Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Всеобщая МОБИЛизация

Сегодняшнее состояние и прогноз развития рынка сотовой связи в Казахстане.

17 апреля 2007 15:41, Софья Балакина, Exclusive
Рубрики: Рынок, Связь

В 2008 году проникновение сотовой связи в стране составит 100%. Прогноз отечественных операторов сотовой связи основан на анализе современного рынка, переживающего бурное развитие. И хотя сейчас уровень проникновения связи только приближается к 60%, при сохранении темпов роста абонентских баз у сотовых операторов к концу 2007 года число клиентов компаний может превысить 10 миллионов.

Современный рынок услуг сотовой связи Казахстана представлен четырьмя компаниями — ТОО «GSM Казахстан», ТОО «КаР-Тел», АО «Алтел» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Последняя, являющаяся дочкой АО «Казахтелеком», не так давно обнародовала свой свежеиспеченный продукт — торговую марку NEO. И если ранее «Мобайл Телеком» предлагал своим абонентам устаревший стандарт AMPS, то его новый брэнд поддерживает GSM. Оператор заявляет о своих потенциальных возможностях — мощностях сети, рассчитанных на обслуживание 1,2 миллиона абонентов. Первый национальный оператор сотовой связи в Казахстане, работающий с 1994 г., занимает сейчас третью позицию на рынке. АО «Алтел» выведено на рынок три брэнда — Dalacom, PAThWORD, City и в общей сложности 13 тарифных планов. Территория охвата связью — 53 города Казахстана. Компания является первым и единственным оператором сотовой связи в Казахстане, использующим технологию третьего поколения CDMA2000 1X. Скорость передачи данных в CDMA в 16 раз выше, чем в GSM, и почти в 3 раза выше, чем предлагает GPRS.

Тем временем самым крупным игроком рынка по-прежнему остается ТОО «GSM Казахстан» с торговыми марками K’Cell и Activ, действующими в 1054 населенных пунктах Казахстана, включая дальние селения. В приоритетных планах компании расширение сети сервисных центров, оказывающих абонентам услуги по принципу «одного окна». В этом году, сообщает «GSM Казахстан», по всей республике откроется более 150 подобных точек. Сейчас компания насчитывает 13 прямых офисов.

Вторую позицию на казахстанском рынке занимает ТОО «КаР-Тел» — оператор сотовой связи стандарта GSM, предоставляющий свои услуги под торговыми марками Beeline, K-Mobile и Excess. Два с половиной года назад «Кар-Тел» приобретен российской группой компаний «ВымпелКом», чьи лицензии на предоставление сотовой связи охватывают территорию проживания 94% населения России (136 млн. человек) и 100% территории Казахстана. Услуги сотовой связи оказываются сейчас более чем в 1000 населенных пунктов республики, покрывают автомобильные трассы: Астана-Боровое-Кокшетау, Павлодар-Экибастуз, Астана-Караганда, Алматы-Георгиевка, Алматы-Талдыкорган, Астана-Павлодар, Алматы-Шымкент, Балхаш-Караганда.

По данным Агентства по информатизации и связи РК, регулирующего деятельность сотовых операторов, число пользователей мобильной связи в стране увеличивается каждый день, несмотря на высокие тарифы, все еще доступные далеко не всем казахстанцам. К примеру, в структуре доходов от услуг связи в январе-феврале 2007 года на мобильную связь приходится 51,2%. Тогда как на междугородную телефонную стационарную — 15,9%, местную — 7,1%, интернет — 5,7%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,3%, почтовую и курьерскую связь — 2,6%.

Говоря о специфике казахстанского рынка, эксперты сотовых компаний называют социально-экономические и демографические факторы, местный менталитет и социальные устои населения. В частности, соотношение численности населения и территории его проживания. Последний факт требует от операторов дополнительных затрат на построение сети и обеспечение качественного сервиса. В техническом плане особенностью рынка также является его расположение на условной границе стандартов GSM и CDMA. Директор департамента корпоративных связей ТОО «GSM Казахстан» Куат Домбай говорит: «На наш взгляд, специфика казахстанского сотового рынка в том, что при относительно невысоком проценте проникновения связи здесь востребованы услуги на основе самых передовых технологий. Рынок специфичен еще и своими географическими и демографическими реалиями: низкая плотность населения на территории, равной нескольким европейским государствам. Это можно отнести к существенным факторам, сдерживающим развитие сотовой связи».

В настоящее время рынок сотовой связи развивается очень динамично. В основном это связано с общим экономическим развитием страны и с увеличением доходов населения. Плюс с интересом к сотовой связи как таковой. Последнюю тенденцию не останавливают даже продолжающие оставаться высокими тарифы. В прошлом году темпы роста числа абонентов составили почти 64%. К концу 2007 г. прогнозируется еще большая цифра. По данным сотового оператора «Кар-Тел», уровень проникновения сотовой связи в Алматы сейчас составляет порядка 75%, в Астане — 60–65%.В других регионах страны чуть меньше и в целом по республике выходит около 50%.

Данными, характеризующими рынок в цифрах, поделился с нами и вице-президент по развитию бизнеса АО «Алтел» Мирбулат Аюпов. Он рассказал, что число абонентов мобильной связи в Казахстане, по итогам I полугодия 2006 г., составило 6,66 млн. человек. Тогда как в конце января прошлого года их насчитывалось всего 5,52 млн. В первом полугодии 2006 года в Казахстане было продано в розницу 1,8 млн. sim-карт и 690 тыс. мобильных телефонов. В общей сложности на сумму $124 млн. По прогнозу представителя «Алтела», к концу 2007 года уровень проникновения сотовой связи в стране составит 70%. Таким образом, рынок вырастет на 15%, или 700 тысяч новых абонентов. К 2008 году количество пользователей мобильной связи в Казахстане увеличится до семи с половиной миллионов человек. «Абоненты становятся более требовательными, они ждут дополнительных услуг, таких как передача данных и высокоскоростной интернет, — считает г-н Аюпов. — Данным требованиям в лучшей степени отвечает стандарт CDMA. Также определенный сегмент рынка составляют потенциальные абоненты, еще не имеющие мобильной связи. Эти абоненты в ближайшем будущем будут поделены между операторами. Очень интересный сегмент рынка — подрастающее поколение потенциальных пользователей. Они, скорее всего, захотят пользоваться всеми возможными услугами, которые им сможет предложить оператор. Кроме того, рынок готов к потреблению новых для него услуг — таких как новая услуга CITY, городской номер на мобильном телефоне».

«Рынок сотовой связи Казахстана развивается, несомненно, медленнее, чем в России, — говорит Куат Домбай. — И задержка эта связана с более поздним приходом на рынок стандарта GSM. Но развитие рынка, особенно в последние 2 года, идет активными темпами. Основные тенденции связаны с осваиванием лучших мировых телекоммуникационных технологий: в передаче данных, в обслуживании клиентов, в самом спектре услуг».

Государственное регулирование деятельности сотовых операторов осуществляется через уполномоченный орган — Агентство по информатизации и связи РК. Оно выдает частотные ресурсы, контролирует деятельность сотовых операторов. На данный момент существует разногласие между Агентством и компанией «GSM-Казахстан». Говорит директор департамента корпоративных связей ТОО «GSM Казахстан» Куат Домбай: «Мы неоднократно обращались в уполномоченные органы с запросом на предоставление нам частоты в 2,5 МГц. Но, к сожалению, до сих пор нам эту частоту так и не предоставили. Этот ресурс необходим нам для улучшения качества связи и снижения ее стоимости. Дело в том, что при ликвидации частотного дефицита там, где нам сейчас приходится устанавливать 3 базовые станции, для обеспечения устойчивого покрытия и хорошего качества связи достаточно будет одной. Соответственно сократятся расходы на развертывание сети, что отразится на себестоимости сотовой связи. Кроме того, частотный ресурс необходим и для развертывания в нашей стране сети третьего поколения GSM — 3G».

Динамичное развитие рынка сотовой связи Казахстана связано с общим экономическим развитием страны и увеличением доходов населения. Однако по сравнению с мировыми тенденциями он находится на стадии роста. Даже принимая во внимание информацию Статагентства о том, что объем оказанных услуг мобильной связи по сравнению с 2006 г. увеличился на 57,5%, на сегодняшний день 45% казахстанцев еще не пользуются мобильными телефонами. В европейских странах эта цифра на порядок ниже — меньше трети.

Директор департамента корпоративных связей ТОО «GSM Казахстан» Куат Домбай считает: «Рынок сотовой связи Казахстана находится сейчас на стадии бурного развития. При уровне проникновения связи, приближающемся к 60%, рынок еще далек от насыщения, поэтому острой проблемы спроса пока нет. Напротив, по нашим прогнозам, количество абонентов сотовой связи Казахстана при сохранении темпов роста абонентских баз у сотовых операторов к концу 2007 года может превысить 10 миллионов абонентов. В 2008 году уровень проникновения связи составит 100%». Таким образом, можно сделать вывод о том, что сотовые компании имеют сейчас хорошую возможность увеличить свое присутствие на местном рынке. Спрос на услуги мобильной связи казахстанцев намного уступает в позициях существующему предложению.

Справка

В ближайшем будущем в Алматы и Астане планируется внедрение новой технологии EV-DO. Это обеспечит скорость передачи данных в 16 раз большую, чем в сети CDMA, равную 2.4 мегабит в секунду и сопоставимую по мощности с выделенной офисной линией доступа в интернет. Скорость мобильного доступа через EV-DO значительно превысит скорость работы через сети GSM — GPRS и EDGE. Особенности технологии EV-DO откроют казахстанцам целый ряд новых возможностей для реализации современных услуг, таких как передача данных с высокой скоростью, загрузка файлов, мобильное видео, мобильное ТВ, видеотелефония и другие сервисы третьего поколения. Потенциальные потребители данной услуги — корпоративные клиенты, компании нефтяного и банковского секторов.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии