Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Эксперты говорят о революции в сфере массовых коммуникаций

    В конце сентября в Алматы состоялась конференция на тему «Коммуникации для развития».

    11 октября 2010 09:42, Амина Джалилова, Панорама
    Рубрики: Общество

    В конце сентября в университете КИМЭП состоялась конференция на тему «Коммуникации для развития». Одним из основных спикеров мероприятия стал в прошлом журналист и редактор, а ныне преподаватель журналистики Кен Харви. Он рассказал о феномене новых медиа. По мнению эксперта, мы сейчас переживаем революции в сфере массовых коммуникаций.

    По словам г-на Харви, в США наблюдается падение рейтинга ежедневных и еженедельных печатных СМИ. Аудитория перемещается в кабельные сети и интернет. Сейчас у 93% взрослого населения Америки есть сотовые телефоны, по информации выступающего, к 2020 году именно они станут основным инструментом доступа в интернет. В нынешней ситуации очень бурно развиваются социальные сети, рассказывает преподаватель КИМЭП. Так бурно, что у нас (то есть у СМИ, а также у бизнеса) уже нет выбора, присоединяться или не присоединяться к этому сообществу. Вопрос только в том, как это сделать, заявляет спикер. По его информации, Facebook (одна из наиболее распространенных социальных сетей в мире) является самым часто встречающимся запросом в поисковике Google. По популярности в интернете Facebook обогнал даже порносайты. Так, в США одна из 8 поженившихся пар познакомилась в социальных сетях.

    На презентации Кен Харви приводит такие цифры. Радио понадобилось 38 лет, чтобы набрать пятидесятимиллионную аудиторию, телевидение справилось с этим за 13 лет, интернет — за 4 года. А к Facebook присоединились более 200 млн. пользователей менее чем за год. Если бы Facebook был страной, отмечается в презентации, то это была бы третья по величине страна в мире после Китая и Индии. В Великобритании 50% мобильного интернет-трафика приходится на Facebook. Кроме того, журналист и преподаватель сообщил, что во всемирной онлайн-энциклопедии Википедии содержится более 15 млн. статей, всего в мире более 200 млн. блогов.

    Очень многие потребители оставляют свои комментарии по поводу товаров и услуг в Сети. Так, 25% ссылок по результатам поиска по 20 известнейшим брендам мира приходится на контент, созданный пользователями. «Мы больше не ищем новости, новости находят нас. Мы больше не будем искать продукты и услуги, они найдут нас через социальные медиа», — говорит Кен Харви. Все это и есть, по его мнению, революция в сфере коммуникаций.

    В Казахстане, конечно, новые медиа, такие, как социальные сети, блоги не получили пока такого распространения, как в странах, где интернетом пользуется абсолютное большинство. Однако все к тому идет. По информации г-на Харви, с 2000 по 2009 год число интернет-пользователей в нашей стране увеличилось с 70 тыс. до 2,3 млн. человек. То есть более чем в 30 раз. Кстати, несколькими днями ранее, в ходе регионального медиафорума, также очень подробно обсуждалась тема новых медиа. Однако не в общемировом формате, а на примере Центрально-Азиатского региона. Исполнительный директор организации «Интерньюс — Казахстан» Маржан Ельшибаева представила исследование данной организации по присутствию казахстанских СМИ в социальных сетях. По ее словам, если российские интернет-пользователи отдают предпочтение таким социальным сетям, как «Одноклассники» и «В контакте», то казахстанцы больше любят Facebook и «Мой мир». Причем в Facebook казахский язык является одним из четырех наиболее часто употребляемых. Контент на казахском в этой социальной сети встречается чаще, чем на русском. В Facebook общаются как граждане Казахстана, так и те люди, которые родились в нашей стране, а потом уехали. Они переживают за судьбу бывшей родины, часто выкладывают статьи, касающиеся казахстанской политики, из западной прессы. В Facebook аудитория, можно сказать, политически активная.

    В «Моем мире» все иначе. Здесь действительно уникальный контент на казахском языке, очень активно участвуют сограждане из регионов, общение более душевное, отмечает г-жа Ельшибаева, многие выкладывают свои стихи, идут активные дискуссии. Из СМИ в «Моем мире» очень популярно телевизионное шоу «Еки жулдыз», вокруг него бушуют нешуточные страсти, интернет-пользователи горячо болеют за своих любимцев, нередко спорят, даже ругаются. Эксперт отметила, что в тех регионах, где функционирует сильное местное телевидение, активность СМИ в интернете меньше. А там, где традиционные медиа не удовлетворяют потребности аудитории в информации, в интернете жизнь бьет ключом. Так, по словам г-жи Ельшибаевой, в Караганде, Шымкенте и Костанае телекомпании «дадут фору любому алматинскому или астанинскому телеканалу». А в Западном Казахстане, по ее мнению, телевидение уступает каналам из вышеперечисленных городов, зато там СМИ хорошо представлены в социальных сетях. К примеру, журналисты из Уральска разместили в интернете список чиновников, которые хорошо идут на контакт, и тех, кто не очень-то хочет сотрудничать с прессой. Полезная информация. Для масс-медиа, говорит исполнительный директор общественной организации, социальные сети — это хороший способ узнать свою аудиторию, узнать, сколько людей слушают, смотрят или читают то или иное СМИ, что их интересует.

    Встречаются в социальных сетях сообщества телевизионных каналов, сообщила г-жа Ельшибаева. Однако они «созданы энтузиастами телевидения», «не совсем логически выстроены», как правило, отсутствуют первые лица телевидения. Поэтому «сообщества телевизионных каналов не являются инструментами для привлечения новой аудитории», делает вывод эксперт. В целом далеко не все казахстанские СМИ представлены в социальных сетях. Многие, особенно довольно успешные в «реальном» пространстве, не чувствуют пока необходимости в интерактивном общении во Всемирной паутине. Впрочем, в условиях бурного развития новых каналов коммуникаций эта ситуация очень скоро может измениться.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии