Комиссия ООН дала рекомендации правительствам развивающихся стран по эффективному использованию ИКТ
На открытии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества «ВВИО + 10» Комиссия ООН представила отчет «Технологии и широкополосная связь: на пути к Образованию для всех».
Широкополосная связь содействует сокращению неравенства в образовании, преобразованию процесса обучения и совершенствованию навыков, необходимых в условиях глобализации экономики, при том что доступность к ней обеспечивается правительствами. Об этом сообщает Ca-news.org со ссылкой на недавно опубликованный отчет Комиссии ООН «Технологии и широкополосная связь: на пути к Образованию для всех».
Широкополосная связь дает возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов.
Отчет содержит анализ того, как расширение доступа к высокоскоростным технологиям с использованием стационарных и мобильных платформ помогает учителям и студентам во всем мире пользоваться преимуществами такой связи как в своих собственных интересах, так и в интересах местных общин.
Несмотря на быстрое расширение доступа к услугам стационарной и мобильной широкополосной связи, «цифровой разрыв» остается значительным. По оценкам Международного союза электросвязи, на конец 2012 года доступ к интернету имели около 2,5 млрд человек, однако в развивающихся странах интернет-пользователи составляли лишь четверть населения. В наименее развитых странах их доля еще ниже — всего 6%. Данные последнего отчета МСЭ «Измерение информационного общества» свидетельствуют о существенном неравенстве на мировом и региональном уровне в отношении как уровня развития ИКТ, так и ежемесячной стоимости доступа к широкополосной связи, которая в 17 странах до сих пор превышает среднюю месячную зарплату.
В то время как во многих странах основную долю высокоскоростного интернета обеспечивает стационарная широкополосная связь, наиболее быстрый рост наблюдается в сфере услуг мобильной широкополосной связи. По данным МСЭ, в 2011 году темп роста услуг мобильной широкополосной связи составил 40% по всему миру и 78% в развивающихся странах, где такая связь зачастую является единственно возможным способом подключиться к интернету.
По данным ООН, на конец 2011 г. в Кыргызстане только 0,3% населения имели стационарный широкополосный доступ, Узбекистане — 0,5%, Казахстане — 7,5%. Что касается мобильной широкополосной связи, то этот уровень в Кыргызстане был 4,1%, Узбекистане — 18,4%, Казахстане — 38,4%.
Доклад был представлен на открытии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества «ВВИО +10», которая прошла с 25 по 27 февраля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. На открытии присутствовали Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и Генеральный секретарь Международного союза электросвязи и сопредседатель Комиссии Хамадун И. Туре.
В докладе Комиссии, работающей под патронажем ЮНЕСКО, подчеркивается важная роль использования широкополосной связи как средства ускорения движения ко всеобщему начальному образованию — одной из Целей развития тысячелетия и задачи программы «Образование для всех».
Несмотря на то, что до срока достижения этих целей осталось менее трех лет, 61 млн детей младшего школьного возраста и 71 млн детей возраста низшей ступени среднего образования все еще не посещают школу.
По оценкам, для достижения целей всеобщего начального образования необходимо дополнительно 1,7 млн учителей. Помимо того, в мире насчитывается около 793 млн неграмотных взрослых, 64% из которых составляют женщины. Самый высокий уровень неграмотности отмечается в странах Африки к югу от Сахары, а также в Южной и Западной Азии.
«Были достигнуты большие успехи на пути к целям всеобщего образования до 2015 года, однако ситуация во многих странах остается неудовлетворительной, — заявила Ирина Бокова. — В этом отношении «цифровой разрыв» продолжает оставаться одной из характерных черт неравенства в развитии. Происходящая в наши дни информационная революция, обязанная мобильной связи и интернету, открывает беспрецедентные возможности всем странам, особенно развивающимся и наименее развитым. Мы должны максимально использовать потенциал широкополосной связи для расширения доступа к качественному образованию каждому человеку и для развития у всех граждан знаний, навыков и ценностей, необходимых для успешной жизни и работы в эпоху цифровых технологий».
В докладе отмечено, что участие в мировой экономике все больше зависит от умения ориентироваться в «цифровом мире». Однако авторы доклада отмечают, что традиционные учебные программы до сих пор направлены скорее на накопление знаний, чем на их практическое применение, и не способны привить учащимся навыки в области ИКТ, необходимые для успешного трудоустройства в условиях экономики, основанной на знаниях.
Рекомендации в области политики
Отчет Комиссии ООН по вопросам цифровых технологий для развития широкополосной связи формулирует ряд стратегий, которых правительства и органы руководства образованием, особенно в развивающихся странах, должны придерживаться для наиболее эффективного использования ИКТ:
1. Расширять доступ к ИКТ и широкополосной связи
Руководящие органы призываются к дальнейшему внедрению межсекторальной политики, направленной на обеспечение недорогого и справедливого доступа к ИКТ и широкополосной связи для всех граждан, в частности, для женщин и девочек из маргинализированных групп населения.
2. Использовать ИКТ при профессиональной подготовке и непрерывном образовании
Принимая во внимание быстрый темп технического прогресса и такие проблемы, как высокая безработица среди молодежи, правительства должны предусматривать финансовое стимулирование в целях внедрения ИКТ и широкополосной связи во все виды деятельности для создания новых рабочих мест и осуществления непрерывной профессиональной подготовки.
3. Прививать навыки в области ИКТ и добиваться «цифровой грамотности» у всех преподавателей и учащихся
Правительства должны поставить преобразование системы образования с целью ее адаптации к «цифровой революции» на первое место. Развитие у преподавателей и учащихся навыков эффективного использования ИКТ является ключевым фактором совершенствования образования и оценки результатов обучения.
4. Содействовать обучению с использованием мобильной связи и открытых образовательных ресурсов
Руководящим органам следует разработать систему поощрений, способствующих распространению открытых образовательных ресурсов. Кроме того, использование мобильной связи должно поощряться на любом уровне и при любой форме образования в целях облегчения доступа к высококачественному образованию.
5. Поддерживать развитие образовательных материалов, адаптированных к местным условиям и языкам
Простая установка ИКТ-оборудования недостаточна — необходимо также выделение средств для создания среды онлайновых образовательных приложений и услуг с местным содержанием и на местных языках.
6. Сократить «цифровой разрыв»
Руководящим органам рекомендуется проводить дальнейшую работу по сокращению «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами путем поддержки международного сотрудничества и партнерства.
Комментарии