Следите за новостями

Цифра дня

23 тыс. девушек и женщин со всех регионов РК прошло обучение по IT-Aiel

    Необанки тестируют модель MVNO

    Однако успех ждет немногих на фоне сдвигов в цепочках создания стоимости мобильной связи.

    14 октября 2025 17:33, Profit.kz

    Небольшая, но растущая группа полностью цифровых банков без отделений (необанков) активно осваивает пространство виртуальных операторов мобильной связи (MVNO). Это происходит на фоне перестройки цепочек создания стоимости мобильной связи как со стороны традиционных операторов, так и со стороны финтехов. Об этом сообщает GlobalData.

    Хотя такие достижения, как внедрение eSIM и появление готовых платформ MVNE/MVNO, значительно снизили входные барьеры для необанков, достижение коммерческой жизнеспособности и операционной эффективности в этой области остается чрезвычайно сложной задачей.

    Наташа Рыбак (Natasha Rybak), главный аналитик Global Telecom Consumer Services в GlobalData, отмечает: «Банки и крупные ритейлеры давно используют базовые предоплаченные мобильные предложения для расширения отношений с клиентами и монетизации существующих каналов дистрибуции. Однако для необанков расчет иной. Помимо простой возможности мобильных платежей, успешный проект необанка-MVNO требует широкой финансовой платформы, ориентированной на мобильные устройства, которая тесно интегрирует управление счетом через приложение с сопутствующими цифровыми услугами — путешествиями, лояльностью и платежами. Таким образом, мобильная связь становится еще одним перекрестно используемым продуктом в едином предложении для клиента».

    Когда все эти элементы (финансы, связь, лояльность, путешествия) выстраиваются, появляются совокупные преимущества: встроенная клиентская база, интегрированное управление несколькими услугами через одно приложение, механизмы лояльности, управляемые данными, и бонусы, привязанные к платежам.

    Такой «цепной» подход (daisy-chain approach) способен ускорить привлечение и углубить удержание клиентов. Это, потенциально, представляет более прямую конкурентную угрозу для мобильных доходов телеком-операторов, чем прежние MVNO-проекты ритейлеров, которые полагались в основном на физическое распространение и базовые предоплаченные услуги.

    Традиционные операторы не считают эту тенденцию исключительно деструктивной. Крупные игроки уже адаптировались к меняющейся динамике, используя нормализацию eSIM для запуска цифровых брендов, ориентированных на международный роуминг и путешествия (например, Orange Travel, eSimFLAG и Vodafone Travel eSIM). Это демонстрирует новые источники дохода, выходящие за рамки основного подключения.

    Для действующих телекоммуникационных компаний прагматичными ответами на возникающую конкуренцию со стороны необанков являются партнерство, модели оптового MVNE и запуск целевых цифровых спин-оффов.

    Рыбак заключает: «Убедительных доказательств масштабной миграции мобильных абонентов к MVNO-необанкам пока нет. Количество успешных игроков ограничивают несколько факторов: необходимость значительного существующего цифрового охвата, возможность монетизации вовлеченности клиентов, а также операционная экспертиза в предоставлении мобильных услуг и соблюдении регуляторных требований. Проще говоря, техническая осуществимость опередила надежную коммерческую валидацию».

    Тем не менее, отдельные, хорошо капитализированные необанки с сильной базой пользователей и зрелыми продуктовыми экосистемами будут пилотировать и масштабировать MVNO-предложения. Но широкомасштабное нарушение доходов традиционных операторов маловероятно без четких доказательств устойчивой миграции и монетизации мобильных клиентов, заключила аналитик.

    Напомним — 10 апреля 2026 года в Алматы пройдет конференция PROFIT Retail & Finance Day, посвященная новым технологиям в ритейле и финансовом секторе Казахстана.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.