана в ОБСЕ закончиться, как все вернулось на круги своя.
Хостинг на… рыбалке
Участники казахстанского интернет-рынка отнеслись к объяснениям Минсвязи с большим скепсисом.
Генеральный директор Союза информационного развития Казахстана Вагиз Ситдиков считает, что Минсвязи решило таким образом поддержать отечественные хостинговые компании, которые пока не могут похвастать качеством предоставляемых услуг.
— Я, конечно, против новых ограничений, потому что на данный момент качество предоставляемых услуг для меня приоритетней, нежели развитие отечественных компаний, сколько они будут еще развиваться — неизвестно, — признался он. — К тому же за рубежом стоимость аренды серверов на
А директор национальной интернет-премии AWARD.KZ Константин Горожанкин уверен, что Министерство связи просто «лукавит»:
— Стимулирование будет, но только хостеров. Понятно, что сейчас достаточно большое количество ресурсов, которые хостились за рубежом, вынуждены будут хоститься в Казахстане. Хотя за границей дешевле и поддержка там лучше. Сейчас около 40% казнетовских ресурсов хостятся за рубежом.
Пример словам Константина Горожанкина — решение владельца и руководителя ресурсов Afftor.kz и VoxPopuli.kz Алишера Еликбаева взять серверную площадку в России. Владелец сайтов говорит, что качество казахстанских серверных мощностей его совершенно не устраивает:
— Бывало такое, что сайт, расположенный в Казахстане, стабильно «падал» в пятницу вечером и был недоступен до утра понедельника. И ничего сделать с ним не получалось, потому что обслуживающая компания уезжала на рыбалку, да и выходить на работу в
По мнению Алишера Еликбаева, в Минсвязи поняли, что «вернуть казахстанские сайты при помощи улучшения качества обслуживания не получается, поэтому они хотят вернуть нас административным ресурсом».
Шито белыми нитками
Администратор казахстанского юридического форума zakon.kz Игорь Лоскутов увидел за инициативой Минсвязи желание уполномоченных органов ограничить сферу своей ответственности. По его словам, в законе об интернете есть такие понятия, как «казахстанский» и «иностранный» сайты. При этом в законе не определено, по каким критериям сайт считается «своим», а по каким — «чужим».
— Если сайт считается иностранным, то судопроизводство по нему производится в упрощенном порядке: то есть не надо вызывать ответчика, можно подавать уполномоченным органам в прокуратуру и закрывать сайт, — объяснил Игорь Лоскутов. — Если сайт казахстанский, тогда нужна полностью исковая процедура, надо вызывать ответчика, выслушивать его объяснения. Наверное, выход был найден в том, что будем считать: казахстанские — это расположенные в Казнете. А как прибрать к Казнету, чтобы они «чисто» казахстанские были? Тогда сервер должен быть в Казахстане, чтобы в случае чего мы (власти — авт.) его могли бы быстро отключить или еще какие-нибудь меры принять. Сугубо практические соображения повлияли на это.
Qui prodest
О том, что каждое неосторожное слово в Сети может отозваться иском, говорит и Вагиз Ситдиков:
— Новые правила — это своего рода цензура, которая накладывает ограничения на свободу слова. Любой человек теперь, высказываясь в интернете, должен соблюдать определенные требования — юридически его могут наказать. И теперь каждый человек будет думать, прежде чем
На выявление «неверных» по логике должны быть брошены большие силы. Но по большому счету идея контролировать интернет, мягко говоря, не совсем удачна.
— С точки зрения самого развития Казнета это не очень хороший шаг — количество зарегистрированных доменов сейчас подходит к планке в 50 тысяч. Понятно, что тенденция роста есть, и непонятно тогда, каким образом государство будет отслеживать ту или иную информацию, т.е. за каждым сайтом должны следить, предоставлять информацию, видеть обновления. Непонятно, какой штат специалистов тогда должен быть? Прикинем, что примерно один человек на каждый ресурс, — предположил
Константин Горожанкин пошел еще дальше и предположил, что возвращение старых норм — это подготовка властей к выборам:
— Если смотреть с точки зрения государства, то понятно, почему это выгодно — учитывая, что впереди выборы, государство хочет более явно контролировать свой домен. Я — за ограничения, если они регулируют такие вещи, как порнография или призывы к национальной розни. Но я против, и это моя гражданская позиция, чтобы
…Мы надеялись получить официальное толкование причин нововведений и отправили запрос в национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», который должен внести свой вклад в решение стратегической задачи развития казахстанского сегмента интернета, но ответа на те же вопросы, что были заданы нашим экспертам, до сих пор не получили. Как оказалось, проблема в том, что в холдинге нет пресс-секретаря.
Пора все «ИНТЕРНЕТизировать»
Представитель ОО «За свободный интернет!» Галым Агелеуов уверен, что новые нормы связаны с желанием правительства контролировать все интернет-ресурсы и всех интернет-пользователей казахстанского сегмента интернета:
— С новыми требованиями казахстанский сегмент интернета станет привязанным к тем службам, которые находятся на территории Казахстана, — «Казахтелекому» и другим провайдерам, которые смогут влиять на внутреннюю политику этих ресурсов и формировать контент интернет-сообществ.
Если бы государство действительно заботилось о развитии Казнета, полагает Агелеуов, оно бы обратило свое внимание не на физические и технические правила и ограничения для пользователей этого сегмента интернета, а больше бы делало для «интернетизации» жителей Казахстана.
— Провели бы интернет в села, к примеру. Развитие Казнета не зависит от этого (ограничений — авт.), оно зависит от того, насколько государство заботится о самом увеличении количества пользователей.
Комментарии