Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    ИТ в кризис: казнить нельзя помиловать

    Развитие ИТ-сферы Казахстана в условиях экономического кризиса.

    20 июня 2009 11:39, Александр Васильев, Kazakhstan
    Рубрики: Бизнес, Рынок

    Конец весны в жизни казахстанского ИТ-сообщества традиционно выдался довольно насыщенным: было проведено довольно много различных мероприятий — от круглых столов до форумов и выставок. Понятно, что тема кризиса была центральной практически на всех событиях. Но если еще полгода назад сообщество больше задавалось вопросами глубины кризиса, оценками спада рынка и прогнозами развития дальнейшей ситуации, то теперь на повестке дня другая тема: как ИТ-сфере выжить в текущих условиях рынка. Ведь не секрет, что во многих компаниях бюджеты на ИТ-проекты были значительно урезаны либо полностью сокращены, а проекты заморожены на неопределенный срок.

    Согласно результатам исследования CNews Analytics, в котором были рассмотрены ИТ-стратегии 118 российских компаний на 2009 год, в 92% опрошенных компаний был приостановлен ряд проектов, 5% заявили о сворачивании всех проектов, а 3% — полностью отказались от новых проектов. Изменились и ИT-бюджеты. У 10% бюджет увеличился, у 4% — снизился незначительно, в 29% компаний остался прежним, а у 54% — снизился. «Но, судя по полученным цифрам, несмотря на коллапс, бизнес все же продолжает развиваться», — считает Максим Казак, руководитель CNews Analytics. Однако сокращение ИT-бюджетов было достаточно ощутимое. Основными пунктами, за счет которых это сокращение произошло, стали оптимизация затрат по всем направлениям (26% опрошенных), отказ от развития ИT-инфраструктуры (16%), отказ от закупки ПО (8,4%) и отказ от закупки аппаратного обеспечения (6,7%). Таким образом, наблюдаются значительные изменения в ИT-структурах компаний. Можно ожидать, что все большее внимание будет уделяться принципиально новым типам операционных систем (ОС для виртуальных дата-центров) и постепенное снижение доли традиционных ОС, что повлечет за собой новую фазу развития OpenSource-решений. При этом, в условиях кризиса, ключевым фактором выбора ИT-решений снова стала цена продукта. Ожидается и развитие аутсорсинга, поскольку он способен высвободить капитал для дальнейшего реинвестирования в основной бизнес.

    В Казахстане подобных исследований не проводилось, но можно предположить, что ситуации в наших странах схожи. «Изменившиеся экономические условия кардинальным образом повлияли на ИT-стратегии компаний. Они быстро встали на путь минимизации расходов, в том числе и на информатизацию. В рамках построения ИT-инфраструктуры речь больше не может идти об имиджевых внедрениях — инвестиции теперь должны быть серьезно обоснованы. Решение о внедрении той или иной системы должно приниматься после тщательного анализа экономических выгод», — так охарактеризовал текущую ситуацию на казахстанском рынке Леонид Буткеев, директор ТОО «Orient Telecom». Схожей точки зрения придерживается и Андрей Беклемишев, глава представительства IDC в Казахстане: «В настоящее время многие игроки и потребители рынка высокотехнологичных решений испытывают трудности, связанные с глобальным экономическим кризисом. Однако он предполагает, что именно сейчас происходит вступление в период развития, ознаменованный более взвешенными и эффективными подходами к ведению бизнеса».

    То есть если еще вчера главной задачей ИТ было обслуживание стремительно растущего бизнеса (или, другими словами, обеспечение «последствий» роста бизнеса), то основной задачей ИТ сегодня должно стать обеспечение предпосылок к росту бизнеса. Именно этот вопрос — как ИТ могут помочь бизнесу — обсуждался на круглом столе «Информационные технологии — ключ к выживанию в кризисе», организованном Центром компетенций Orient Lab 15 мая.

    Например, в Air Astana сделали ставку на онлайн-продажи, об этом в ходе круглого стола рассказал Рустем Карымов, менеджер по электронной коммерции авиакомпании. На общее развитие компании оказали влияние несколько факторов: существенно сократился пассажиропоток, а цены на топливо практически не изменились на фоне снижения цен на нефть. К отрицательным факторам относится и девальвация тенге, при том, что более 60% расходов компании приходится на платежи в иностранной валюте. Как следствие, в ИT-структуре произошла оптимизация всех бизнес-процессов, были сокращены капитальные и текущие расходы, происходит внимательный отбор перспективных и приоритетных проектов. На более поздний срок перенесен крупный проект по внедрению ERP-системы. Компания переориентируется на онлайн-услуги, а также ищет пути генерирования дополнительного дохода путем продажи сопутствующих услуг через свой сайт: помимо билетов, это страховки, возможность бронирования отелей и транспорта online. Так, переход на онлайн-продажи авиабилетов, по расчетам компании, приносит дополнительный доход порядка 10% по сравнению с традиционными продажами.

    А вот в «АлматыЭнергоСбыт», несмотря на общее сокращение бюджета Службы информационных технологий, для оптимизации бизнес-процессов решено внедрить ERP-систему. Кроме того, для повышения надежности работы информационной системы запланированы строительство корпоративной сети передачи данных и телефонной сети. А для повышения качества обслуживания намечена модернизация контакт-центра, редизайн внешнего корпоративного сайта и создание внутреннего сайта компании. При этом в компании, по словам начальника Службы информационных технологий Дмитрия Скибина, не проводилось сокращения штата ИТ-департамента.

    Показательным событием стала конференция по безопасности «Защита информации, виртуализация и эффективность центров обработки данных», организованная международной исследовательской компанией IDC. Мероприятие собрало довольно много участников, несмотря на то, что в Казахстане оно проводилось впервые, а участие было платным, — это очень нетипично для нашего рынка и лишний раз подчеркивает важность вопросов информационной безопасности в нынешних реалиях.

    Конечно, многие участники встречи отмечали, что сейчас компании ищут пути сокращения расходов, из-за чего стало гораздо сложнее обосновывать необходимость инвестиций в информационные технологии. Однако защита и сохранность данных по-прежнему остаются наиболее важными задачами.

    И целью конференции было именно показать специалистам различных отраслей бизнеса, что информационные технологии призваны гарантировать целостность и сохранность данных, обеспечивать к ним удобный доступ вне зависимости от местонахождения пользователя и того, какой компьютер при этом задействован. В нынешних условиях вполне реально повысить операционную эффективность и снизить затраты на хранение данных.

    Примечательно и то, что именно сейчас в Казахстане были открыты представительства двух компаний, специализирующихся на защите данных — Symantec и ESET.

    Другим актуальным вопросом в условиях падающего спроса является продвижение на рынке продуктов и услуг. В телеком- и ИТ-бизнесе технологии уступают первенство маркетингу. Сейчас мало создать технологически уникальный продукт, его еще нужно уметь эффективно предложить рынку. Именно маркетинговым технологиям в сфере хайтек была посвящена тематика первой в Казахстане конференции маркетологов отрасли ИКТ — High-Tech Marketing: «Маркетинг новых продуктов и услуг в телекоммуникациях». На ней обсуждались технологии работы как на массовых рынках, так и на корпоративном телекоммуникационном рынке.

    Отличительной особенностью стал ее прикладной характер — участники делились своим опытом продвижения продуктов и услуг. Поразило то, насколько честно и открыто докладчики рассказывали не только о своих достижениях, но и каких-то промахах и неудачах. Пожалуй, негативный опыт был даже более ценен для участников. Ведь благодаря рекомендациям коллег стало возможным избежать дорогостоящих ошибок в продвижении.

    Конференция выявила следующие тенденции: большинство отраслей связи в Казахстане (традиционная телефония, сотовая связь, доступ в интернет в корпоративном секторе) переживают стадию зрелости и насыщения рынка, и операторы активно изучают возможности расширения бизнеса и ищут новые источники доходов. Опыт российских коллег, столкнувшихся с данной проблемой несколько лет назад, наглядно продемонстрировал, как четкие маркетинговые стратегии, основанные на глубоком знании требований и ожиданий потребителей, помогли им успешно преодолеть переходные этапы рыночного развития.

