PROFIT Education Day 2015: об информационных технологиях в образовательных учреждениях
В конференции приняло участие порядка 200 человек, включая представителей 40 университетов со всего Казахстана.
27 ноября в Алматы прошла конференция PROFIT Education Day, посвященная информационным технологиям в образовании. На мероприятии собрались руководители и ИТ-директора образовательных организаций, представители казахстанских ВУЗов, а также крупнейших мировых вендоров. Всего в конференции приняло участие порядка 200 человек, включая представителей 40 университетов со всего Казахстана.
PROFIT Education Day была организована с целью демонстрации тех преимуществ, которые несет внедрение информационных технологий. Конференция дала возможность представителям учебных заведений узнать о новшествах, способных облегчить учебный процесс, сделать его более эффективным, а также повысить конкурентоспособность ВУЗов. Гости и участники конференции не только ознакомились с международным опытом и лучшими практиками внедрения ИТ в казахстанских ВУЗах, но также смогли пообщаться с вендорами и узнать об акционных программах, которые компании предоставляют учебным заведениям.
В качестве казахстанского опыта был представлен проект, реализованный в КазНУ им. Аль-Фараби. О построении электронного кампуса и развитии стратегии информатизации ВУЗа рассказала Жанл Мамыкова, директор Института ИТ и инновационного развития КазНУ им. Аль-Фараби. Модель электронного кампуса, которая поэтапно внедрялась в университете, включает в себя дата-центр, сетевую и серверную инфраструктуру, ситуационно-мониторинговый центр, электронный документооборот, сеть Wi-Fi, а также электронные услуги для студентов. Внедрение цифровых услуг позволило уменьшить бумажный документооборот и сократить время по предоставлению услуг на 35%.
Сетевая и информационная инфраструктура университета является результатом собственной разработки команды ВУЗа. Проект построен в виде модульной системы и может дополняться различными сервисами. У разработчиков есть опыт коммерциализации — те или иные решения, внедренные в КазНУ им. Аль-Фараби, уже используются некоторыми казахстанскими университетами.
«ВУЗы в Казахстане развиваются достаточно хорошо, — говорит Жанл Мамыкова. — Почему? Все понимают, что стратегия ВУЗа без ИТ не будет развиваться. То, что я периодически вижу на каких-то совещаниях, или коллеги звонят — ИТ в ВУЗах развивается. Строят новые сети, некоторые строят дата-центры, улучшают серверную инфраструктуру, покупают процессы автоматизации. Министерство внедряло систему Платонус — ею активно пользуются. ВУЗы стимулируют эту работу. Самое главное во внедрении ИТ — нужно писать план проекта. Тогда четко будут видны задачи и ожидаемый результат. По нему можно сформировать план работ и определить свои ресурсы. Когда есть проект, в конце можно сравнить результат, и на базе этого проекта строить следующий. При проектном подходе команда формируется быстрее, быстрее будет виден результат. При таком подходе можно судить о результатах и о состоянии процессов автоматизации».
Это мнение об обязательной разработке предварительного проекта поддержал и Дмитрий Барков, директор департамента по эксплуатационной работе КГМУ. Он также рассказал, с каких шагов должен начинаться путь внедрения ИТ: «Информатизация ВУЗов в Казахстане только начинается. Здесь важно в первую очередь осмыслить, что ВУЗ хочет от информатизации, и разработать программу инновационного развития, чтобы по годам расписать все вложения. За один-два года это поднять невозможно в финансовом плане — это очень дорого. Мы расписали план развития инвестиций на пятилетку, согласовали его, и каждый год защищаем. Мы получаем какие-то результаты, что-то изменяется, что-то добавляем».
Дмитрий Барков также сделал обзор проекта, реализованного в КМГУ, и тех результатов, которых удалось добиться. Со стартом проекта в 2011 году весь компьютерный центр, существовавший ранее в ВУЗе, был устранен, и взята сторонняя компания на полный ИТ-аутсорсинг. Также был заказан проект инвестиций в ИТ, а системный интегратор получил полный карт-бланш. В университете была построена новая локальная сеть, все здания (31) объединены оптикой или VPN; построен ЦОД на 14 физических серверов и 52 виртуальных; установили защищенную сеть Wi-Fi на 350 точек доступа, которые покрывают холлы, библиотеки и общежития; провели компьютерное переоснащение, легализовали ПО; наладили систему IP-телефонии и развернули IP-видеонаблюдение на 287 камер. За 2015 год трафик в сети университета вырос в 3 раза. Его генерируют внутренний портал сотрудников, доступ к электронным библиотекам, 3540 почтовых ящиков для всех сотрудников КГМУ и персональные аккаунты в облаке Microsoft Office 365 у каждого студента, система электронного документооборота учебного процесса.
О том, что ВУЗам на пути к трансформации необходимо провести оценку своей сети и ее готовности к внедрениям, отмечали многие участники конференции. Многие также сошлись во мнении, что гуманитарным университетам для развития ИТ необходима помощь интеграторов. Как отметил Вячеслав Ким, директор по продажам Extreme Networks в странах Центральной Азии и Кавказа, наиболее насущные вопросы, на которые важно ответить — Что представляет собой сеть? Насколько она готова к новым внедрениям и системам?
«На сегодняшний день, что касается нашего региона, новые тенденции, которые есть на рынке, находятся в состоянии становления. Основные тенденции — это цифровые бейджи, новые методы преподавания, электронные учебники. Они у нас не столь развиты. Но при этом есть определенные учебные заведения, которые к этому уже стремятся, — говорит Вячеслав Ким. — Наверное, в ближайшее время в этой области будет бурный рост, потому что образование не стоит на месте, и есть заметная тенденция того, что люди готовы за хорошее образование платить. Что касается наших решений — мы обеспечиваем инфраструктуру учебных заведений, для того, чтобы все новые тенденции можно было внедрить. Также наши решения позволяют анализировать те данные, которые собираются в течение учебного года. Помимо того, что мы строим инфраструктуру, мы даем решения, которые позволяют анализировать информацию и использовать эту статистику в дальнейшем».
О новых веяниях в образовании в цифровую эру рассказал Булат Абдрахманов, проректор по академическим и информационным технологиям КБТУ, д.т.н., профессор, PhD. По его мнению, на пути к информатизации учебным заведениям и преподавателям важно сохранять контакт со студентами и фокусироваться именно на них. «Учебный процесс — это краеугольный камень для университетов, он должен быть в приоритете. Все остальное — приложения к основному процессу. За короткое время ИТ проникли во все сферы, мы живем в цифровой эре. Сейчас роль преподавателя стала всеобъемлющей, а студент из объекта превратился в субъекта. Это смена парадигмы образовательного процесса. Консервативность образовательной среды и отсутствие гибкости уходят в прошлое, на смену этому приходит персонификация образовательного процесса и изменение роли и функций преподавателя (организатор, консультант, фасилитатор, управленец, психолог, педагог и др.)».
Важность образовательной системы отметил и Дмитрий Шустер, технический директор Cisco Казахстан. Он рассказал о том, как компания поддерживает университеты и налаживает работу собственных академий. «Наша компания уже достаточно давно фокусируется на работе с учебными учреждениями, потому что для нас это важно. Система образования — это фундамент развития любой страны, — говорит Дмитрий Шустер. — Фокусируясь на образовательных учреждениях, с технологической точки зрения мы можем выделить четыре основных технологических направления. Первое — сам образовательный процесс, то, как студенты получают информацию, как проходят экзамены и так далее. Второе — управление учебным учреждением. Третье — система обеспечения информационной и физической безопасности, и четвертое — все, что связано с научно-исследовательскими работами. С нашей точки зрения, в основе всех этих четырех компонентов лежит построение центра обработки данных, на базе которого можно будет предоставлять ресурсы, необходимые для каких-то научных исследований, разработок и т.д., устанавливать в виртуальной среде разного рода приложения и сервисы, позволяющие обеспечить обмен информацией, а также организовывать решения по совместной работе и строить системы защиты информации. Помимо технологической плоскости для нас еще важна плоскость образовательная. В этом контексте Cisco уже достаточно давно сотрудничает с университетами по всему миру в рамках программы Cisco-академий. Таких академий уже не один десяток в Казахстане, а по миру в год через них проходит более миллиона студентов. Мы считаем, что это тоже очень важно. Помимо технологий важны еще и люди, которые эти технологии будут внедрять в жизнь в будущем».
Здесь нельзя не упомянуть и о финансовой стороне вопроса. Внедрение информационных технологий — не только долгий, но и весьма затратный проект. Гости PROFIT Education Day поделились некоторыми идеями, которые могут взять на вооружение ВУЗы, желающие встать на путь информатизации, однако ограниченные в средствах:
— Дмитрий Барков: «У больших игроков на этом рынке для ВУЗов Казахстана сейчас огромные скидки. Есть пакеты именно для высшего образования. Надо обращать на них внимание — Cisco, Axis, Microsoft, PERCo. Они дают очень большие скидки с лицензий, оборудования, софта. Надо этим пользоваться, потому что это большая экономия. Что-то они внедряют бесплатно, оказывается сопровождение. Надо просто знать эти программы, участвовать в них. Также важно определить компанию, которая сможет на должном уровне это реализовать. Потому что внутренними сотрудниками, особенно если ВУЗ гуманитарный, это будет очень сложно сделать. Нужно понять, к какому уровню вы хотите прийти, и действовать на перспективу 5-7 лет. Например, если бы в 2010 году мы эту работу не начали, то сейчас некоторое оборудование просто не смогли бы эксплуатировать — оно бы не инсталлировалось к нам, и догонять 2-3 упущенных года было бы очень дорого. Оборудование устаревает очень быстро, а просто выкинуть его нет возможности, это же государственное предприятие. Предельная норма амортизации, например, 25% в год. Это значит, что оборудование должно проработать 4 года. А некоторое оборудование за 2 года просто устаревает. Надо предвидеть на 5-7 лет вперед, что вы купите, за сколько, и как это можно будет модернизировать, чтобы оно работало. Казахстан только на пути к этому, и надо считать деньги».
— Дмитрий Шустер: «Качество информатизации любого ВУЗа в первую очередь зависит от его финансовых возможностей, финансирования со стороны государства или из каких-то частных источников, если мы говорим о независимых учебных заведениях. Что касается Казахстана, есть достаточно большое количество ВУЗов, которые двигаются в направлении развития ИТ-инфраструктуры и которые осознают, что это некий фундамент, на базе которого они могут улучшать качество предоставляемых услуг, реализовывать свои внутренние задачи. Есть, соответственно, учреждения, которые тоже это осознают, но у них нет финансирования. Мы со своей стороны всячески стараемся помочь в рамках наших сил и возможностей. У Cisco есть отдельные промо-программы для образовательных учреждений, потому что понятно, что бюджеты всегда ограничены. По общению с представителями образовательных учреждений сегодня на мероприятии мы видим, что у них тоже есть интерес. Я надеюсь, что мы сможем со своей стороны также помогать».
Подводя итоги PROFIT Education Day, участники отметили важность и своевременность конференции. Данная площадка вынесла на обсуждение те проблемы, которые сейчас волнуют учебные заведения в процессе внедрения ИТ, а также позволила наладить диалог между ВУЗами и поставщиками решений, продемонстрировав последним нынешние казахстанские реалии.
«Наш совет ВУЗам, которые стоят на пути внедрения ИТ — побольше участвовать в таких мероприятиях. Потому что обмен мнениями — один из главных факторов, которые приносят информацию. И, соответственно, по возможности — общаться с университетами за пределами Казахстана, у которых уже есть определенный опыт во внедрении инноваций», — считает Вячеслав Ким.
Михаил Вилков, специалист по корпоративным технологиям Intel, поддержал данную тему: «В первую очередь надо обращать внимание на свои потребности. ВУЗы должны понимать, какую отдачу они хотят получить. Но то, что я сегодня видел, большинство вопросов, которые были — были по существу. Представители ВУЗов уже в эту тему начали погружаться».
Посмотреть тви-трансляцию с PROFIT Education Day
Посмотреть фото-репортаж с PROFIT Education Day