Лишний кнут карман не тянет
О последствиях принятия Мажилисом РК законопроекта о госрегулировании Казнета.
Итак, инициированный Агентством по информатизации и связи законопроект, равняющий все сетевые ресурсы с обычными СМИ, со всеми бурно вытекающими… — ну, вы знаете — прошел первое чтение в Мажилисе. Пусть меня закидают «мышами» и «клавами», но я чрезвычайно этому обстоятельству рад. И с нетерпением жду, когда депутаты после второго и третьего чтения заучат документ наизусть, передадут в сенат, потом он попадет на стол президенту и, наконец, обретет силу закона.
Всякий защитник свободы интернета имеет веский повод спросить меня: «Чему ты, дурак, радуешься?». Популярно объясняю. В соответствии с духом и буквой будущего закона владелец сайта или блога несет полную ответственность за все, там понаписанное. В том числе за посты и комменты посетителей.
И Генпрокуратура первым должна бы закрыть блог премьер-министра Карима Масимова. За появление в нем анонимного письма, в котором бывшие и действующие руководители дорожной полиции обеих столиц обвинялись в коррупции. Был большой шум, что это облыжная кляуза, и даже начались активные поиски «крота». А
Короче, налицо все признаки преступления, предусмотренного ст. 129 УК РК (клевета).
Вторым в очереди на раздачу надо поставить ресурс «Центр компетенции правительства РК». Там, если не забыли, несколько дней провисели более чем откровенные фотографии девушек с пониженной планкой социальной ответственности, присланные на форум неизвестным затейником. И были удалены лишь после того, как наши корреспонденты стали названивать модератору сайта. Юристы подсказали, что эти резвости подпадают под ст. 273 УК РК (незаконное распространение порнографических материалов и предметов).
Чтобы вы не подумали, будто я сочиняю фэнтези на правовую тему, напомню: прецедент закрытия сетевого ресурса за «неправильные» читательские комментарии существует. Осенью прошлого по решению Алматинского горсуда приказал долго жить сайт posit.kz, принадлежавший Адилю Тойганбаеву, зятю беглого киргизского
Заметьте, никакого закона о регулировании интернета тогда еще и в заводе не было. А сайту пришел кирдык. Который, конечно же, никогда не придет премьерскому блогу, хоть что там напиши. Даже если закон вступит в убойную силу. Мы же с вами взрослые люди.
Это легкое противоречие может означать одно из двух. Либо закон об интернете не нужен совсем. Как, впрочем, и закон о СМИ: и без них, если надо, опечатают. Либо необходимо признать: правосудие у нас выборочное. Или избирательное — как вам больше нравится. Хотя что тут признавать: бронзовая Фемида в Алматы на Тещином языке и отлита была без традиционной повязки на глазах — символа беспристрастности. Как и подобает освобожденной женщине Востока.
И все же, думаю, «сетевой» закон благополучно примут. Лишний кнут наш демократический карман не тянет.
По идеологическому ГОСТу
Говорит Тамара Калеева, президент фонда «Адил соз».
Наши депутаты то ли слишком простодушны, то ли слишком хитры. Вслед за Агентством по информатизации и связи (АИС) они твердят: подготовленный закон о регулировании интернета — в интересах граждан и государства. Недоброкачественная информация в интернете может подорвать репутацию граждан и стабильность государства. Депутатов это очень возмущает.
Я тоже возмущалась. Читала пасквиль на уважаемого человека, ругалась вслух: вот ведь подлецы, что нагородили! Встречала в интернете всякую чушь про нашу политику и кипела патриотическим негодованием. Случалось, каюсь, и восхищаться автором: талантлив, стервец!
Скоро эта палитра страстей станет для нас, простых пользователей интернета, недоступной. Она будет уделом пользователей ответственных — прокуроров и судей. По их указанию лица, имеющие доступ к рубильнику, будут отключать Казахстан от всего вредного в интернете. Наша интеллектуальная пища после такой стерилизации будет, возможно, немного пресной, зато соответствующей всем идеологическим ГОСТам.
И эту «здоровую» пищу сможет готовить любой, кто пожелает! АИС утверждает, и депутаты соглашаются, что теперь весь интернет — это СМИ, следовательно, все, кто в эти СМИ пописывает, — уже журналисты. Блогеры — журналисты, любители поболтать в чатах, разношерстное племя критиканов-комментаторов — тоже журналисты!
Не горбатились в библиотеках, зарабатывая диплом, не проходили испытательный срок, не выстраивали отношения с редактором, а получили профессию как на блюдечке.
За всеми публичными и интимными опусами этой оравы теперь тоже будет надзирать суровое прокуророво око. Чужих — отключать, своих — отключать и карать. Кары для журналистов наше законодательство давно определило: уголовные, гражданские, административные. Не случайно же наши традиционные СМИ такие дисциплинированные: ходят строем, поют хором, 2 пишут — 3 в уме. Я вот тоже, памятуя, что могут посадить и разорить, излагаю только самые невинные версии депутатского одобрямса в отношении законопроекта об интернете.
Плохо, но куда деваться?
Будем теперь и в интернете пописывать с оглядкой. Про митинги —
Не думаю, что Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун знает об интернет-инициативах казахстанского АИС и парламента. То, что он посвятил свое ежегодное послание по случаю Всемирного дня свободы печати теме давления со стороны правительств на
«Я обеспокоен тем, что некоторые правительства подавляют доступ к интернету и работу интернет-журналистов, а также других людей, использующих «новые средства массовой информации», — сообщил Пан Ги Мун.
Согласно данным Международного комитета защиты журналистов, 45 процентов всех сотрудников СМИ, находящихся за решеткой, — блогеры. Казахстанцев среди них нет. Нет нашей страны и в «списке позора» — стран, наиболее неблагоприятных для блогеров, где власти агрессивно вмешиваются в работу интернета вообще и в процесс ведения онлайн-дневников в частности. Но ведь пока нет у нас и закона о регулировании информационно-коммуникационных сетей. Есть только одобренный в первом чтении законопроект.
Значит, все еще впереди.
Комментарии