Интервью главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева
Интервью с главой «Казкосмоса» Талгатом Мусабаевым о создании спутников связи KazSat и развитии космической сферы Казахстана.
— На днях Казахстан объявил об отмене полетов своих космонавтов в связи с сокращением средств на развитие космической отрасли
— Да, действительно, к нашему сожалению, контракт между «Роскосмосом» и «Казкосмосом» о полете казахстанского космонавта был расторгнут, так как решением Республиканской бюджетной комиссии от 20 марта 2009 года расходы в 2009 году на осуществление полета в космос казахстанского космонавта секвестрированы.
К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что в условиях мирового финансового кризиса, правительство страны предпринимает ряд антикризисных мер. В рамках этих мер, возможно, ограничение финансирования некоторых проектов. Так как основным источником финансового обеспечения проектов является республиканский бюджет, который принимается в установленном законодательством порядке, то как решит Республиканская бюджетная комиссия, так и будут, или не будут финансироваться наши проекты.
Когда кончится кризис, никто не знает. Я могу сказать, что мы приложим все наши силы для того, чтобы все наши проекты были реализованы.
Правительство нашей страны в перспективе рассматривает космическую отрасль в числе отраслей и направлений, имеющих потенциал вхождения в число мировых лидеров. Во время приема у главы нашего государства, Нурсултан Абишевич дал поручения по созданию космической отрасли, которая должна стать со временем стратегически важным, высокотехнологичным и наукоемким сектором экономики страны.
— Планирует ли Казахстан после стабилизации экономической ситуации в стране возобновить переговоры о подготовке и отправке в космос казахстанских космонавтов с Россией?
— Что касается вопроса о возобновлении переговоров с Россией о полете в космос казахстанского космонавта, я могу сказать следующее.
Как известно, в ходе государственного визита президента Российской Федерации Д. А. Медведева в Казахстан в мае 2008 года была достигнута договоренность о полете казахстанского космонавта на Российский сегмент Международной космической станции.
Федеральное космическое агентство РФ проинформировало «Казкосмос» о результатах проработки возможных вариантов реализации полета на МКС казахстанского космонавта.
В итоге единственной возможностью такого полета, стало включение казахстанского космонавта в состав одной из экспедиций посещения на МКС осенью 2009 года исключительно на коммерческой основе, сроком на 10 дней.
В республиканском бюджете на
На основании этого, Национальным космическим агентством Республики Казахстан был подготовлен и подписан контракт с «Роскосмосом» на осуществление полета участника космического полета на Российский сегмент Международной космической станции осенью 2009 года. В рамках контракта было предусмотрено выполнение научной программы космических исследований и экспериментов Республики Казахстан на Международной космической станции во время полета казахстанского космонавта, разработанной АО «Национальный центр космических исследований и технологий».
Однако по причине сокращения расходов, контракт между «Роскосмосом» и «Казкосмосом» о полете казахстанского космонавта был расторгнут.
Вопрос о возобновлении переговоров о полете казахстанского космонавта является не простым.
Дело в том, что МКС является объектом международного значения, правовой статус которого регулируется Договором о сотрудничестве между правительством Канады, Европейским космическим агентством, правительством Японии, правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки, подписанным 29 января 1998 года.
Вопросы формирования международных космических экипажей регулируются партнерами по МКС.
Поэтому вопрос о будущем включении казахстанского космонавта в экипаж МКС требует длительного согласования со странами — партнерами по МКС. Полет нашего космонавта на МКС, конечно, состоится. Но теперь вот вопрос — когда? Это пока не известно.
— В начале года вы говорили о том, что Россия может покинуть космодром «Байконур» в связи со строительством космодрома «Восточный». Поступало ли от России, в связи с этим, официальное заявление о сокращении своих запусков с «Байконура»? Некоторые СМИ сообщили о том, что Казахстан ведет переговоры о передаче Байконура в аренду израильской стороне. Насколько это соответствует действительности?
— Совместное использование космодрома «Байконур» лежит в основе казахстанско-российского космического сотрудничества.
Как известно, Договором аренды комплекса «Байконур» между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации от 10 декабря 2004 года, ратифицированным Указом президента Республики Казахстан №2195 от 17 апреля 1995 года, комплекс «Байконур» передан в аренду Российской Федерации на 20 лет с возможностью продления срока аренды на последующие 10 лет.
Кроме того, Соглашением между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 года срок аренды продлен до 2050 года.
