Итоги 2018: тихая «пластиковая» революция
В ушедшем году количество транзакций в интернете выросло почти вдвое, а объем — без малого втрое.
По состоянию на 1 января 2019 года, по данным Нацбанка РК, эмитирование платежных карт фактически осуществляли 22 банка и АО «Казпочта». Указанные финансовые организации выпускают и распространяют платежные карты международных систем (доля которых составляет 99,9%): VISA, MasterCard, UnionPay, American Express и Diners Club. Кроме того, банки Казахстана выпускают платежные карты локальных систем: Altyn Card — АО «Народный Банк Казахстана» и локальную карту «Ситибанк Казахстан».
В обращении находится 23,4 млн платежных карт, а количество их держателей составило почти 19 млн человек (относительно 1 января 2018 года рост составил 20,5% и 11,6%, соответственно). На дебетные карты приходится 76%, доля кредитных — 20,4%. На долю дебетных карт с кредитным лимитом и предоплаченных карт приходится 2% и 1,6%, соответственно.
Но прежде чем перейдем к анализу ушедшего года, напомним, что 2017 год оказался первым в череде прорывных для платежных карт (глядя на итоги 2018-го, уже есть все основания говорить именно так). Сильная динамика в 2017 году произошла по позиции «объем безналичных операций по картам»: рост трехкратный — с 122,5 млрд тенге в январе до 367 млрд тенге по итогам декабря. Не менее внушительный рост произошел по позиции «транзакции в интернете». В январе 2017-го количество транзакций составило 3,9 млн, а в декабре этого же года уже 11,5 млн, то есть, здесь рост тоже почти трехкратный. Далее — объем транзакций в интернете. Начался год на скромной отметке — около 37 млрд тенге, но с сентября динамика ускорилась. В итоге, рост объемов декабря к объему января 2017-го составил без малого 5 раз! Наконец, средний чек по транзакциям в интернете. Год начинается на отметке среднего чека 9419 тенге, а завершается на отметке 14957 тенге, таким образом, рост показателей декабря к объему января 2017-го составил почти 62%.
2018-й — Citius, Altius, Fortius!
Начнем с количества операций в интернете по картам. За 12 месяцев 2018-го это почти 173 млн транзакций против 81 млн за 2017 год. Таким образом, рост более, чем двукратный, точнее, в 2,14 раза. Как заметно, динамика с сентября резко ускоряется — показатель уходит в отрыв, выбравшись из узкого диапазона. Интересно, что ситуация почти один в один копирует ту, что наблюдалась в 2017 году.
Далее — объем операций в интернете по картам. В 2018 году он составил 2,9 трлн тенге против 1,06 трлн годом ранее. Как видим, рост год к году здесь просто ошеломляет без всякого преувеличения — он почти трехкратный. Кстати, по итогам декабря на транзакции в интернете приходится более 59% от всех безналичных операций. Как заметно, динамика здесь сильно коррелирует с параметром «Количество операций в интернете по картам» с той лишь разницей, что рост показателя усиливается уже в августе. Глядя на график, возникает ощущение, что этот поезд уже не остановить. Электронная коммерция определенно переживает бум.
Средний чек по операциям в интернете. Рост этого показателя на фоне динамики роста ранее рассмотренных параметров выглядит анемичным: если в начале года средний чек слегка не дотягивал до 13 тысяч тенге, то в декабре вырос до отметки лишь 17,6 тысяч тенге. Ранее я писал, что увеличение среднего чека, это, конечно, не только и не столько вопрос доверия потребителей к платежным картам, но и результат некоторого улучшения экономической ситуации в стране. К сожалению, реальные доходы населения не растут, соответственно, мы не видим качественного улучшения этого параметра. Подробности на графике ниже.
Идем дальше — объем безналичных операций по картам в целом. Динамика здесь, в общем-то, схожая с хедлайнерами: в 2018 году это почти 5,5 трлн тенге против 2,6 трлн тенге годом ранее. То есть, рост — более, чем двукратный. И, как уже отмечалось выше, около 60% в этом объеме — это операции в интернете. Впервые превалирование интернета в «пироге» безналичных транзакций мы зафиксировали по итогам июня. Получается, что за второе полугодие 2018-го интернет добавил в свою копилку еще 10%.
Далее анализируем объем операций по выдаче наличных. В 2018 году — это 13,3 трлн тенге, а в 2017-м — 10,7 трлн. Таким образом, рост составил 24,3% (по итогам первого полугодия темпы роста были выше — 26,3%). Несмотря на некоторое снижение темпов роста, приходится констатировать, что при всех успехах «безнала», сценарий, когда платежная карта остается кратчайшим мостом между безналичными и наличными деньгами все еще доминирует: разница в объемах все еще велика — 2,4 раза. То есть, на каждый тенге, потраченный в интернете, приходится 2,4 тенге, снятых в банкомате в виде кэша.
А вот со средним чеком операций по снятию наличных все сложнее: мы видим нейтральную динамику — начали год на отметке около 47 тысяч тенге, а завершили — на отметке на 700 тенге больше. Причем, заметно, что в декабре 2018-го этот показатель оказался ниже, чем за аналогичный период 2017 года. Думаю, что сам по себе этот факт довольно интересен. Переломная точка? Возможно.
В сухом остатке
Не буду слишком оригинален — платежные карты на «коне», у потребителей есть хорошая «морковка»: онлайн-транзакции экономят много времени — будь то коммунальные услуги, оплата обязательных платежей или банальное пополнение баланса мобильного телефона. Второе, как уже не раз отмечалось, — это заметные усилия банков, направленные на популяризацию платежных карт. Потенциал для роста тоже имеется большой — безналичные транзакции будут все больше «отъедать» от операций по снятию наличных — этакая тихая «пластиковая» революция. И этого топлива хватит еще на несколько лет.