Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    В Казахстане создадут Ассоциацию интернет-бизнеса

    В состав Ассоциации войдут крупнейшие интернет-магазины страны, а целью работы будет способствование развитию онлайн-торговли и продвижение ее в массы.

    26 июня 2013 12:02, Наргиз Асланова, Profit.kz

    В Казахстане создадут Ассоциацию интернет-бизнесаНовая структура займется вопросами развития интернет-торговли в Казахстане. О ее создании было объявлено в ходе ежегодной конференции i-MIX 2013, прошедшей в Алматы в конце мая. Напомним, что на сегодняшний день в Казахстане уже работают две интернет-ассоциации: ИАК — Интернет Ассоциация Казахстана, работающая с середины 2009 года, а также КАИРР — Казахстанская ассоциация интернет развития и ресурсов.

    Сейчас идет подготовительный процесс, формируется пакет документов и обсуждаются организационные моменты создания новой ассоциации. «То, что Ассоциация интернет-бизнеса будет создана, уже сомнений нет. Ассоциация будет создана осенью 2013 года. Сейчас идут активные переговоры с участниками рынка. Прорабатываются условия для участников и те активности, которые будут направлены на развитие интернет-бизнеса в стране и привлечение к интернет-магазинам внимания со стороны казахстанцев», — так прокомментировал для Profit.kz новость инициатор создания ассоциации Константин Горожанкин, генеральный менеджер CNP Processing. В состав ассоциации уже выразили желание войти крупные игроки отечественного рынка интернет-торговли — холдинг Choco family (Chocomart.kz, Lensmark.kz, Chocolife.me), купонный сервис Besmart, платежные системы Processing.kz, MyPay.kz и т.д. Подробный список участников будет известен после подготовки всех документов и согласования с компаниями.

    Однако, об открытии ассоциации известно пока не всем игрокам отечественного рынка. Так, Александр Соколов, директор интернет-магазина Flip.kz, и Александр Шахнович, руководитель сервиса PochtiDarom.kz, сообщили, что не знают о новой организации. Но они не отрицают — создание Ассоциации интернет-бизнеса пойдет на пользу рынку. «Конкуренция между ассоциациями не помешает, тем более, судя по названию, последняя будет действовать в более узком направлении, т. е. в интересах коммерческих интернет-компаний», — считает А. Соколов. О том, будет ли Flip.kz вступать в ряды новой ассоциации, директор компании ответил скорее отрицательно: «Мы не участвуем в ассоциациях». К слову, оборот интернет-магазина Flip.kz за 2012 год вырос на 110% по отношению к 2011 году, а в 2013 году планируется увеличение оборота на 150-180%.

    «К нам предложений о вступлении в ассоциацию пока не поступало. Полагаю, что работа ИАК не удовлетворила учредителей новой ассоциации, и они решили идти своим путем», — рассказал Profit.kz Александр Шахнович. Своими мыслями о целесообразности создания еще одной ассоциации с нами поделился руководитель другого активно развивающегося в Казнете сервиса, платежной системы Wooppay, Александр Дорошенко: «Как ни странно, но зарождающаяся интернет-тусовка уже разбилась на два лагеря. Есть ИАК во главе с Шавкатом Сабировым, и есть новое крыло от Константина Горожанкина. Однозначно, это хорошо, что есть разные мнения, главное, чтобы ассоциации не вставляли друг другу палки в колеса и поддерживали мероприятия друг друга. От качественных и посещаемых событий выигрывает весь Казнет». Планирует ли Wooppay вступать в новую ассоциацию, пока тоже не известно. «Пока этот вопрос открыт. Мы с удовольствием принимаем участие в мероприятиях, организованных как ИАКом, так и Константином Горожанкиным», — говорит А. Дорошенко.

