Компьютеры «Made in Kazakhstan» — игра не стоит свеч
Ожидается, что на этой неделе Агентство информатизации и связи объявит о старте проекта по сборке компьютеров с лейблом «Made in Kazakhstan».
Правительство Казахстана рискует потерпеть неудачу, выдавая желаемое за действительное. Речь идет о попытке запустить сборку компьютеров с лейблом «Made in Kazakhstan». Эксперты полагают, что игра не будет стоить свеч.
Ожидается, что на этой неделе Агентство информатизации и связи объявит о старте проекта. Напомним: еще осенью 2007 года руководство АИС и госфонда «Самрук-Казына» раструбило на весь мир о намерении запустить конвейерную сборку компьютеров на уровне мировых стандартов. Тогда же называлась и ориентировочная цена, эквивалентная 350-400 долларам США. За эти деньги покупателям обещали полноценный компьютер, способный работать со стандартными приложениями, видео- и аудиофайлами плюс возможность выхода в интернет. Кроме того, анонсировалось, что объем жесткого диска составит от 40 Гб, оперативная память — от 128 Мб.
И вот спустя почти два года компьютерный воз, кажется, вот-вот сдвинется с мертвой точки. Поговаривают также, что единственное, что реально может быть сделано в Казахстане при сборке компьютера, — клавиатура и мышь. «Железо» и все остальное будет импортное.
Как сообщил источник в АИС, сейчас чиновники и инвесторы проекта до хрипоты спорят о том, по какой же цене следует продавать отечественный компьютер. На дворе — самый разгар экономического кризиса, который подстегнула девальвация тенге. За 400 постдевальвационных у.е. сегодня можно приобрести уже не один, а два компьютера. При желании за эту же цену можно прикупить и вполне приличный ноутбук. Так кто же захочет покупать отечественный, относительно недешевый «народный» компьютер?
В качестве приманки для покупателей чиновники намерены предложить возможность его доставки вплоть до отдаленных аулов. Однако, как предположили в казахстанской Ассоциации IT-компаний, не факт, что это гарантирует успех.
«Не исключено, что цена «народного» компьютера будет мало чем отличаться от ценников в магазинах», — считает президент ассоциации Нурлан Исин.
Как полагают в ассоциации, чтобы отечественный компьютер пошел в народ, нужно предоставить льготы, причем не только покупателям, но и компаниям, участвующим в сборке удешевленной техники. В качестве примера Нурлан Исин сослался на опыт некоторых зарубежных стран, где с клиентов отечественных производителей не взимается подоходный налог, тем самым стимулируя их делать новые покупки.
Скептически судьбу «народного» ноу-хау оценили и в некоторых алматинских компаниях, специализирующихся на сборке компьютеров. По общему мнению предпринимателей, покупатель нынче пошел требовательный: для него при выборе техники на первом месте качество и характеристики. Бросовыми ценами можно удивить разве что неискушенных покупателей. А таких, говорят фирмачи, все меньше и меньше.
Комментарии