Шавкат Сабиров: Невозможно бесконечно беспредельничать в Казнете
Александр Галиев, редактор Computerworld.kz, беседует с президентом Интернет Ассоциации Казахстана о ситуации вокруг Nur.kz, о драйверах Казнета и об электронной коммерции.
20 мая 2016 21:11,
Рубрики: Интервью
Я собрал некий хит-парад мнений о том, что сейчас происходит вокруг Nur.kz. Кто-то «включает» конспирологическую версию и говорит о том, что ресурс приглянулся кому-то из власть имущих. Кто-то говорит о том, что настало время закручивать гайки в области защиты интеллектуальной собственности. И процесс с Nur.kz может стать показательным. А кто-то просто говорит о том, что истец исчерпал все возможные варианты решить проблему во внесудебном порядке. А потому и обратился в суд. Какая версия вам ближе?
Есть еще и четвертая версия, которая говорит о том, что невозможно бесконечно беспредельничать в Казнете. Вообще среднестатистический гражданин Казахстана очень законопослушный. Даже более того, очень законопослушен. Мы любим свое государство, уважаем его законы. Я не зря вставил ремарку с законопослушностью, потому, что Nur.kz – это исключение из правил – он и до этого бессовестно воровал контент. И этот процесс, видимо, уже дошел до точки кипения. Иными словами, нашла «коса на камень». В данном случае Nur.kz затронул интересы грамотных юристов, которые предъявили иск за незаконное использование своей интеллектуальной собственности. Вообще это был вопрос времени.
Есть еще один момент. Он объясняет, почему это не произошло вчера, например. Мы сейчас в кризисе. Денег стало меньше, соответственно, все, что касается твоего контента, на чем ты зарабатываешь, чем привлекаешь клиента, стало очень актуальным.
Не секрет, что Nur.kz опережает конкурентов с очень большим отрывом – более, чем в 2 раза. Это такой хедлайнер, глыба Казнета по посещаемости. Если гипотетически представить, что Nur.kz будет закрыт, как произойдет переформатирование Казнета? Что изменится?
Если убрать с этой «глыбы» чужое аудио и видео или другой какой-то спорный контент, то трафик мгновенно упадет и будет намного ниже, чем у Tengrinews.kz и Zakon.kz. Следует понимать, что огромное количество привлеченного трафика – это мультимедийный трафик.
Я могу привести один интересный пример. Некоторое время назад, когда началось внедрение закона об авторском праве в Казнете, один из наших пиратских ресурсов заявил, что удаление контента ТНТ (Comedy Club – прим. Computerworld.kz) снизило трафик на сайт сразу на 15%!
Тут следует отметить про некоторую особенность Казнета. Она, кстати, стала причиной того, что к нам пришел Google с Youtube.kz в свое время. Так вот, казахстанцы много смотрят видео и слушают аудио. Мы превышаем среднестатистические показатели в этой части по всему миру.
Мы недавно делали анализ, и выяснилось, что 10 ресурсов Казнета делают почти 11 млн. среднесуточных просмотров. Из 17,5 млн. На все остальные 84 тыс. ресурсов приходится менее 7 млн. Что это? Низкое качество контента, малая емкость Казнета? Или есть еще какая-то причина.
Это не уникальная ситуация. Фрагментация, о которой вы говорите, присуща и другим рынкам. Что касается качества Казнета – тут соглашусь, к нему есть много еще вопросов. Пиратский контент еще продолжает доминировать среди развлекательной категории.
Шавкат, сегодня у Казнета на мой взгляд, есть только один драйвер – село. Там ситуация с проникновением Интернета очень грустная. Способна эта новая аудитория придать ускорение Казнету, изменить его?
Она уже меняет его. Последние годы аудитория Казнета прирастала только за счет регионов. Поскольку крупные города уже в фазе насыщения и практически не пополняют армию интернет-пользователей страны. И вот здесь начинается самое интересное. В регионах аудитория преимущественно казахоязычная. Понятно, что спрос на контент на государственном языке будет в этих условиях только расти. Причем вопрос доминирования этого контента – это вопрос времени. Пользователей, владеющих только казахским языком, становится очень много.
Теперь несколько слов о том, почему это так медленно идет. Нужно понять, что платежеспособный спрос на селе небольшой, поэтому операторы не особо стремятся туда. Посмотрите, как строят сейчас операторы 4G – сначала крупные города, потом областные центры, и лишь потом – село. И их понять можно. Я считаю, что развитие регионов и сел может происходить только в рамках государственной поддержки операторов. Для коммерческих компаний там нет никакого интереса. Но это общая проблема любой страны с такими особенностями как у нас: большая территория и небольшое население.
И еще. Почему вопрос интернетизации так важен для регионов? Да потому, что мы, жители крупных городов, просто не озадачиваемся тем, чтобы отправить смс или сделать звонок по мобильному телефону. В условиях низкой платежеспособности на селе бесплатный доступ, который практикуют некоторые операторы к социальным сетям, к некоторым коммуникационным сервисам и мессенджерам – это палочка выручалочка, которая позволяет бесплатно общаться.
Все мы, кто, так или иначе причастен к Казнету, генерации контента в его рамках, радостно отметили его 20-летие. В 2014 году отечественный сегмент Сети вырос с точки зрения доменных имен почти на 20%. А потом все – доменная емкость перестала расти. Есть ли какие-то осязаемые драйверы для его роста?
Новый скачок эволюции Казнета я вижу с точки зрения развития электронной коммерции. Нам нужно привлекать мировые гранды в Казахстан, легализовывать их бизнес здесь. При этом, получим не только новые рабочие места, но самое главное – мы получим бесценную экспертизу в отрасли e-commerce, опыт. Здесь есть опасность, что местные игроки будут ощущать некий прессинг. С другой стороны, наши участники рынка достаточно зрелые и могут уже на равных конкурировать с ними. И еще очень важно «отпустить» домены в мировой рынок. Необходимо вернуться к тому моменту, когда домены .KZ можно размещать (физически) по всему миру. Существующее ограничение в условиях кризиса только усугубляет тяжелую ситуацию у хостинг-провайдеров.
Давайте поговорим о налогообложении иностранных игроков. Сейчас идут дискуссии о том, как этот процесс обустроить. Варианты муссируются самые разные – от налога на посылки, до налога на интернет-покупки. Какой вариант наиболее реалистичен?
Вопрос непростой. Возможно, это один из самых сильных вызовов. Об этом говорят не только в Казахстане, но и в Европе, и в США, и у наших соседей. Глобализация привела к тому, что компании, которые легально работают на внутреннем рынке, находятся в невыгодном положении по сравнению с иностранными. Этот же вопрос активно обсуждается и в России, где количество посылок от «Алибабы» в среднем составляет около 300 тыс. в день. И там уже реально говорят о понижении беспошлинного порога для них. В Казахстане ситуация хуже – весомых игроков рынка электронной коммерции можно пересчитать по пальцам. Мое мнение таково: иностранные игроки должны легализовать свой бизнес в Казахстане. По примеру Lamoda.kz и Olx.kz. Огромное уважение вызывает Lamoda.kz, которая согласно нашему исследованию, является крупнейшим налогоплательщиком сектора электронной коммерции Казахстана, и уплатил в бюджет по итогам 2015 года более миллиарда тенге. Такую же модель мы предлагаем для «Алибабы». Но тут нужно понимать, что мы для мировых игроков очень маленькие. Поэтому, мы должны создать все условия для такой трансформации. Здесь есть чем похвастаться – многие законы, в том числе, и в части электронной коммерции, в Казахстане приняты намного быстрее, чем в России. Условия для бизнеса намного лучше, возможности работы с налоговыми органами в онлайн дают нам в целом значительные преимущества перед другими странами-членами ЕАЭС. Кстати, последний визит большой правительственной делегации из Китая в Казахстан был очень полезным.
И к какому мнению пришли участники диалога с китайскими товарищами?
Еще не пришли, мы пока в плоскости обсуждения. Но интерес с китайской стороны неподдельный. Думаю, что следующая встреча перейдет уже в практическую область.
А ЕАЭС?
Мы готовы к подписанию некоего меморандума в рамках евразийского пространства. Сейчас мы обсуждаем этот вопрос.
А что если ваш сценарий с китайскими онлайн-грандами не будет реализован?
Я боюсь, что другие сценарии грозят нам очень плохими последствиями. Мы фактически потеряем отрасль, платежные системы, логистику. Все, что выстраивали долгие годы местные игроки. Мы не выживем. Нас раздавят или мировые гиганты или крупнейшие торговые онлайн-сети наших соседей. Поэтому работать нужно со всеми, привлекать их всеми силами, создавать хорошие условия, например, упростить их легализацию. А в конечном итоге, создать равные условия на нашем рынке для всех игроков.
Шавкат, я, как человек, который пишет долгие годы о Казнете, об электронной коммерции, вижу два тренда. Первый – контентный. В этот период, на заре, формировался по сути базис Казнета. Сейчас мы переживаем бум электронной коммерции. А что дальше?
Понимаете, потенциал электронной коммерции, онлайн-сервисов еще настолько высок, что мы будем идти в этом тренде долгие годы. Сервисная модель начинает доминировать в услугах. А вот что дальше будет с Интернетом не видит никто. Даже самые именитые футурологи.
Благодарю за беседу. Удачи!
Спасибо, и вам.