    О том, нужна ли Казнету еще одна ассоциация, Алексей Коваленко, генеральный директор Allegro Kazakhstan, высказал такое мнение: «Вопрос достаточно спорный: с одной стороны уже есть ИАК и КАИРР, которые объединяют целый ряд активных участников рынка и настоящих профессионалов своего дела, поэтому справедливо спросить — нужна ли Казнету еще одна ассоциация? С другой стороны, учитывая всю сложность и специфику такой области как электронная коммерция, возможно и назрела необходимость создания отдельного органа, который будет сосредоточен на решении вопросов только данного направления. Ведь не секрет, что даже в рамках одной ассоциации нельзя объять необъятное, найти необходимые ресурсы для всех проблемных или требующих внимания отраслей современного казахстанского интернет-сегмента и, соответственно, эффективно решать эти проблемы и добиваться поставленных целей. Вполне возможно, что как раз у новой ассоциации это получится намного лучше и быстрее».

    О начале работы Ассоциации интернет-бизнеса организаторы обещают сообщить на официальной пресс-конференции. О том, кто будет руководить новой структурой, пока неизвестно. «Вопрос по руководителю решится, когда будет собран первый состав учредителей. Тогда же более четко пропишем и задачи в учредительном договоре», — говорит К. Горожанкин.

    В настоящее время продажи в Казнете растут ежегодно более чем в 2 раза. Оборот интернет-магазинов за год составил порядка 400 млн долларов. По прогнозам, к 2015 году объем e-commerce в Казахстане достигнет 36 млрд долларов (5,1 % от рынка товаров и услуг). При таких темпах необходима структура, которая будет представлять и защищать интересы интернет-бизнеса, считает К. Горожанкин: «Рынок e-commerce более чем созрел и почувствовал необходимость более четко как формулировать и лоббировать свои требования к законодательным и исполнительным органам, так и проводить в жизнь более системно и комплексно вопросы в отношении продвижения в массы интернет-покупок». Об активном развитии интернет-продаж говорит и А. Дорошенко: «Мы прогнозируем значительный рост оборотов электронной коммерции в Казахстане за счет того, что все больше и больше пользователей будут осуществлять свои постоянные платежи (мобильная связь, коммунальные платежи, купоны, онлайн-игры) в интернете, а не в терминалах и кассах. Сейчас 9 из 10 платежей с казахстанских карт уходит за пределы страны, при этом значительная часть покупок совершается через посредников. Мы прогнозируем рост числа посредников и их укрупнение. Будут подтягиваться казахстанские интернет-магазины, от гипермаркетов до магазинов одного товара, а также сервисы, связанные с покупкой билетов».

