Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

iProf 2013: маркетинг и электронная коммерция

В Алматы прошла двухдневная интернет-конференция iProf 2013.

4 декабря 2013 10:10, Наргиз Асланова, Profit.kz

Ноябрь завершился сразу несколькими примечательными для Казнета событиями. Помимо нашумевшей Кибержумы и Церемонии награждения Award.kz, в Алматы прошла двухдневная интернет-конференция iProf 2013. Секции «Маркетинг и продажи» и «E-commerce» собрали маркетологов, интернет-разработчиков и предпринимателей. В числе спикеров были представлены казахстанские и российские эксперты, среди которых — Михаил Литвиненко (Азбука связи, Darbazar), Камиль Курмакаев (сооснователь Wikimart.ru), Татьяна Голубовская (Witology), Жанна Прашкевич и другие. Участники конференции рассмотрели множество тем, связанных с деятельностью интернет-компаний и их продвижением.

iProf 2013

iProf 2013 - Камиль Курмакаев iProf 2013 - Ерлан Аскарбеков

iProf 2013 iProf 2013

E-commerce, создание интернет-магазинов, управление, логистика, сервисы

Данная секция собрала представителей отечественных и зарубежных игроков интернет-бизнеса. Ситуацию на казахстанском рынке e-commerce осветил Константин Горожанкин, генеральный менеджер CNP Processing GmbH (Processing.kz). В 2012 году объем рынка электронной коммерции составил 400 миллионов долларов. В последние 2 года ежегодно рынок растет в 2-2,5 раза. Причем четверть этого рынка занимает AirAstana — в 2012 году оборот национального авиаперевозчика в интернете составил 35 млн долларов, а в 2013 г. он, по прогнозам, достигнет 70 млн долларов. Кстати, из выступления Болатбека Джунусова, супервайзера по развитию электронной коммерции AirAstana, стало известно, что компания продала онлайн уже 2,5 млн билетов.

Крупнейшими игроками рынка e-commerce, кроме AirAstana, являются «Казахстан Темир Жолы», продавший онлайн 1 млн билетов, и портал электронного правительства, увеличивший прием платежей в 7 раз (в 2012 г. сумма онлайн-платежей составила 942 тыс. долларов). Эти данные подтверждаются анализом карточных оплат, показывающим, что наибольший средний чек зарегистрирован в авиа-сегменте (448 долларов). На втором месте — электроника ($274), на третьем — страхование ($118). В среднем по рынку чек составляет 57 долларов, а всего в Казнете в настоящее время насчитывается порядка 500 интернет-магазинов.

Одной из основных тенденций 2013 года Константин Горожанкин назвал спад популярности купонных сервисов. Их рост замедляется, поэтому владельцы проектов ищут новые ниши и переходят к новым для себя моделям работы (в основном — интернет-магазинам). Именно так поступил холдинг Choco Family: помимо магазинов Lensmark.kz и Intermarket.kz (был выкуплен в начале года), накануне Кибержумы открылась еще одна площадка, принадлежащая холдингу — Chocomart.kz. Тем же путем идет Blizzard.kz.

Еще одна весьма значимая тенденция, которая вскоре изменит отечественный интернет-бизнес — это консолидация игроков. «В США сейчас Топ-10 игроков занимают более 50% рынка», — отметил К. Горожанкин. Подобная ситуация не обойдет и Казахстан — на рынке останутся сильнейшие игроки, способные развивать свой бизнес и вкладывать в него инвестиции. С этим мнением согласен и Рамиль Мухоряпов, директор Choco Family. Так, среди наиболее значимых проблем отечественного интернет-бизнеса он называет «недоинвестированность», что негативно сказывается на работе с покупателями и развитии как таковом. Примечательно, что альтернативы для таких некрупных игроков практически нет. Получается что-то вроде замкнутого круга: для развития нужны инвестиции, а взять их негде. При этом на инвестиции «извне» казахстанским интернет-бизнесменам рассчитывать не стоит. По мнению Камиля Курмакаева, сооснователя Wikimart.ru, «казахстанский рынок не огромный, поэтому серьезные инвестиции сюда могут не прийти». Зато одним из положительных моментов для казахстанских интернет-бизнесменов эксперты называют слабую вероятность прихода на местный рынок крупных зарубежных игроков. «Я не очень верю, что зарубежные игроки смогут строить отношения с клиентом в нашем регионе. Это местная специфика», — говорит К. Курмакаев. С ним согласен и Р. Мухоряпов: «Есть пример выхода на казахстанский рынок — Biglion потратил сотни тысяч долларов и не смог пробиться… Мы боимся Китая больше, чем российских игроков».

iProf 2013 - Матвей Алексеев iProf 2013 - Алексиос Шо

iProf 2013 - Зинаида Кольцова iProf 2013 - Камиль Курмакаев и Рамиль Мухоряпов

К слову, согласно графику карточных транзакций, наибольшую конкуренцию местным магазинам составляют именно зарубежные игроки. Причем, для этого им совершенно не нужно выходить на отечественный рынок — они и так достаточно популярны среди казахстанцев. Так, по данным Visa и MasterCard, в 2012 году казахстанцы потратили в интернете 1,5 млрд долларов, и только 10% платежей было совершено в пользу местных интернет-магазинов. Лидером по числу транзакций стали магазины США (66%), далее, с большим отрывом, идет Казахстан (10%) и Евросоюз (9%). По мнению К. Горожанкина, очевидно, что казахстанцы готовы тратить в интернете, однако отечественные коммерсанты не дают им такой возможности и не предоставляют интересные и востребованные проекты. Тем не менее, эксперт уверен, что отечественный рынок e-commerce способен развиться: «К концу 2015 года, если мы приложим требующиеся от нас усилия и не будем сильно мешать рынку развиваться, то объем e-commerce составит 3,6 млрд долларов, и его постоянными покупателями станут 5,2 млн казахстанцев».

Многие представители бизнеса сошлись во мнении, что отечественный рынок электронной коммерции нуждается в поддержке и стимулировании. Ведь именно ценовой фактор заставляет казахстанцев «идти» в зарубежные магазины. «Мы сравнивали цены, цена на eBay ниже ровно на те надбавки, которые платятся за растаможку и налоги», — говорит Р. Мухоряпов. А значит — если бы отечественные магазины получили возможность снизить цены, то и покупателей у них значительно прибавилось. Таким образом, одной из мер по поддержке могли бы стать налоговые льготы, по примеру западных стран. Однако в Казахстане ничего подобного пока не планируется. Зато К. Горожанкин поделился любопытным сообщением. Оказывается, Россия в рамках Таможенного союза рассматривает возможность запрета беспошлинного ввоза посылок на сумму до 1 тыс. долларов, и у казахстанской Ассоциации интересовались мнением относительно применения данной меры в Казахстане. Если РК также решит ввести эти ограничения, отечественные покупатели будут вынуждены увеличить свои траты на интернет-покупки в местных магазинах. Либо они от них и вовсе откажутся, не найдя достаточного ассортимента продукции. Остается надеяться, что до таких запретительных мер не дойдет.

Константин Горожанкин сообщил о том, что в настоящее время в Казахстане разрабатывается новый закон об электронной коммерции, где появится отдельный раздел «Платежи со счета мобильных операторов». Ориентировочно, к весне 2015 года казахстанцы смогут использовать для микро-платежей свои мобильные счета. Примечательно, что еще одной новостью из сферы электронных оплат стало известие о вводе в республике с начала 2014 года NFC-платежей посредством мобильного телефона. Данная возможность будет реализована одним из казахстанских банков (каким именно, пока не разглашается). Эту информацию озвучили представители Visa в ходе встречи с журналистами, приуроченной к объявлению итогов года Visa в Казахстане.

А вот одной из мер по популяризации отечественных интернет-магазинов стала прошедшая недавно первая кибер-распродажа, инициированная Ассоциацией казахстанского интернет-бизнеса. К. Горожанкин поделился итогами акции. В первой Кибержуме приняли участие 33 магазина, и статистика некоторых из них действительно выглядит впечатляюще. Так, магазин «Белый ветер» увеличил в этот день продажи в 11 раз, а число заказов у Lamoda.kz составило около 3 тысяч, что в 3 раза выше обычных продаж. «Мы очень хотели привлечь в интернет людей, которые никогда не покупали в онлайне», — говорит К. Горожанкин. Подготовка к первой Кибержуме велась в срочном порядке, серьезного освещения не было. Одной из странностей отечественных интернет-магазинов Константин назвал отсутствие хоть какой-то статистики: «Из 33 магазинов отчитались по мероприятию только 17. Многие не хотят раскрывать свои данные по продажам, то ли налоговой боятся, то ли конкурентов. И мы удивились, что некоторые сайты у нас вообще не ведут никакой статистики посещаемости и покупок, среднюю сумму чека не знают... «Мечта» — практически единственный участник, который раскрыл подробную статистику по Кибержуме».

С этими и многими другими проблемами e-commerce будет разбираться созданная недавно АКИБ. Ассоциация намерена заняться разработкой стандартов, собирать и вести на постоянной основе рейтинги, а также запустить проект «Тайный покупатель». Кстати, документы новая ассоциация получила 5 ноября, и теперь является полноправным участником рынка электронной коммерции. В ее состав вошли интернет-магазины, платежные системы, онлайн-сервисы. Логистические компании представлены пока только одним игроком — DPD.

Посмотреть тви-трансляцию с конференции iProf2013.

Посмотреть фоторепортаж с конференции iProf2013.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.