Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Первая казахстанская онлайн-распродажа: Кибержума или Кибералдау?

Представляем обзор прошедшей 22 ноября Кибержумы — об интернет-магазинах, участвовавших в распродаже реально и формально.

26 ноября 2013 10:13, Наргиз Асланова, Profit.kz

В минувшую пятницу в Казахстане прошла первая глобальная распродажа в интернет-магазинах, — Кибержума, — вдохновителем и инициатором которой стала Ассоциация Казахстанского Интернет-бизнеса. Итоги акции устроители обещают озвучить в рамках конференции iProf, которая пройдет через несколько дней. Мы же, со своей стороны, попытались составить собственное мнение об участниках Кибержумы — посмотрели на их сайты и скидки, которыми они «завлекали» пользователей.

Вероятно, после прочтения данного текста у организаторов и участников акции могут возникнуть возражения. Однако хочу обратить внимание на то, что далее показан взгляд именно с точки зрения обычного пользователя — так, как он все увидел. Наверняка этот взгляд расходится с тем, на который надеялись организаторы, но подобных отзывов после прошедшей Кибержумы было немало. И хотя акцию можно назвать вполне успешной, некоторые соображения все-таки стоит высказать, поскольку это отличный повод для работы над ошибками.

Flip.kz                              

Скидки в 15% предоставлены для нескольких категорий товаров — Книги, Игрушки, Товары для дома, Одежда, Софт и игры, Видео. Об акции сообщает баннер на главной странице, ведущий на специальную страницу со скидочными категориями. Размер скидки в 70%, упоминаемый в баннере, мне нигде не попался. В целом, акционных товаров было достаточно много и они весьма разнообразны.

Непонятны лишь два момента:

1. Просмотрев несколько наименований, у меня сложилось впечатление «дежавю». Товар и скидки на него остались те же самые, что и несколько дней назад. Получается, просто собрали все акционные товары (на которые магазин и так предоставлял скидку) и собрали в одном месте. То есть, очевидно, что специально для Кибержумы отдельных скидок не делали (или сделали, но лишь на несколько товаров). Сужу по тем позициям, которые видела неделю назад, на них уже была скидка.

Например, первый скриншот сделан со страницы от 13 ноября и, как мы видим, цена уже снижена. Именно с такой же ценой товар продается по акции «Киберпятница».

2. Странный факт — два товара из одной и той же серии, один по акции «Киберпятница», второй — без акции. Цена на второй ниже, чем на акционный. Факт загадочный и непонятный.

Lamoda.kz

Специальных скидок на товары не предоставили. По акции «Кибержума» действовало предложение — при покупке на сумму от 15000 тг предоставляется скидка в 5000 тенге + бесплатная доставка. Баннер Кибержумы листается на главной странице вместе с двумя другими (т.н. «карусель»), поэтому если вы зашли на страницу в момент показа другого баннера, то могли и не узнать о проводимой акции. Кстати, сама страница магазина в часы проведения Кибержумы загружалась заметно дольше — чувствовалась нагрузка.

В общем, если вы планировали что-то тут приобретать, купон на достаточно неплохую скидку вполне бы пригодился. А вот просто так зайти и купить, потому что большие скидки — купона явно маловато. На Кибер-распродажу это не похоже.

Arbuz.kz

Сайт любопытен тем, что предлагает продукты питания — это одна из пока еще редких категорий для Казнета. Из заявления о предоставляемых льготах по акции — «скидки до 50% на самые актуальные товары в различных категориях». Отмечу, что в число «самых актуальных», за небольшим исключением, попали товары, и итак имеющие небольшую стоимость.

Bottegaitaliana.kz

Магазин итальянской обуви и аксессуаров. О том, что он участвует в Кибержуме, нигде на странице не видно — баннеров и сообщений нет. Лишь кликнув на соответствующий раздел (мужчины/женщины), мне встретился, наконец, заветный баннер. Скидки (20-40%) действуют только на обувь. Стоит признать, что при общей немаленькой стоимости товаров такие скидки выглядят весьма внушительно. Думается, казахстанским модникам они наверняка пришлись по вкусу.

Белый ветер

Пожалуй, один из немногих магазинов техники, предоставивший действительно широкий ассортимент и неплохие скидки для участия в Кибержуме. Однако без вопросов не обошлось и тут — главным образом они касаются информирования об акции. На главной странице целых три баннера, сообщающих о Кибержуме — верхний баннер над логотипом, таймер с отсчетом времени до окончания акции прямо по центру страницы, и новость о Кибержуме чуть ниже таймера.

Так вот, зайдя первый раз на сайт, я совершенно не обратила внимания на верхний баннер (ввиду давно сложившейся привычки не смотреть на рекламные блоки, и с учетом того, что при открытии страницы взгляд обычно направлен в другие зоны). А ведь именно с него, как оказалось позже, можно было попасть на страницу со списком акционных товаров. В общем, я долго блуждала по сайту в поисках этого списка.

Итак, в «Белом ветре» для глобальной распродажи выделили целый набор категорий — компьютеры, комплектующие, гаджеты, периферия и аксессуары. За бортом осталась крупная и мелкая бытовая техника. Скидки — от 10 до 30%. В виду того, что стоимость товаров у «Белого ветра» и так несколько ниже, чем в среднем по рынку, получилась достаточно серьезная разница с ценами на аналогичные товары у других продавцов.

Megastore.kz

На главной странице магазина висит баннер, сообщающий о новогоднем предложении — скидка в 1000 тг. Кстати, купон на скидку постоянный и не был приурочен к пятничной распродаже.

У нас в редакции возник закономерный вопрос. Изначально Кибержума была задумана для привлечения пользователей к интернет-покупкам. То есть, предполагалось, что никогда раньше не покупавших в интернете обывателей привлекут большие скидки, и они прочувствуют все прелести интернет-покупок. Так вот, вопрос — является ли тысяча тенге таким мощным стимулом, который восхитит неискушенного покупателя? Отмечу — скидка в тысячу тенге в магазине, где цены на некоторые позиции выше, чем в среднем по рынку, включая и офлайн? Тут, как говорится, без комментариев.

Lensmark.kz

При всем моем положительном отношении к магазину и позитивной истории покупок, ситуация с участием в Кибержуме совершенно не ясна. Как сообщил Рамиль Мухоряпов в соцсетях, магазин предоставит на все товары либо скидку, либо второй товар в подарок к купленному. Зайдя на сайт и увидев баннер о распродаже, я кликнула по нему, после чего… ничего не произошло. То есть, заявленных скидок и подарков я не увидела, никакой отдельной страницы с акционным товаром. Впоследствии, побродив по сайту, оказалось, что на некоторых видах линз имеется рисунок скидки, именно это и должно сообщить пользователю об акционном товаре. Ну что тут скажешь... Не все ведь такие догадливые :)

Всего акционных позиций оказалось 11 из более чем 50 наименований линз, на растворы и капли скидок нет (или их так хорошо спрятали, что я не нашла).

Intermarket.kz и Chocomart.kz

Обе площадки принадлежат холдингу Choco Family. Сообщалось, что все товары будут продаваться без наценки, по себестоимости. Тот факт, что скидки предоставлены почти на весь ассортимент (да-да, именно «почти», а не на весь — на Intermarket.kz нашлось достаточно позиций, продающихся без скидки) заслуживает одобрения. Однако хочу заметить — ну не верю я в то, что наценка магазина, например, на стиральную машину стоимостью 50 тысяч тенге составляет всего лишь 2 тысячи. Или ноутбук — при стоимости в 150 тысяч, «без наценки» можно приобрести за 146 тысяч.… Не верю и все тут.

Также по комментариям пользователей в соцсетях — один из телефонов по акции в Intermarket стоил дороже, чем в сети магазинов Алсер, не участвующих в Кибержуме.

Кстати, на Chocomart.kz при клике на баннер акции открывается страница, где присутствует всего несколько акционных товаров. Зачем было вводить пользователя в заблуждение и выносить товары на отдельную страницу, если скидка по всему каталогу?

Logycom.kz

В акции участвовало несколько позиций из ассортимента магазина — Моноблоки и ноутбуки, Планшеты и смартфоны, Фото, Видео и Аудиотехника, Периферийные устройства и аксессуары. Баннер на сайте сообщает о скидках в 25-50%. Судя по комментариям сотрудников Samsung в соцсетях, скидку на товары Samsung «Логикому» предоставила сама компания.

Немного о стоимости. Просматривая цены «Логикома» и сравнивая их с другими, оказалось, что цена без скидки в магазинах «Логикома» гораздо выше, чем, например, в «Алсере». Так, Смартфон LG Google Nexus 4 в «Логикоме» без скидки стоит 90 тыс. тг, тогда как в «Алсере» — 85 тыс. тг. Что это — попытка представить акционный товар в более выгодном свете, искусственно завысив изначальную цену, или действительно наблюдается такая большая разница в магазинах города?

Хотя в целом можно отметить — для Киберпятницы на Logycom.kz было предоставлено много товаров, с хорошими скидками.

Мечта

Еще один магазин, который с точки зрения пользователя серьезно подошел к делу — хорошие скидки, большой акционный ассортимент: Цифровые фотоаппараты, Ноутбуки, Техника для дома, Красота и здоровье, Телевизоры, Кухонная техника, Мобильные телефоны. Скидки 5-20%.

Toyz.kz и Hit.kz

Непонятно, что среди участников акции делает магазин Toyz.kz — объявлений о Кибержуме нет, в разделе «Распродажа» обычные скидочные товары. Заявлялась скидка 80%, однако ее нет. Аналогичная ситуация в Hit.kz — заявленной распродажи нет, присутствуют «штатные» товары в разделе Акция. То есть, специально для Кибержумы эти магазины цены не снижали, а просто присоединились со своими текущими скидками (видимо, в надежде на рекламу). А значит — потерян весь смысл глобальной распродажи, когда цены снижаются только на один день. Кстати, оба этих магазина не являются членами АКИБ…

Выводы

Мы рассмотрели лишь несколько участников Киберпятницы (всего их было 33), однако вывод о прошедшем событии уже можно сделать. Попытка проведения распродажи, аналогичной европейским и американским, весьма похвальна. Примечательно, что сам принцип предпраздничных распродаж — шаг доброй воли со стороны магазинов и надежда на большую прибыль даже с учетом скидок (сезон рождественских и новогодних закупок подарков) в нашем случае оказался где-то «пустышкой» — накрутка изначальных цен, продажа «по себестоимости», не оправданные заявления о больших скидках. Все это вряд ли добавит лояльности покупателям, которые, конечно, умеют и считать, и сравнивать цены.

Тем не менее, некоторые участники Кибержумы отмечают заметный успех. Так, например, представители Lamoda.kz сообщили о том, что продажи в интернет-магазине в этот день выросли более чем в 3 раза, а посещаемость сайта выросла на 25%. «Мы прогнозировали в этот день повышение продаж. Но, признаемся, что не ожидали такого ажиотажа, — говорит Алексиос Шо, генеральный директор интернет-магазина. — На сайте было сделано рекордное количество заказов. Как я уже говорил, Кибержума — это отличная инициатива. Это действительно масштабное мероприятие, ведь в нем приняло участие более 30 интернет-сервисов. И результаты говорят о том, что подобные мероприятия проводить необходимо». Похвастались результатами и в «Белом ветре» — здесь продажи выросли в 11 раз, а посещаемость магазина была в 4 раза выше обычной. Наплыв покупателей привел даже к тому, что сайт магазина некоторое время не работал.

Всплеск посещаемости зафиксирован и у Мечты. 22 ноября сайт магазина посетило 14753 человека (рост относительно 15.11.2013 — 12%), из них регистраций новых клиентов — 4253 (рост относительно 15.11.2013 — 21%). Всего за сутки в интернет-магазине по всем регионам сделан 91 заказ на сумму 4,9 млн тенге (16 заказов были впоследствии отменены). Рост продаж относительно предыдущей пятницы (15.11.2013) составил 67%. Сумма среднего чека по итогам Кибержумы — 39720 тг, максимальный чек — 169990 тг. Кстати, любопытно посмотреть на список самых популярных товаров. Как нам сообщили представители компании, наиболее «покупаемыми» в этот день стали: микроволновая печь Samsung (продано 4 ед.), планшет Prestigio MultiPad 7.0 (4 ед.) и стиральная машина Samsung (4 ед.).

В общем, кто-то из участников подошел к вопросу серьезно и постарался предоставить пользователям интересные предложения, а кто-то, видимо, надеялся на возможность пиара. Тут закономерный вопрос к Ассоциации Интернет-бизнеса: АКИБ рекламировал и эти магазины, в том числе, — как же так получилось, что они лишь формально участвовали, не предоставив вообще никаких скидок?

Несколько очевидных ошибок акции — отсутствие предварительной широкой рекламы Кибержумы (многие пользователи попросту не знали о ней) и сложность в нахождении акционных товаров на самих сайтах участников. И хотя сравнивать прошедшее мероприятие с глобальными мировыми распродажами вряд ли уместно (ведь там скидки действительно доходят до 90%), начало уже положено. Хотя, что-то мне подсказывает, что надеяться на повторение мирового опыта не стоит. Как прокомментировал в соцсетях возмущение пользователей маленькими скидками Талгат Исатаев, директор и учредитель «Белого ветра»: «Не надо сравнивать несравнимые вещи. Никто никому ничем не обязан — не нравится, не пользуйтесь»…

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.