    А вот руководитель недавно закрытого интернет-аукциона Allegro.kz более сдержанно высказывается о бурном развитии интернет-коммерции в Казахстане. По мнению Алексея, надежды на повторение успеха соседних стран пока еще слегка преувеличены, и требуется серьезная работа по активизации рынка — игроков на нем все еще недостаточно, вследствие чего конкуренция не развита. «Несмотря на то, что интернет-бизнес в Казахстане уже несколько лет принято считать одним из самых динамично развивающихся направлений, я не всегда разделяю всю ту восторженную статистику, которой пытаются «напичкать» общественность. Да, безусловно, этот рынок не стоит на месте, но и темпы его развития пока радуют мало. В этом плане мы пока не повторяем успех и показатели наших соседей, на которых привыкли равняться (речь в первую очередь, разумеется, о России и Украине), не говоря уже об уровне, опыте и достижениях электронной коммерции в дальнем зарубежье. Проблема эта в Казахстане достаточно сложная и охватывает очень разные плоскости (начиная от вопросов нашей ментальности, особенностей законодательства и банковского сектора, и заканчивая технологиями, инвестиционным климатом и кадровой ситуацией). Индустрия электронной торговли у нас уже есть — но игроков в ней все еще очень мало, а действительно крупных и успешных игроков — еще меньше. Несмотря на развитие и заполнение популярных ниш, конкуренция внутри них пока довольно слабая, а на лидирующие позиции все больше претендуют не местные, а зарубежные игроки. Про раздутую статистику я уже говорил, к ней еще можно добавить перегретый рынок кадров — местные специалисты, которые уже достигли высокого профессионального уровня, не могут дальше реализовываться в области электронной коммерции — многие проекты никак не могут монетизироваться или выйти на уровень, привлекательный для крупных инвесторов, а стартапы с отличным коммерческим потенциалом «не тянут» высококлассных профессионалов. И на рынке возникает ситуация, когда на него приходят среднестатистические специалисты из той же России и Украины, где конкуренция среди них намного выше, а зарплаты меньше. Для отдельных проектов все это возможно и благо, но для развития полноценной собственной индустрии — конечно же, нет. Но чтобы заранее не вызывать депрессию у тех, кто уже что-то делает в Казнете или собирается в него прийти, чтобы зарабатывать деньги, я скажу, что не все так уж и плохо. Мы идем своим, ни на кого не похожим путем, и тем ценнее именно наш собственный опыт — ведь мы, несмотря ни на что, год за годом преодолеваем эти трудности (правда многие из которых сами же себе и создаем). И я верю, что рано или поздно все обязательно будет хорошо — будут у нас свои собственные Амазоны и Ибеи, будут необъятные онлайн мега-моллы и просто уютные авторские интернет-магазинчики, будут свои интернет-миллиардеры и просто интернет-буржуи, количество предложенных товаров и услуг в онлайне превысит аналогичное количество в оффлайне, и будут абсолютно все банковские карточки по умолчанию разблокированы для покупок в интернете, и будет курьерская доставка в день заказа, и много еще чего полезного и интересного — я во все это действительно верю. Потому что в нашем Казнете есть желание двигаться вперед, есть идеи как это сделать, и есть настоящие и начинающие предприниматели, кто это сможет осуществить. А предприниматели, как говорит Ричард Брэнсон, всегда делают этот мир лучше. И я с ним полностью согласен!»

    Таким образом, даже при столь различных взглядах на складывающуюся в интернет-продажах ситуацию, большинство игроков рынка относятся положительно к созданию Ассоциации интернет-бизнеса. Как нам сообщил К. Горожанкин, организация планирует действовать по нескольким направлениям:

    — Законодательное поле. «Пора более плотно заняться вопросами электронной счет-фактуры и снижением налогов для интернет-экономики, — рассказывает К. Горожанкин. — Сейчас нас просто «кормят завтраками», уже два года».

    — PR и привлечение казахстанцев к покупкам в интернет-магазинах. Особенно важна, уверен эксперт, самая первая покупка (кибер-понедельники или кибер-пятницы, проведение конференций, совместные баннерные акции на ресурсах партнеров, разъяснительные программы по безопасности покупок в сети).

    — Запуск механизма ранжирования сайтов по надежности покупок (проект «Надежный магазин»).

    — Создание рейтингов под эгидой ассоциации, крупного бизнес-журнала и аудиторской компании из большой 4-ки. «Страна должна из первых рук знать, кто у нас топ-100 казахстанских магазинов, топ-100 веб-студий, инвесторов в интернет и ИТ. Очень скоро запускаем «тайного покупателя» в интернет-магазины. Вернее, их будет 10, как известные стране люди, так и обычные граждане. Цель: ежемесячно охватывать один сегмент e-commerce и показывать людям, что это легко и удобно, а интернет-магазинам — что у них не доработано», — поделился планами ассоциации г-н Горожанкин.

    Подытожить хочется словами Алексея Коваленко: «Все зависит от того, какие цели и задачи будет ставить перед собой данная ассоциация, какой состав членов планируется, какими полномочиями она будет наделена, какие еще структуры будут задействованы и какую поддержку будут ей оказывать и т.д. В том, что у Казнета и его участников появится еще одно общественное объединение, ничего плохого нет — разумеется, если эта ассоциация действительно будет служить общему и благому делу развития электронной коммерции в Казахстане и решать существующие проблемы, а не преследовать чьи-то личные коммерческие интересы».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии