Казахстан превратят в страну-изгоя?
Если будет принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», имидж Казахстана упадет, считают в фонде защиты гласности.
Имидж Казахстана будет нещадно торпедирован, если проект поправок в законодательство о СМИ будет принят в той редакции, что представлена в парламент страны, считает президент фонда защиты гласности Алексей Симонов. Казахстан немедля переместится в конец рейтинга, оценивающего соблюдение прав человека на свободу слова и мнений, что в преддверии председательства в ОБСЕ, мягко говоря, нежелательно.
Правозащитники и журналисты в Казахстане выступили единым фронтом против законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», что неудивительно. В преддверии председательства в организации, являющейся трибуной для борцов за права человека, власти республики предлагают внести в законодательство поправки, полностью противоречащие одному из важнейших принципов ОБСЕ — защищать право человека свободно выражать свои мысли.
Согласно задумке авторов законопроекта, любой форум, блог, чат, которыми так изобилует интернет, необходимо автоматически причислять к средствам массовой информации, а мнение любого пользователя интернета, оставившего комментарий к событию в собственном блоге — к публикации статьи. То есть между словами «блог — СМИ», «пользователь интернета (или блоггер) — журналист» поставят знак равно. Последствия подобного решения легко предугадать — количество журналистов и СМИ в Казахстане возрастет в разы. Так может быть это хорошо? Отнюдь, считает Алексей Кириллович Симонов.
«Я бы порекомендовал авторам поправок обратиться к простой блоггеровской статистике, — посоветовал Алексей Симонов. — В России, например, блоги имеют около 2 млн. человек. Реально действующих блогов, где читающих больше, чем пишущих, намного меньше, их порядка 100 тысяч. Найти единомышленников — трудная проблема для блоггеров. То есть, явление не носит массовый характер. Представьте себе газету, которую один человек создает для другого. В крайнем случае, в его блог заходит жена и говорит: «Вася, ты не прав». То есть, принимая такие решения, необходимо хотя бы обозначить число читающих блоги, чтобы объявить их средством массовой информации».
Алексей Кириллович сделал особый упор на слово «массовой». То есть, когда некий интернет-ресурс читает десять человек — это не массовая информация. В России, например, даже газета имеет право не регистрироваться как СМИ, если имеет тираж менее тысячи экземпляров. Как же можно записать в средство массового распространения информации блоги, которые в лучшем случае читают
Вообще, как это будет происходит на практике — представить себе довольно сложно. Есть, допустим, страничка в ЖЖ — дневник, где многие из казахстанцев любят изливать душу. Спектр тем — чрезвычайно широк, как и спектр авторов, многие из них анонимные. Попадался даже Вася Пупкин. Допустим, этот Вася позволил написать себе нечто, что не понравилось властям Казахстана, которые, кстати говоря,
Хотя почему только неизвестных людей? Теперь блоги есть чуть ли не у каждого министра и чиновника благодаря инициативе Карима Масимова.
А наблюдать за блогерской деятельностью этой разномастной братии и контролировать ее, чтобы вовремя отреагировать на посягательства на безопасность государства, станет генеральный прокурор Казахстана. Почему вдруг суда оказалось недостаточно для разработчиков законопроекта? — загадка. Зато генеральный прокурор, или даже все прокуроры Казахстана, станут самыми начитанными и образованными в мире. Вот и Алексей Симонов признал поправку, которая наделит в будущем генпрокурора правом приостанавливать работу любого СМИ, весьма полезной: «Это очень полезная штука, которая сделает прокурора читателем. Причем читать он теперь будет все, что выходит в Казахстане (видимо, для того, чтобы выбрать, кого прикрыть — ред.) И его служебное мнение должно будет охватить все СМИ, включая телевизионные каналы и радиопередачи».
Бедный прокурор! Страшно даже представить себе тот объем информации, который придется ему переваривать в день. Когда же с преступниками воевать, бороться с коррупцией, раскрывать убийства? Но видимо власти не жалко сил и средств на борьбу со свободой в интернете. Почему? Ответ на поверхности — она боится.
«В Казахстане боятся цветных революций, поэтому доступ к широкому информационному спектру кажется властям республики сомнительным, подозрительным и даже тревожным», — высказал свое предположение Алексей Симонов.
Возможно, поэтому в законопроекте оказались поправки, которые если будут приняты, позволят властям блокировать с территории Казахстана доступ к зарубежным интернет-сайтам. В итоге для казахстанцев могут оказаться закрытыми многие иностранные, в том числе и российские СМИ.
«Этот запрет позволит жестче относиться к цитированию иностранных источников в СМИ Казахстана, возникнет вопрос — откуда идет та или иная информация? — пояснил последствия Алексей Симонов. — На самом деле попытка исключить республику из мирового информационного пространства — это серьезная опасность, которая угрожает свободе слова в Казахстане».
Другими словами, страна, которая уже очень скоро должна будет стоять на смерть, защищая свободу слова в качестве председателя ОБСЕ, за несколько месяцев до восшествия в кресло председателя этой организации в своей стране пытается эту самую свободу слова если не задушить, то придушить.
Кстати говоря, эксперты ОБСЕ довольно критически оценили законопроект, настоятельно рекомендовав не принимать вопиюще абсурдные поправки, отсылая авторов ко многим международным правовым документам. Услышат ли их? Алексей Симонов надеется, что да, иначе республику ждут серьезные неприятности и нападки со стороны Запада: «Желание Казахстана быть европейской державой довольно заметно несмотря на его азиатское расположение. Поэтому я думаю, что в Астане вынуждены будут прислушаться к мнению правозащитников, ведь имидж Казахстана — и без того не слишком благостный — будет беспощадно торпедирован этими поправками, Казахстан немедленно окажется на самом дне, среди государств, которые не любят, потому что они жестко нарушают права человека на свободу слова и мнений. А это ох как нежелательно в преддверии председательства ОБСЕ».
Для сведения — согласно данным международной организации «Репортеры без границ», по индексу «свобода прессы» Казахстан занимает 125 место из 169 возможных. Несмотря на это, Казахстан все же получил право на председательство в ОБСЕ в 2010 году, авансом, обещая подправить законодательство, регулирующее деятельность СМИ. Но если законопроект будет принят в том виде, что предлагается, страна сильно рискует превратиться не в борца за соблюдение прав человека, как того требует председательство в ОБСЕ, а в государство-изгоя.
Комментарии