Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Премьеру Сагинтаеву предлагают создать госфонд для инвестиций в стартапы и «стартап-секцию» на KASE

    Инициаторы – образовательная коллаборация OpenIT, основанная Aviata.kz, «Колёса-Крыша-Маркет», Chocofamily с суммарным штатом более 500 человек. В редакции ознакомились с его содержанием.

    20 февраля 2017 09:20, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан
    Инициаторы – образовательная коллаборация OpenIT, основанная Aviata.kz, «Колёса-Крыша-Маркет», Chocofamily с суммарным штатом более 500 человек. В редакции ознакомились с его содержанием. 

    Computerworld.kz

    В оригинале обращения – 20 пунктов по 5 ключевым разделам:

    - Подготовка кадров
    - Стимулирование привлечения капитала на IT-рынок
    - Уменьшение нагрузки на интернет-компании
    - Усиление привлекательности для потребителей
    - Снижение транзакционных и логистических издержек

    Пробежимся попунктно.

    Подготовка кадров для интернет-отрасли
    В этом разделе инициаторы предлагают вывести предмет «информатика» из разряда «дополнительных» в «основные», увеличив количество учебных часов. С точки зрения технических вузов предложение группы такое – упор ключевых технических вузов Казахстана на самые востребованные компетенции для ускоренной цифровизации общества – интернет-маркетинга, мобильной разработки, IT-менеджмента, UX-дизайна, Big Data и машинного обучения. То есть, программа должна отражать требования реального рынка крупнейших интернет-компаний. Кроме того, в OpenIT предлагают делать регулярные оплачиваемые (субсидируемые) государством регулярные стажировки в Силиконовую долину для руководителей и топ-менеджеров интернет-компаний. Наконец, последний здесь пункт – это предложение ввести упрощенную процедуру найма иностранцев интернет-компаниями. «Эти кадры, - отмечают в OpenIT, - приехав в Казахстан со своими знаниями и опытом, помогут быстро возместить недостаток специалистов, создать критическую массу интернет-компетенций».

    Мероприятия, направленные на привлечение капитала на интернет-рынок
    В OpenIT предлагают упразднить налог на прирост стоимости интернет-компаний. По мнению инициаторов обращения, это сильный шаг для инвестиционной привлекательности всей отрасли, который усилит прозрачность сделок и качество оценки интернет-компаний. Предлагают в коллаборации создать «стартап-секцию» на KASE, позволяющей заключать сделки с долями интернет-компаний в форме ТОО (с минимальными требованиями к листингу), для увеличения прозрачности самих игроков, знакомства игроков с потенциальными инвесторами (выход бизнес-ангелов из тени) и т.д. И это еще не все. Прозвучало предложение создать госфонд, управление которым будет доверено зарекомендовавшим себя международным стартап-инкубаторам типа «500 Startups» с мандатом на инвестиции в казахстанские компании, нацеленные на международный рынок. Как проясняют в OpenIT, наличие международной экспертизы в создании и управлении таким фондом принципиально важно, поскольку у казахстанских управляющих отсутствует экспертиза масштабирования интернет-компаний. Примерно в этом же духе и прозвучало предложение создать фонд софинансирования венчурных инвестиций (т.н. «фонд фондов») с участием государства, который мог бы стать эффективным способом «насытить» интернет-отрасль необходимыми инвестициями. 

    d8d61ee4d93554be38bbc4a3daca52b0.jpg

    Образовательный проект OpenIT, который основали Chocofamily, компания «Колёса-Крыша-Маркет» и Aviata.kz, первоначально ставил своей задачей заполнить кадровый вакуум в отрасли. А теперь стал обладать всеми признаками ассоциации.

    Предлагают в OpenIT ввести и мораторий проверки для интернет-компаний. Авторы обращения считают, что с фискальной точки зрения интернет-компании в ближайшие 5 лет не будут представлять значительного интереса, поэтому мораторий позволит дать уверенность и комфорт ведения деятельности интернет-предпринимателям, а также инвесторам этих проектов.

    Уменьшение нагрузки на интернет-компании
    Здесь авторы обращения предлагают отменить ставку социального налога для отрасли, мотивируя тем, что это отличное решение в условиях ограниченного венчурного финансирования. И это позволило бы интернет-компаниям сохранять часть капитала для реинвестирования. Кроме того, в обращении предлагается отменить и КПН до 2025 года. Наконец, для целей снижения стоимости (устранения посредников и лишних комиссий), дать возможность покупать рекламу в Google, Facebook (и других рекламных партнеров, занесенных в специальный реестр) с помощью корпоративной банковской карты и брать эти расходы на (налоговые) вычеты без подтверждающих документов. Мотивируют в OpenIT такое предложение тем, что ряд крупных рекламных экосистем – Google, Facebook – не имеют собственных представительств на территории Казахстана, поэтому покупка рекламы у этих игроков идет через локальных посредников с уплатой лишних комиссионных (до 7%).

    Усиление привлекательности интернет-компаний для потребителей
    Для того, чтобы привлечь еще больше потребителей товаров и услуг в онлайн, в коллаборации предлагают снизить НДС до 5% на период до 2025 года. «В свое время отсутствие налога с продаж для е-коммерса в США позволило значительно увеличить долю онлайна в общем розничном обороте», - мотивируют свое предложение инициаторы обращения к премьеру. Кроме того, сниженная ставка НДС будет способствовать перетоку розничного оборота в онлайн и, тем самым, его выходу из тени.

    Снижение транзакционных издержек
    Для снижения транзакционных издержек инициаторы предлагают переход на обязательную ЭЦП для бизнеса, чтобы любая документация (договоры, акты выполненных работ, акты-сверки, счета-фактуры) подписывались и хранились не на бумажном носителе, а исключительно онлайн (в облаке). Предлагают в OpenIT создать и законодательную базу для работы опционных программ для стимулирования сотрудников на уровне ТОО. «Сейчас по законодательству ТОО не может владеть казначейскими долями для дальнейшей передачи сотрудникам через несколько лет при возникновении определенных условий», - пояснят в коллаборации. Также важно, по мнению авторов обращения, обнулить ИПН по опционным соглашениям между сотрудником и компанией. У сотрудника может не быть средств для выплаты ИПН от полученной, но нереализованной выгоды (полученной, но не проданной акции/доли).

    И еще в этом разделе говорится про запуск розничного кредитования и страхования через Интернет, для чего необходимо законодательно закрепить возможность предоставления согласия на запрос кредитной истории и послабления в выписке страховых полисов без живой подписи, (разрешение на обработку персональных данных) путем проставления галочек на соответствующих страницах веб-сайтов без личной подписи на бумажных носителях. А также о необходимости создания собственных государственных картографических ресурсов с качественной прорисовкой карт всех городов Казахстана и с открытым API для работы с ними.

    Как сообщается в обращении, вышеупомянутые меры должны применяться к казахстанским интернет-компаниям, то есть, тем, у которых: 
    а) основной офис разработки продукта находится на территории Казахстана; основной программный код сделан внутри Казахстана;
    б) более 50% оборота проходит через свои интернет-каналы, а не через оффлайн с имитацией онлайн-оборота;
    в) 50% и более принадлежит казахстанским гражданам, все остальное может быть причислено к торговым представительствам зарубежных интернет-компаний. 

    Наконец, озаботились авторы обращения и мерами по защите локального рынка и предлагают вменить обязанность иностранным интернет-компаниям, претендующим на присутствие на локальном рынке, иметь в капитале локального партнера с долей не менее чем в 50%. Шаг позволит защитить доходную базу локальных игроков, а также создать ряд СП с иностранцами, что откроет доступ к ноу-хау. Как сообщили в OpenIT, такая мера оказалась ключевой для создания внутри Китая крупнейших технологических игроков – Baidu, Alibaba (TaoBao), Tencent и других.

    Вместо резюме. Сегодня интернет-сфера Казахстана – это примерно около 1 млрд. долларов США дохода по итогам 2015 года. Это менее 1% от номинального ВВП Казахстан (в 2015 году – 116 млрд. долларов США) и 0,22% от ВВП по паритету покупательной способности.

    Фото: Аzh.kz