Когда высота не радует
Борьба сотовых операторов Казахстана за абонентов посредством снижения тарифов на связь.
По данным аналитической компании Comnews Research, за последние два года доходы казахстанских компаний от услуг сотовой связи выросли на 6,79%. Впереди из стран СНГ только украинские и российские операторы. При этом цены в России ниже казахстанских в 2 раза, а на Украине — почти в 7 раз. Впрочем, с приходом нового игрока на рынок Казахстана цены на связь стали быстро падать.
Причиной тому — высокие амбиции игроков рынка. У компании Tele2 в планах получить к 2014 году 20-30% имеющегося рынка. По словам председателя правления Tele2 в Казахстане Андрея Смелкова, казахстанский рынок имеет большие перспективы занять второе место в международной группе Tele2 по выручке и по абонентской базе после России, где у компании уже есть 20 млн абонентов. Уже сейчас рост доли Tele2 превосходит запланированный, а бизнес-показатели компании удваиваются с каждым годом.
Следом активизировались другие игроки рынка. «ВымпелКом» (Beeline) запустил борющийся бренд (от англ. fightingbrand) «Дос», решив, что уж лучше часть абонентов перейдут в более дешевую ценовую категорию, чем совсем уйдут к чужому оператору.
Позиция GSM Kazakhstan (Kcell, Activ) в этой схватке — сохранить и укрепить уже имеющуюся абонентскую базу. И это в большей степени касается бренда Activ.
«Пользователи Activ гораздо более чувствительны к цене, и у них есть желание увеличивать свое потребление при наличии подходящих условий, — сказал Каспарс Кукелис, директор по маркетингу GSM Kazakhstan, на пресс-конференции, посвященной введению нового тарифа Activ «Дневной безлимит».
Новый тариф является не столько инструментом привлечения новых абонентов, сколько диверсификацией предоставляемых компанией услуг.
Сценарий развязывания ожесточенной ценовой войны с целью вывести нового оператора из рынка маловероятен, считает Андрей Смелков.
«Казахстанский рынок, что для группы компаний TeliaSonera (GSM Kazakhstan. — «&»), что для «ВымпелКома» представляет очень большой кусок пирога, по крайней мере рынка СНГ. Причем с очень большой маржинальностью, — комментирует г-н Смелков. — То есть прибыльность этих компаний в Казахстане даже выше, чем средняя прибыльность по другим странам СНГ. Поэтому терять деньги для акционеров — это самое больное дело».
Так, компании-операторы скорее будут пытаться балансировать «между потерей доли рынка по абонентам и потерей выручки» до тех пор, пока система не найдет оптимальную точку равновесия.
Впрочем, пока тарифы сотовых операторов постепенно низвергаются ниже и ниже. По оценке г-на Смелкова, с входом компании-дискаунтера на рынок тарифы на сотовую связь в течение ближайшего года могут упасть как минимум в 2 раза. На момент запуска Tele2 в Казахстане показатель APPM (средняя цена за минуту) составлял порядка 8-9 центов. Смелков определил примерную границу снижения цен — показатели APPM России составляют 2-3 цента.
Если говорить о пространстве СНГ, то у нас самые высокие тарифы. Для сравнения: в Таджикистане средние цены на сотовые услуги в 10 раз уступают ценам в Казахстане ($0,019 против $0,207 в минуту). Так что отечественный рынок — золотая жила для сотовых операторов, неудивительно, что он привлек внимание дискаунтеров. Правда, почему-то только сейчас.
Комментарии