PROFIT Government Day — о сервисной модели информатизации в госорганах
Представители «Зерде» рассказали о сути и преимуществах перехода на сервисную модель информатизации.
1 октября в Астане состоялась крупнейшая в Казахстане конференция, посвященная информатизации госорганов и использованию информационных технологий в государственном секторе — PROFIT Government Day 2015. Организатором мероприятия выступила компания PROFIT Events при поддержке Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде».
Ключевой темой конференции стал переход государственных органов на сервисную модель информатизации. Этот принцип является в настоящее время основополагающим и определяет стратегию внедрения и развития информационных технологий в госорганах, а также тех сервисов, которые с этим тесно связаны. PROFIT Government Day стала одной из ключевых осенних конференций по ИТ и собрала значительную аудиторию из представителей государственных органов и ведомств, ответственных за решение вопросов информатизации, международных экспертов, а также крупнейших вендоров и казахстанских компаний, представляющих собственные решения и разработки. Всего в мероприятии приняло участие более 200 человек.
С приветственным словом на PROFIT Government Day выступил Ризат Нуршабеков, заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг „Зерде“». Он отметил своевременность и важность прошедшей конференции: «Сейчас как раз среди госогранов идет обсуждение о переходе на сервисную модель информатизации. Для многих это большие изменения».
Представитель «Зерде» обозначил суть перехода на сервисную модель информатизации и рассказал о ее плюсах. До настоящего момента казахстанские госорганы самостоятельно заказывали для себя ИТ-продукты и решения. Также самостоятельно они занимались вопросами их поддержки и развития. Теперь ситуация меняется: госорганы будут получать ИТ-продукты в виде сервисов от тех или иных поставщиков. Это позволит сэкономить значительную часть средств (25% бюджета), а также быстрее запускать сами сервисы.
«В текущей экономической ситуации, когда идет экономия финансовых средств, переход к сервисной модели очень актуален. Она позволит бюджету сохранять средства. Будут сокращены капитальные вложения и государство перейдет к вложениям операционного характера. Это будет аренда сервисов», — пояснил Ризат Нуршабеков. Кроме того, важно отметить тот факт, что поставщиками данных сервисов будут выступать именно частные компании. Государство таким образом намерено поддержать отечественный ИТ-бизнес.
«Для казахстанского бизнеса, который предоставляет эти услуги, это будет стимулом. Мы уже озвучили, что к работе будут привлекаться частные ИТ-компании в рамках государственно-частного партнерства. Для рынка это является сигналом — компании могут участвовать в реализации данных проектов для госорганов», — заявил заместитель председателя правления холдинга.
Более подробно о грядущих переменах рассказала Динара Щеглова, директор департамента сервисной модели информатизации АО «Холдинг „Зерде“»: «На самом деле актуальность сервисной модели находится, можно сказать, «на самом пике». То есть, ложка дорога к обеду. Учитывая мировой экономический кризис (он не обошел и нашу страну), надо понимать, что в целом был произведен большой секвестр по бюджетам государственных органов не только на развитие ИТ, но и на их содержание. Одним из решений для государственных органов по выходу из сложного положения является применение сервисной модели и отказ от внутренних разработок информационных систем. С помощью сервисной модели мы предлагаем перейти от содержания ИКТ к потреблению сервисов.
Здесь хотелось бы отметить, что государственным органам в развитии информационных систем, внедрении новых ИС, автоматизации госуслуг для населения сервисная модель значительно облегчит задачи. Она сократит сроки автоматизации услуг. Так, например, на разработку одной автоматизированной услуги уходило от двух до трех-четырех лет. Сейчас, с внедрением сервисной модели, автоматизация госуслуг станет более гибкой, и на разработку будет уходить от полугода до полутора лет. Также автоматизация будет очень гибкой к технологиям, к внедрению новых решений.
Сервисная модель нацелена не только на удовлетворение потребления госсектора. В том числе она нацелена на развитие нашего рынка. Вступив в ВТО, в Таможенный Союз, наши границы «размылись», и для отечественного производителя конкуренция усилилась — есть компании с более высокой компетенцией, возможностью вкладывать больше в продвижение. Поэтому было принято решение через сервисную модель помочь казахстанскому ИТ-рынку развиться. Здесь предложено государственно-частное партнерство, которое предполагает заключение долгосрочных контрактов, до 30 лет, что будет являться гарантированным заказом для рынка. Если на сегодняшний день именно в ИТ-сфере гарантированных заказов пока еще нет, и контракты заключаются сроком на один год, то в последующем планируется заключать долгосрочные контракты. Таким образом, рынок сможет рассчитывать на определенный пул денег, на гарантированный заказ, и в зависимости от этого — развивать свою инфраструктуру, кадры, вкладывать в компетенции, в исследования. Тем самым, мы надеемся, что наш ИТ-рынок вырастет».
Представители холдинга «Зерде» поделились некоторыми результатами, достигнутыми Казахстаном в сфере информатизации. Так, например, за весь период существования электронного правительства было оказано более 108 миллионов услуг. Сумма транзакций через платежный шлюз eGov в 2015 году составила уже 11 миллиардов тенге. Помимо того, что оптимизации подверглось более 40 миллионов документов, реализован проект по внедрению электронных разрешений и лицензий. По итогам 2014 года в Казахстане полностью автоматизированы все разрешительные документы, подлежащие автоматизации. Согласно озвученным данным, в республике уже выдано 148317 е-лицензий и 664804 е-разрешений. В индексе ООН по развитию электронного правительства Казахстан в 2014 году поднялся на 28 место. Для сравнения — в 2012 году наша страна занимала 38 место.
Автоматизация услуг на основе решений по подписке — это огромный выбор проектов, которые могут быть реализованы в тех или иных сферах деятельности госорганов. Еще один тренд — перенос услуг и документооборота в облако. Новая сервисная модель будет стимулировать развитие этих трендов и позволит упростить реализацию многих задач. Решения в этих областях на PROFIT Government Day представили такие компании, как Newinttech (электронный документооборот Documentolog), Axios Systems СНГ (управление внутренними процессами компании в единой системе), Canon Казахстан (сокращение расходов на печать, экономия, безопасность и контроль на основе решения Universal Login Manager), Казахтелеком (решения по ЦОД и виртуализации), Керемет IT (платформа для обработки и визуализации данных Qlik) и KT Cloud Lab (аутсорсинговый контакт-центр).
Внедрение сервисной модели информатизации государственных органов предусмотрено в новом проекте закона «Об информатизации», который в настоящее время уже прошел второе чтение в мажилисе парламента. Двумя важными составляющими предстоящих изменений являются создание государственной облачной платформы G-cloud и реализация принципов прозрачности и открытости деятельности госорганов на основе открытых данных.
Как рассказали представители АО «Национальные информационные технологии», в настоящее время в Казахстане ведется техническое проектирование создания государственного облака G-cloud. До конца текущего года запланировано развертывание облачной платформы на примере услуги IaaS. Реализация данного проекта позволит хранить, управлять, защищать и анализировать информационные активы наиболее гибким, надежным и эффективным способом. «Наши технологии помогут оптимизировать бюджеты, которые и так сокращаются из года в год. Наша миссия — облегчить заказчику переход к облачным вычислениям и трансформации ИТ в целом», — отметил Диас Кадыров, руководитель по работе с ключевыми заказчиками EMC Казахстан.
Георгий Битадзе, коммерческий директор ТОО «KT Cloud Lab»: «Сегодня мы рассказали об облачном документообороте, услугах аутсорсингового контакт центра, показали преимущества облачного и аутсорсингового подхода. В Казахстане абсолютно актуален вопрос перехода от бумажного документооборота к автоматизированным системам. Первая причина — это ускорение и оптимизация бизнес-процессов. Второе — на волне девальвации мы видим возможность сэкономить ИТ-бюджеты и повысить в данной ситуации не только скорость работы госорганов, но и эффективность их работы. Я не берусь предсказывать, но по моим оценкам ускорение работы в этом случае составит минимум 40%. Что касается самого внедрения — все будет зависеть от того, насколько качественно подойдут сами реализаторы, и насколько будет дружественен заказчик. Потому что зачастую, как показывает практика, здесь важно взаимодействие заказчика и исполнителя. Заказчик никогда не готов. Зачастую он и сам не осознает, чего он хочет. И здесь задача эксперта — показать преимущества, рассказать. Готовность есть 100-процентная, это понятно, есть потребность в этом. Дальше возникает вопрос людей — насколько люди, ответственные за этот процесс, это понимают, насколько это отвечает их интересам».
Вопрос о готовности заказчика и успехе при внедрении тех или иных проектов оказался весьма актуальным. Так, например, в ходе конференции был представлен следующий кейс. В рамках мероприятий по переходу к сервисной модели был реализован сервис почтовой системы для госорганов, показавший экономию в 40% относительно существовавшего ранее внедрения. В настоящее время систему единой электронной почтовой системы используют более 70000 человек. Однако, как отметили в ходе конференции некоторые спикеры, несмотря на то, что служащим госорганов запрещено пользоваться внешними почтовыми сервисами, в их переписке по-прежнему используются Mail.ru, Yandex и другие.
Что касается темы открытых данных, одного из значимых компонентов открытого правительства, то в данном направлении Казахстан уже проделал определенную работу. В настоящее время на портале открытых данных уже представлено 325 наборов данных. Представители частного сектора могут на их основе создавать новые сервисы. Один из примеров использования открытых данных — приложение «Безопасная школа», придуманное студентами в рамках Hack Day Almaty и получившее специальную номинацию от АО «НИТ». Приложение на основе нескольких наборов открытых данных показывает криминогенную обстановку в районе местонахождения той или иной школы.
В целом, многие участники конференции отметили важность проекта по открытым данным. Однако тема вызвала и активную дискуссию, поскольку внедрение в Казахстане данного проекта вызывает множество вопросов: какие данные считать публичными и подлежащими открытию; как обязать госорганы раскрывать данные в полном объеме, а не формальными «отписками»; как в целом мотивировать госорганы на раскрытие данных. «Понятно, что госорганы не хотят раскрывать информацию. Но преимущества раскрытия очевидны. Кроме того, если госорган единожды проделает такую работу и раскроет информацию, в последующем нагрузка на него по запросам информации значительно снизится», — говорит Игорь Пак, директор по развитию проектов АО «НИТ».
Логическим продолжением темы открытых данных стала тема Big Data. Объем данных в мире удваивается каждые два года. В 2013 году объем накопленной в мире информации составил 4,4 зеттабайт, а в 2015 году — уже 44 зеттабайт. О решениях EMC для больших данных рассказал Виталий Саяпин, директор по исследованиям и разработкам EMC в Казахстане: «С госорганами мы работаем над преобразованием ИТ-инфраструктуры в более экономичную и более эффективную инфраструктуру. Также мы работаем с крупным бизнесом в этом же направлении, так как ИТ-инфраструктуры — затратные, разрозненные. Сейчас появились единые платформы, которые позволяют резко повысить эффективность инфраструктуры и обеспечить новые возможности. Переход к таким системам чрезвычайно актуален. Те организации, которые не пройдут эту трансформацию, просто экономически не выживут. Конечно, госорганов это не касается, но их эффективность всегда подлежит дальнейшему улучшению. Соответственно, есть и конкуренция государств: там, где передовая инфраструктура и передовые технологии, там — выше производительность, больше сервисов для населения и так далее».
Заключительной секцией конференции стало обсуждение вопросов безопасности информации в госорганах, а также актуальных решений для ее поддержания. В рамках сервисной модели здесь также предлагается отказаться от самостоятельного внедрения средств защиты и перейти к приобретению «пакетов» решений. Одним из таких решений стал новый продукт — информационная безопасность как сервис, реализованный компанией Intel Security совместно с KT Cloud Lab.
«Мы представляем не совсем решение. Мы представляем новую модель продаж наших продуктов, — говорит Виталий Ли, руководитель по каналам сбыта Intel Security СНГ. — Вообще, в портфолио, которое мы будем совместно развивать, у нас около 40 продуктов, но мы начнем конкретно с двух. Первое — Security Information Event Management (SIEM), система по сбору, хранению и анализу информации со всех ИС любой компании. Это очень нужная вещь, особенно для наших госорганов и национальных компаний. Без этой системы невозможно мониторить работоспособность ИТ-инфраструктуры, невозможно проводить расследования и принимать управленческие решения. Вторая система — Next-Generation Firewall (NGFW), фаерволы следующего поколения, способные останавливать атаки нулевого дня, а также так называемые сложные и скрытые атаки. К тому же, решение Intel Security идеально подходит операторам связи, так как имеет неоспоримые преимущества с телекоммуникационной точки зрения. Наше оборудование может поддерживать мультилинк (то есть, быть подключено к двум, трем и более каналам связи одновременно), а также автоматически балансирует нагрузку на стойке, что очень важно именно для операторов».
Помимо этого Виталий Ли упомянул и о ближайших планах — развитии сервисов по предоставлению антивирусной защиты, защиты серверов, сканеров, DLP и так далее. Спикеры, приглашенные на данную сессию в качестве экспертов, отметили, что сервисная модель в вопросах информационной безопасности может стать неким спасательным кругом, особенно для госорганов в регионах, где существуют определенные проблемы с квалифицированными кадрами. При внедрении стратегии сервисной модели у представителей госорганов на местах уже не будет необходимости заниматься безопасностью самостоятельно — все будет реализовано поставщиком того или иного решения.
Партнеры и спикеры PROFIT Government Day заявили об актуальности мероприятия и важности тем, поднятых в его рамках. «Переход к сервисной модели информатизации нужен. Это — экономия средств и оптимизация затрат. Время сейчас диктует эти условия. Поэтому очень важно двигаться в выбранном направлении. Понятно, что это своего рода революция, ведь на протяжении 12 лет госорганы строили собственные информационные системы», — отметил Михаил Тюнин, эксперт в области электронного правительства и доступа к информации, модерировавший PROFIT Government Day.
Виталий Ли, руководитель по каналам сбыта СНГ Intel Security:
— Конференция была, что называется, в нужном месте и в нужное время. Вы могли судить по посещаемости — зал был полный на протяжении девяти часов. Особо хочу подчеркнуть хорошую организацию и уровень спикеров и экспертов.
Виталий Саяпин, директор по исследованиям и разработкам EMC в Казахстане:
— Мы уже ведем проекты с казахстанскими госорганами и помогаем анализировать большие объемы накопленной информации для повышения эффективности государственных электронных сервисов. Участие в сегодняшней конференции для нас чрезвычайно полезно. Здесь мы встречаемся с текущими и потенциальными заказчиками.
Асель Нурмуханова, главный менеджер Департамента сервисной модели информатизации, «Зерде»:
— Мы благодарим всех участников конференции за проявленный интерес и активное участие. Для нас очень важен ваш интерес к сегодняшней теме. Со своей стороны, мы призываем частные ИТ-компании Казахстана помочь нам в реализации новой модели информатизации.
Посмотреть тви-трансляцию с конференции PROFIT Government Day
Посмотреть фоторепортаж с конференции PROFIT Government Day