Данным соглашением предусматривается дальнейшее развитие равноправного взаимовыгодного сотрудничества в космической области и расширение участия Республики Казахстан в выполнении космических программ на комплексе «Байконур», проведение модернизации инфраструктуры космодрома «Байконур», повышение экологической безопасности космической деятельности, осуществляемой на космодроме «Байконур».
При этом, я хочу сказать, что Республика Казахстан, являясь собственником всех объектов и имущества на космодроме «Байконур», создавая свою собственную космическую отрасль вправе и должна использовать все прогрессивное и лучшее, что создано на космодроме.
Принятие Россией решения о строительстве космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке, на наш взгляд, кардинально меняет роль космодрома «Байконур» в реализации ее Федеральных космических программ. С созданием космодрома «Восточный» все федеральные заказы на запуски спутников: оборонные, гражданские, пилотируемые, которые в настоящее время осуществляются с космодрома «Байконур», возможно, будут переведены на российские космодромы.
Такая ситуация создаст объективную экономическую основу для отказа России от аренды космодрома «Байконур», так как России будет выгоднее направить финансовые средства не на аренду, а на развитие собственных космодромов. Это, по существу, означает уход России с космодрома «Байконур» в недалеком будущем и ставит перед Казахстаном проблему его сохранения и перспектив дальнейшего функционирования.
Пока что каких-либо официальных заявлений от представителей российской стороны по поводу сокращения своих запусков с «Байконура» не поступало. Так что космодром «Байконур» был и остается на сегодня самым эффективным и многофункциональным космодромом мира.
Что касается переговоров Казахстана и Израиля о передаче Байконура в аренду израильской стороне, скажу одно, что в соответствии с проектом государственной программы «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан до 2020 года», предусмотрен ряд мероприятий по комплексу «Байконур» с участием заинтересованных стран — лидеров в сфере космической деятельности, в том числе и Израиля.
Вместе с тем, официально заявляю, что на сегодняшний день Республика Казахстан не проводила никаких официальных переговоров с израильской стороной о передаче космодрома «Байконур» в аренду.
На сегодняшний день этот вопрос перед нами в повестке дня не стоит.
— Не планирует ли Казахстан сократить финансирование проектов строительства стартового комплекса «Байтерек» и космических спутников Kazsat-2 и
— Основным источником финансирования проектов является республиканский бюджет, то как решит Республиканская бюджетная комиссия, так и будут, или не будут финансироваться наши проекты.
Как я неоднократно заявлял, сама стратегия решения задачи по созданию национальных спутников типа КаzSat была неправильной. Причем это не только мое личное мнение, но и мнение всех компетентных специалистов космической отрасли. Приведу лишь несколько доводов.
Положение дел усугубилось еще и тем, что работы по созданию КаzSat-2 начались задолго до создания профессионального государственного органа — Национального космического агентства Республики Казахстан.
В 2006 году был заключен Договор с ФГУП ГКНПЦ им М. В. Хруничева на создание и запуск второго национального геостационарного спутника связи и вещания KazSat-2.
В настоящее время выполнена основная часть работ по созданию спутника KazSat-2.
Однако, идеология заложенная в конструкцию КаzSat-2 мало чем отличается от КаzSat-1. Поэтому, кардинально изменить конструкцию КаzSat-2 не представляется возможным.
Несмотря на это, «Казкосмосом» были внесены предложения по возможному улучшению качественных характеристик системы управления спутника КаzSat-2.
Осуществляется доработка системы управления КА, поскольку в процессе эксплуатации КА KazSat-1, были выявлены существенные недостатки в системе управления. «Казкосмосом» было внесено предложение о замене командных приборов системы управления (гироскопов, звездных и солнечных датчиков) спутника КаzSat-2 на аналоги французской компании ЕADS-Astrium.
Но при этом российская сторона выдвинула требования увеличения стоимости спутника и удлинения срока его изготовления почти на два года.
Что же касается KazSat-3, могу сказать, что по проекту создания и запуска третьего национального геостационарного спутника связи и вещания пока только разработано технико-экономическое обоснование, которое отправлено на научно-техническую экспертизу в уполномоченные органы.
И, конечно же, теперь не как наши предшественники — непрофессионалы космической деятельности, мы объявили настоящий тендер на создание современного надежного спутника КаzSat-3. В тендере уже изъявили желание принять участие многие ведущие компании зарубежных стран.
Что же касается финансирования проекта космического ракетного комплекса «Байтерек», то сокращение финансовых средств по нему не планируется.
Создание космического ракетного комплекса «Байтерек» является самым крупномасштабным совместным казахстанско-российским проектом на постсоветском пространстве.
Данный проект направлен на значительное уменьшение вредного воздействия от пусков ракет-носителей с космодрома «Байконур», использующих высокотоксичные компоненты ракетного топлива.
Было заключено Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 года на базе экологически чистой ракеты-носителя «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, которая позволит оказывать весь спектр услуг по запускам с космодрома «Байконур» космических аппаратов различного назначения.
Опять же, и это соглашение готовили не космические специалисты, в стране не было основного — центрального (профессионального) государственного органа. В нем практически отсутствуют обязанности у российской стороны или прописаны декларативно — без сроков, санкций и т.п. То есть, я хочу сказать, что это пример того, когда начали дело, не подготовившись к нему основательно.
Сроки начала планируемых на космодроме «Плесецк» летно-космических испытаний ракеты-носителя «Ангара А-5» перенесены Федеральным космическим агентством Российской Федерации на 2011 год. При условии положительных результатов испытаний ракеты-носителя «Ангара А-5», начало летно-космических испытаний космического ракетного комплекса «Байтерек» планируется в 2012 году.
В результате реализации данного проекта Республика Казахстан станет страной, которая будет иметь возможность самостоятельно выводить на орбиту космические аппараты.
— Казахстан окончательно потерял свой первый спутник связи KazSat-1. Выяснена ли окончательно причина схода с орбиты спутника? В полном ли объеме Казахстан получил компенсацию за потерянный спутник?
— К большому сожалению, стратегия решения задачи по созданию национальных спутников типа «Казсат», по мнению специалистов космической отрасли, была выбрана неверная.
Этому есть множество причин.
Отсутствие в тот момент профессионального космического государственного органа привело к неправильному подходу к созданию этих спутников.
Например, договор (контракт) на создание «Казсат-1» был подписан с казахстанской стороны АО НИФ — Национальный инновационный фонд, который весьма далек от космической деятельности, а с российской стороны — исполнителем выступал ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева (очень сильная ракетно-космическая фирма), но при этом, не имевшая опыта по созданию таких спутниковых систем.
Результат этой «околокосмической деятельности» не заставил себя долго ждать. Спутник «Казсат-1» проработал значительно меньше гарантированного исполнителем срока — менее
Для уточнения вопроса я хочу пояснить, что спутник не пропадал.
В результате нештатной ситуации, на спутнике было потеряно управление, затем восстановлено, но в связи с длительным нахождением в неуправляемом полете под воздействием отрицательных факторов, таких как перепады температур и ненормативных перепадов напряжения в системе управления, спутник KazSat-1 стал для дальнейшего использования по целевому назначению не пригоден.
Итоговым решением от 19 декабря 2008 года Государственной комиссии по вопросу рассмотрения нештатной ситуации в системе управления космическим аппаратом КаzSаt, созданной постановлением правительства Республики Казахстан от 4 июля 2008 года №673, подтверждено, что вследствие сбоев в работе системы управления, спутник KazSat в дальнейшем не может обеспечивать гарантированного целевого использования по назначению.
Причиной возникновения нештатной ситуации на КА KazSat-1 являются внешние воздействия, приведшие к сбою работы системы управления.
Если смотреть вглубь проблемы, то, повторяюсь, что основная причина случившегося — это то, что начали дело, не подготовившись к нему серьезно и основательно. Самое главное для меня сейчас — сделать все, чтобы по возможности, исправить то, что уже было сделано непрофессионально до нас.
А то, как в пословице — «у семи нянек — дитя без глазу». Так, космическими проектами занимались Министерство образования и науки, Агентство по информатизации и связи, Национальный инновационный фонд. Ну и кто из них — космический профессиональный орган?
Я всегда говорил и сейчас говорю — каждый должен заниматься своим делом: пирожник — печь пироги, сапожник — тачать сапоги. А уже космическими проектами тем более должны заниматься очень профессиональные космические специалисты.
Кроме того, у нас теоретическая возможность вернуть деньги за потерянный спутник есть — и этим уже занимается республиканский центр космической связи. В этой связи АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств», как управляющая компания, проводит мероприятия, направленные на получение страховой выплаты в результате наступления страхового случая от 8 июня 2008 года.
Однако и здесь сложилась, можно сказать, трагикомическая ситуация: возвращением денег, то есть получением страховки, занимается подразделение «Казкосмоса», а именно АО «РЦ КС ЭМС РЭС», а деньги получит АО «НИФ».
Комментарии