    В то же время не будем забывать, что в структуре ИТ-рынка значительная доля приходится на госпроекты, и «самочувствие» отрасли во многом зависит от госбюджета на информатизацию. Вопрос реальной, а не декларируемой поддержки отечественного ИТ-сектора был поднят в рамках прошедшей в середине мая в Астане Первой выставки казахстанской ассоциации IT-компаний.

    «На сегодняшний день правительство не обращает внимания на развитие ИT-отрасли. К сожалению, ни один нормативный документ государства не содержит понятия «ИT-отрасль». К сожалению, видимо, нет таких людей в структуре государственных органов», — заявил на открытии выставки президент Ассоциации Нурлан Исин. По его мнению, выставка «должна показать правительству, что такая отрасль в Казахстане существует и на нее необходимо обратить внимание». При этом глава ассоциации отметил, что нужна последовательная государственная политика по формированию самостоятельной ИT-отрасли.

    «Мы говорим о развитии национальной инновационной системы. Там полный провал у нас. Говорим о внедрении высоких технологий — тоже движения нет нормального… Государственные структуры сейчас говорят, мол, мы будем брать самое лучшее зарубежное. А ведь иногда надо пойти на то, чтобы не самое лучшее, но развивающееся взять свое, чтоб на этой основе построить и поднять, и вырастить свои кадры», — пояснил Н. Исин.

    Между тем председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев отметил положительную тенденцию в развитии казахстанских ИT-компаний и озвучил ряд предстоящих действий со стороны государства по поддержанию и оформлению отрасли как самостоятельной. «Естественно, отрасль новая, и понимание всех проблем отрасли пришло совсем недавно. ИT, с точки зрения обывателя, это всего лишь сервис. Если другие крупные отрасли — автодорожная, нефтехимическая — они наяву, то ИT-отрасль больше сервисная, и только в последнее время появился тренд оформления ее в самостоятельную отрасль. Поэтому мы с ассоциацией этих компаний подписали совместный меморандум, где мы в ближайшие два года будем формировать ИT как отрасль», — сообщил К. Есекеев. По словам руководителя АИС, сейчас главное начать подготовку так необходимых квалифицированных кадров. «Как и качество любой вещи, оно зависит от специалистов. Поэтому агентство во главу угла ставит подготовку инженерных кадров, которые впоследствии сформируют рынок информационных технологий», — сказал он.

    Конечно, несколько странно слышать из уст председателя АИСа, что «ИT-отрасль больше сервисная, и только в последнее время появился тренд оформления ее в самостоятельную отрасль». На фоне автодорожной и нефтехимической отраслей она, конечно, выглядит новой, но все же это уже вполне сформировавшееся направление. То же и с инженерными кадрами. Они должны быть не причиной, а следствием сформировавшегося ИТ-рынка. Ведь если на этих специалистов не будет спроса, никто и не захочет получать образование в этой сфере.

    На сегодняшний день, по данным Казахстанской ассоциации IT-компаний, доля казахстанского содержания в ИT-проектах в программном обеспечении и услугах составляет 7% и по прогнозу Ассоциации будет снижена в 2009–2010 годах до 3%. Здесь уместно привести и оценку всего ИТ-рынка. Так, по мнению IDC, объем ИТ-рынка Казахстана в 2009 году составит 600 млн. долларов, что является наименьшей цифрой в периоде оценки 2005–2013 годов. В последующие годы рынок, по прогнозу IDC, начнет расти и к 2012 году достигнет зафиксированного в 2007 году своего самого высокого показателя в 1 млрд. долларов.

    Перспективы, прямо скажем, не радужные и красноречиво говорят о том, что государство должно подойти к вопросу поддержки ИТ-сектора очень взвешенно и комплексно.

    Также и бизнес должен подойти к ответу на вопрос: казнить или миловать ИТ в период кризиса, т.к.  он очень неоднозначен. С одной стороны — «казнить» нельзя, т.к.  ИТ действительно могут стать хорошей опорой в оптимизации бизнес-процессов и сокращении издержек. И урезание расходов на ИТ сегодня может принести еще большие убытки завтра. С другой — нельзя и бездумно «миловать», иначе ИТ могут съедать неоправданно большие бюджеты, а бизнес получит пушку для стрельбы по воробьям. Уже не может быть ИТ ради ИТ. И это должны понять все участники рынка.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии