GeForce Go – вестники глобальной мобилизации
В этом материале мы станем свидетелями эпохи рассвета мобильной графики под брэндом GeForce Go.
Дмитрий Петров, MegaByte
GeForce Go 6600
Этот графический процессор, который NVIDIA маркирует как NV43M, как раз и стал одним из локомотивов позволивших компании вырваться из “вечно отстающих” на графическом рынке, а точнее его мобильной части. Основан он, как не трудно догадаться по названию, на базе десктопного GeForce 6600 – карты, которая в свое время была носительницей серьезного звания – карты обладающей лучшим балансом цена/производительность. Создать на основе этого успешного решения гениальный по производительности мобильный чип, оказалось несложно. Для этого чипу оставили все его основные блоки – восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком в каждом и четыре вершинных конвейера. Кроме того, благодаря 0.11 микронному техпроцессу и относительно невысокому тепловыделению, стало возможным выставить для графического процессора довольно неплохую частоту – 375 мегагерц.
При указанной выше конвейерной архитектуре, это позволило достичь неплохой скорости заполнения – 3000 мегапикселей/ мегатекселей. Пропускная способность памяти тоже была довольно неплохой – 9.6 гигабайта в секунду. Хотя, если честно, NVIDIA могла бы и “подзадрать” частоту, применив GDDR-2 память вместо обычной GDDR в паре с которой должен работать GeForce Go 6600 по референсу. Но это, похоже, было не нужно, так как главная цель была достигнута – главный конкурент – Mobility Radeon X700 оказался бит. Хотя бит только по производительности. Популярность X700 оказалась все равно выше. И виной тому несколько факторов. Прежде всего, в минусы GeForce Go 6600 записывали большее, нежели у конкурирующего продукта тепловыделение и энергопотребление, а ведь эти два фактора важны в ноутбуке не меньше, чем производительность. Да и наработанный проспанными для NVIDIA годами контакты ATI среди производителей ноутбуков давали о себе знать. Девелоперы, как и конечные покупатели, выбирали ATI. Последним гвоздем в крышку гроба mainstream-решения от калифорнийского чипмейкера стала большая себестоимость GeForce Go 6600. Всех этих факторов хватило, чтобы у этого графического процессора не удалось превзойти по продажам чипы Mobility Radeon X700, но он сделал главное – изменил имидж чипов GeForce Go, превратив NVIDIA из вечно отстающих в потенциальных лидеров, ведь что ни говори, а главное в видеокарте – производительность, а остальные шероховатости вроде высокой цены и тепловыделения можно со временем исправить.
GeForce Go 6600 Ultra
В частности, графический процессор по частоте лишь немного отстает от десктопного GeForce 6600GT – 450 мегагерц, который позволяют достичь скорости заполнения 3600 мегапикселей/мегатекселей. Частота памяти тоже увеличена – до 700 мегагерц. Причем, используется современная GDDR-3 и в немаленьком в то время для ноутбуков объеме – 256 мегабайт. Моделей ноутбуков, которые использовали этот чип, было выпущено довольно немного, но все они имели очень неплохую производительность, позволяя наслаждаться высоким качеством картинки и хорошим фрэймрэйтом. Правда, батарейку эта модель уничтожала очень быстро, а потому жизнь такого ноута была привязана к розетке, что автоматически переносит его в разряд так называемых ноутбуков – “замена десктопу”. А для этого сектора у NVIDIA в шестом поколении было решение еще более производительное и интересное.
GeForce Go 6800
Эта видеокарта уже никак не влезает в рамки мобильных, хоть и предназначена для ноутбуков. Ведь Nv41M, как обычно, основан на десктопном чипе Nv41, а потому греется она совсем не скромно. Поэтому, встретить подобное решение можно было лишь в немобильных ноутах, да к тому же с диагональю 17 дюймов, так как GeForce Go 6800 требовала немало свободного места и хорошего охлаждения. Еще бы, ведь чип выпускался по 0.13 микронным нормам и нес в своем чреве 202 миллиона транзисторов. Зато все эти недостатки с лихвой покрываются всего одним достоинством – гениальной производительностью.
Откуда такая производительность становиться понятно из технических характеристик. 12 пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком в каждом, даже, несмотря на скромную для того поколения видеокарт частоту чипа – 300 мегагерц, обеспечивали скорость заполнения сцены на уровне 3600 мегапикселей/ мегатекселей. Свой вклад в общее дело вносят вершинные конвейеры, кои присутствуют в количестве пяти штук. Но главное – место, где инженеры NVIDIA развернулись в полный рост – это память. Мало того, что графический процессор обладает 256-битным контроллером памяти, что уже дает ему двукратное преимущество над тем же 6600, так они еще и применили очень быструю GDDR-3 с частотой 1100 мегагерц. В итоге, пропускная способность подсистемы памяти выросла до сумасшедших на тот момент 35.2 гигабайта в секунду.
Такие характеристики, пусть и ненамного, но позволили превзойти главного на тот момент конкурента – видеокарту ATI Mobility Radeon X800, которая имела на один вершинный конвейер больше и на 100 мегагерц большую частоту. Но по памяти сильно проигрывала, имея в распоряжении все тот же 256-битный контроллер и GDDR-3, но с меньшей частотой – всего 800 мегагерц. Правда, ответа от ATI долго ждать не пришлось, и вскоре на рынке появился еще более быстрый Mobility Radeon X800XT. Инженеры канадской компании учли возможности конкурентов и задали новую планку мобильной производительности.
GeForce Go 6800 Ultra
Дотянуться до этой планки было для NVIDIA делом чести. И, несмотря на то, что чип Nv41M и так не радовал своими теплоэнергетическими характеристиками, его решено было разогнать. А разгонять пришлось серьезно, практически до предела возможностей, так как Mobility Radeon X800XT имел отменную частоту – 480 мегагерц, и при этом располагал 16 пиксельными и 6 вершинными конвейерами. Несмотря на то, что в наличии у NVIDIA был десктопный чип с 16 конвейерами – это Nv40, использовать его для ноутбуков не решились из-за на 20 миллионов большего количества транзисторов и просто гигантского тепловыделения. Пришлось выжимать все возможное из 12-конвейерного Nv41M. И им это удалось. Частоту графического процессора подняли до максимально возможных даже в десктопной версии 450 мегагерц, что позволило достичь максимального филлрэйта в 5400 мегапикселей/ мегатекселей. Хотелось калифорнийцам и частоту памяти повысить, но это оказалось невозможным, так как чипы с меньшей латентностью хоть и были, но стоили дорого и грелись ощутимо, а это еще больше усугубило и без того стоящую в полный рост проблему охлаждения. А потому пришлось оставить все те же 1100 мегагерц.
На этом история шестой серии заканчивается. Нельзя сказать, что она была такой же безуспешной, как и пятая, скорее наоборот – это серия стала прорывом для калифорнийской компании, ведь благодаря ей NVIDIA получила множество новых договоров с производителями ноутбуков, а наклейка с гордой надписью GeForce Go стала встречаться на стоящих на полках магазинов ноутбуков гораздо чаще. Появилась наконец-то и категория пользователей, который выбирали именно ноутбук с графикой от NVIDIA, особенно с GeForce Go 6600, так как цена этого решения была почти такой же, как и на решения с графикой ATI Mobility Radeon X700, но при этом обеспечивала более высокую производительность, а это для многих пользователей было важнее, чем мобильность. В общем, имя завоевать удалось, и пусть младшие модели все также откровенно сливали по характеристикам и производительности конкурентам, а старшие модели еще немного не дотягивались до лучших продуктов от ATI, но самый важный плацдарм для наступления – mainstream-сектор был в значительной части отвоеван. И это был серьезный задел на будущий успех седьмой серии GeForce Go, который NVIDIA очень грамотно использовала.