Мобильный банкинг в Казахстане: спрос растет
Отечественные банки возлагают большие надежды на мобильный и интернет-банкинг, ожидая двукратный рост числа пользователей уже к концу следующего года.
Отечественные банки, расширяя список услуг для своих клиентов, расширяют и число дистанционных услуг, доступных пользователям. Мобильный банкинг, интернет-банкинг и различные приложения — на эти каналы возлагаются большие надежды, ожидается двукратный рост числа пользователей уже к концу следующего года.
Популярность подобных услуг растет, что неудивительно — мировой рынок мобильных телефонов увеличивается на 6% год от года. Во втором квартале 2013 года вендоры отгрузили 432,1 миллиона мобильных телефонов. Для сравнения — за аналогичный период прошлого года было отгружено 407,7 миллиона устройств (а представители отечественного ритейла прогнозируют рост продаж смартфонов в Казахстане на 80% по итогам 2013 года). По данным американских аналитиков, 35% владельцев мобильных девайсов используют мобильные клиенты банков или соответствующие приложения.
Если говорить о ситуации в Казахстане, по данным Нацбанка на октябрь 2012 года из 38 банков услуги мобильного банкинга предоставляли 10 банков, а услуги интернет-банкинга — 18. Однако из всех транзакций по дистанционным каналам на долю мобильного банкинга приходилось лишь 0,2%, на интернет-банкинг — 3,2%. И вот, представители финансовых организаций заговорили о росте спроса на мобильный банкинг. «На сегодняшний день мобильный банкинг является одним из самых быстроразвивающихся сервисов из каналов дистанционного обслуживания (ДБО) в банках Казахстана. На данный момент только у Народного банка пользователей системы Мобильный банкинг порядка 400 000 клиентов», — говорит Марина Мартынова, директор ТОО «Интервэйл Казахстан» и организатор ежегодной международной конференции «Мобильные сервисы и платежи — MobiEvent».
Оно и понятно, с развитием мобильного интернета переход пользователей в мобильные сервисы неизбежен. «Финансовый сервис через мобильный телефон становится все более востребованным среди наших клиентов, — рассказывает Нурлан Жагипаров, исполнительный директор АО «Казкоммерцбанк». — На сегодня порядка 22-25% активности в Homebank.kz приходится на мобильные приложения. Через год-полтора мы ожидаем, что половина трафика Homebank.kz будет проходить через мобильные устройства. Иными словами, каждый второй пользователь будет пользоваться услугами портала через свои смартфоны и планшеты».
То есть, многие пользователи готовы совершать операции со своих девайсов, особенно если это избавит их от траты времени и походов в кассу, а также сведет к минимуму общение с менеджерами. «Раньше мобильный интернет не был таким доступным, но с внедрением различных пакетов с безлимитным интернетом от ведущих сотовых операторов, почти у каждого из нас появился интернет в телефоне для быстрого получения информации. А если у каждого из нас будет стоять приложение в телефоне и будет возможность быстро оплатить через телефон различные услуги, то мы будем находить время для личных дел, не простаивая очереди в кассу», — считает руководитель ТОО «Интервэйл Казахстан».
Важно отметить, что каждый банк по-разному трактует для себя понятия «Мобильный банкинг», «СМС- и интернет-банкинг». При явном различии вышеперечисленных понятий с технологической точки зрения, грани между ними размылись и, говоря, например, об услуге мобильного банкинга, игроки рынка подразумевают и сопутствующие сервисы — приложения для мобильных устройств, интернет-сервисы и т.д. «В каждом банке есть свое видение функциональности системы, — рассказывает Марина Мартынова. — Кто-то развивает SMS-банкинг, кто-то переводит сервис на мобильные приложения для различных телефонов, включая самые простые (Java), а кто-то ориентируется на клиентов, использующих смартфоны, учитывая активное проникновение их на рынок Казахстана». В целом, под мобильным банкингом подразумевают предоставление дистанционных банковских услуг при помощи мобильного телефона. Поэтому неудивительно, что и мобильные приложения стали относить именно к этой категории. Так, например, Казком был первым казахстанским банком, запустившим собственное приложение. Первая его версия появилась в конце 2011 года и была доступна только для смартфонов на базе Android и iOS. Как сообщил Profit.kz Нурлан Жагипаров, на сегодня число клиентов, установивших приложение Homebank, достигло 78 675 человек, из которых 47 928 скачали приложения с GooglePlay, а 30 747 установили приложения на iPhone и iPad. «Для сравнения, в прошлом году количество скачиваний мобильного приложения было на уровне 18-20 тысяч. До конца года, как мы ожидаем, число пользователей превысит 100 тысяч человек».
Отечественные банки, наконец, почувствовали интерес аудитории к своим продуктам, однако до идеала здесь еще далеко. Полноценные мобильные приложения имеются лишь у нескольких из них, а продвижению и популяризации подобных услуг внимания уделяется крайне мало. «Сейчас часто можно увидеть, как люди бегут к терминалу, чтобы оплатить свой телефон, когда на нем закончились средства, даже не обращая внимания на комиссию, просто нет времени разбираться. И также, почти у каждого из нас есть банковская карта, зарплатная или просто открытая для оплаты в интернете, которая используется редко. Многие просто не знают, как это удобно, безопасно, а самое главное выгодно — нужно просто сделать несколько шагов для подключения услуги и начать пользоваться! Банки уделяют мало внимания рекламе сервисов ДБО, к сожалению. Хотя, эти сервисы облегчают жизнь граждан во много раз», — прокомментировала нынешнюю ситуацию Марина Мартынова. Развитие альтернативных каналов обслуживания, среди которых ведущую роль играют интернет-банкинг и мобильный банкинг, позволяет сделать простым и удобным доступ клиентов к банковским услугам. С другой стороны — самим банкам это дает возможность оптимизировать расходы на содержание филиальной сети.
В преддверии конференции MobiEvent 2013, мы обратились к Марине Мартыновой с просьбой прокомментировать будущее мобильного банкинга в Казахстане. «Я думаю, что количество пользователей мобильного банкинга в Казахстане будет стремительно расти, и этот сервис будет становиться все более удобным, с применением системы геолокации, когда вы сможете узнать о скидках в ближайшем магазине или получить бонусы от покупки через телефон. Все это — лояльность клиентов, и банки готовы предоставлять такие услуги, чтобы разгружать свои отделения. Буквально недавно сотовые операторы совместно с банками запустили услугу «Автоплатеж» — это сделано как раз для удобства пользователей. Подключившись один раз, вы забудете о том, что нужно бежать в кассу, когда деньги на балансе телефона заканчиваются. За клиента это делает банк и оператор. Следующей ступенью развития должен быть платеж с лицевого счета абонента, то есть, с баланса телефона. Сейчас данный сервис активно обсуждается операторами сотовой связи».
Комментарии