По оценкам казахстанских банкиров, на обороты электронной коммерции кризис повлиял не так сильно, как на другие направления финансовых услуг.
Банкиры надеются на рост интернет-банкинга. По их оценкам, на обороты электронной коммерции кризис повлиял не так сильно, как на другие направления финансовых услуг.
В настоящий момент, по подсчетам экспертов, «адептами» интернет-банкинга являются чуть более 300 пользователей (как физических, так и юридических лиц) по всей республике. Как утверждают финансисты, вопреки кризису рынок электронной банковской коммерции постепенно растет. Самые активные города в этом отношении — Алматы, Астана, Караганда и Усть-Каменогорск.
Кризис повлиял на обороты е-банкинга не так сильно, как на другие финансовые услуги, отмечает в беседе директор департамента инновационных технологий «Казкоммерцбанка» Нурлан Жагипаров. «Прирост по платежам и по количеству новых пользователей сохраняется. Единственный минус в том, что темпы прироста могли бы быть выше. По итогам этого года мы ожидаем увеличения оборотов на 30% в целом по рынку. Не будь кризиса, банки выросли бы в этом направлении еще в среднем на 10%», — рассказывает он.
Еще недавно казахстанцы пользовались е-банкингом весьма ограниченно, продолжает г-н Жагипаров. Чаще всего пользователи заходили на электронную площадку банка, чтобы узнать остаток на карточном счете или за другой информацией о своих деньгах. «В настоящий момент как минимум половина клиентов оплачивает через банковские порталы коммунальные счета, сотовую связь, кабельное TV и прочие услуги. Популярностью начали пользоваться и электронные продажи, особенно после того, как к списку товаров прибавились авиабилеты», — говорит он.
В стремлении поддержать спрос на е-услуги банки намерены охватить как можно большее количество обязательных для казахстанцев платежей. Налоги и штрафы в копилке е-банкинга уже есть, следующий шаг — сотрудничество с Минюстом, чтобы задействовать в процессе ЦОНы. По информации крупных банков, это будет возможно уже к концу текущего года. Кроме того, ведутся переговоры с вузами и детсадами, чтобы оплата за их услуги шла через банки.
По словам г-на Жагипарова, физлица сегодня пользуются е-банкингом активнее, чем компании. Уже к концу года перевес будет на стороне юрлиц, прогнозируют в «Народном банке». Темпы развития е-банкинга зависят от платежеспособности населения, говорит Тимур Имамбаев, начальник управления перспективных технологий «Народного банка». «Возможно, кризис даже способствовал росту числа пользователей е-банкингом, так как суть этой услуги в снижении затрат клиентов при обмене финансовыми документами с банком. Конечно же, только клиенты с активным бизнесом готовы идти на некоторые затраты на услуги ради сокращения других затрат», — подчеркивает он.
В «Темiрбанке», напротив, считают, что кризис заметно отразился на интернет-коммерции финансистов. По данным исполнительного директора «Темiрбанка» Эльдара Абдуллина, в настоящий момент наблюдается ощутимое снижение оборотов по операциям е-банкинга. «Спады идут в основном в марте-апреле и августе-сентябре, начиная с кризисных времен. Падение достигает 10–20% в среднем», — сообщил он.
Фактическое потребление услуг е-банкинга не снизится, поскольку их основными пользователями являются держатели зарплатных карт банков, имеющие при этом достаточно высокие доходы, считает управляющий директор ImagineMobileSolutions Роман Шовкопляс. «Прокатившаяся по стране волна сокращений коснулась в основном младшего персонала компаний. Эти люди зарабатывали не так много и минимально пользовались е-банкингом», — говорит он. По его мнению, банкам следовало бы разбить пользователей е-банкингом на сегменты и для каждого сегмента разработать отдельную линейку продуктов. «Я не понимаю, почему такой подход до сих пор не используется. Ведь банки больше всех знают о потребителях. У них есть информация о доходах, затратах и предпочтениях своих клиентов. На основании этих данных они могли бы разработать уникальные продукты», — недоумевает г-н Шовкопляс.
Комментарии