Следите за новостями

Цифра дня

718,6 тыс. казахстанцев обучилось на Skills Enbek за весь период действия платформы

    Статистику по телекому Казахстана «засекретили»

    Отраслевым аналитикам теперь остается гадать на кофейной гуще.

    17 ноября 2017 12:56, Profit.kz
    Рубрики: Бизнес, Связь

    Впервые за много лет, что Profit.kz наблюдает за количественными показателями телекоммуникационной отрасли республики (услуги междугородной и международной телефонной связи, местной телефонной связи, услуги по передаче данных, услуги интернета, услуги по распространению программ по инфраструктуре кабельной, по сетям беспроводным и через спутник, услуги мобильной связи и услуги телекоммуникационные прочие), мы делаем паузу. Причина прозаична — у нас нет данных.

    Началась вся эта неприглядная история в октябре — в тот момент, когда мы получили данные от Комитета по статистике Республики Казахстан по итогам сентября. К нашему удивлению, в графах «Мобильная связь» и «Услуги по передаче данных» стояли прочерки. Сочли это за ошибку, но в итоге вычислили эти показатели от обратного. Октябрь мы пережили благополучно, и вот в ноябре — снова казус. И опять это «Услуги мобильной связи», но второй персонаж драмы уже другой — «Услуги по распространению программ по инфраструктуре кабельной, по сетям беспроводным и через спутник».

    Мы обратились за разъяснениями в Комитет по статистике, и вот какой ответ был получен по нашему запросу (орфография и стилистика сохранена): «Согласно Методики по формированию и распространению официальной статистической информации в электронном виде (утверждена приказом Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от „30“ ноября 2016 года № 292) первичные статистические данные, представленные респондентом, не публикуются без согласия респондента, являющийся единственным по виду деятельности в разрезе района и области. При отметке респондентом в статистической форме на не согласие распространения его данных, статистическая информация не публикуется и в публикациях обозначается знаком „Х“. Также в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан „О государственной статистике“ от 19 марта 2010 года, статистическая информация и базы данных, позволяющие прямо или косвенно установить респондента или определить первичные статистические данные о нем, являются конфиденциальными и могут распространяться только при наличии согласия респондента».

    При детальном рассмотрении возникает несколько вопросов. В той же части «Услуги мобильной связи»: на рынке представлены три игрока — «Кселл», Beeline и СП «Tele2 и Altel». О каком из них «единственным по виду деятельности в разрезе района и области» может идти речь? Тем более что мы говорим об общей цифре по рынку. Таким образом, данное письмо ставит еще больше вопросов, чем ответов.

    Светлана Черненко (iKS-Consulting), один из самых известных экспертов телекоммуникационной отрасли Казахстана прокомментировала данный вопрос по просьбе Profit.kz: «Вопрос с отраслевыми данными всегда очень чувствительный. Сами по себе цифры малоинформативны, их необходимо корректно интерпретировать, они должны быть сопоставимы и релеванты». По ее словам, в случае, если методика не дает однозначных определений, появляется возможность некорректного трактования и, что называется, «жонглирования» данными. «За свою без малого 20-летнюю деятельность в телеком-отрасли наблюдаю крайнюю закрытость операторов в части раскрытия информации, если только это прямо не предписано организационно-правовой формой компании и взаимоотношениями с инвесторами. При этом данный подход практически не зависит от того, находится ли рынок (или конкретная услуга) на этапе роста или спада», — продолжает она. По мнению эксперта, обнародование данных по ряду показателей не носит обязательный характер. «Открытое взаимодействие с рынком — не фрагментарное, а на постоянной основе — является, на мой взгляд, свидетельством наличия у компании четкой стратегии, а не принятия сиюминутных решений, от которых статистика в динамике начинает „плясать“. Кроме того, это прямой показатель культуры ведения бизнеса и готовности менеджмента нести ответственность за принимаемые решения. Это в равной степени относится как к статистике отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом», — резюмирует она.

    В более широком понимании очевидно, что необходимо менять правила и законы, чтобы «крестики» в статотчетах больше не появлялись...

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.