Пассажир водителю не товарищ
О работе валидаторов в алматинских троллейбусах.
Валидатор — как много в этом слове для сердца водителя троллейбуса слилось… Пятьдесят миллионов тенге, вложенные алматинским акиматом в оснащение «рогатых» этими «антикоррупционными» устройствами, увеличили ежедневный сбор более чем на миллион тенге и вроде как позволили побороть такое зло, как жульничание экипажа с оплатой проезда.
И все же каждый вечер чуть позже часа пик я наблюдаю удивительную картину — заткнув варежкой отверстие приема монет, некая личность начинает собирать дань с пассажиров маршрута №7. Что интересно, продолжается это несколько дней кряду, то есть валидатор внезапно «ломается» после семи при одном и том же «мытаре». К слову, таинственный господин был встречен мною накануне в троллейбусе №1. «Ба, знакомые все лица! А вы что, на всех маршрутах работаете? Я вас уже несколько раз вижу», — обратилась я к «родному лицу», когда мужчина, хмуро потупясь, потянулся за моим полтинником. «Мистер Икс» отдернул руку и, нервно улыбаясь, отбежал в конец салона. Денег он с меня не взял, я кинула мелочь в валидатор, который послушно выдал билет…
Подобного же рода «внезапные поломки» ежевечерне случаются у водителя троллейбуса №11, причем
В другой раз в вечернем одиннадцатом деньги собирал некий субъект с надписью «visitor» («посетитель») на бейдже, которым «лжекондутор», видно, пытался создать видимость официоза.
Если посчитать, то с сотни едущих в самое «рыбное» время пассажиров водитель легко собирает оброк в 5000 тенге. Умножив дань на 20 дней, мы получим 100 тысяч тенге! И это к неплохой по меркам кризисных времен зарплате водителей в 130 тысяч тенге.
В компании «Бест Кард» сообщили — все эти поборы незаконны, и если с вас требуют выдать деньги на руки, смело игнорируйте подобные заявления и не оплачивайте проезд вовсе, записывайте время и номер троллейбуса и сообщайте по телефону доверия
Кстати, наябедничать можно и по фактам, так сказать, жестокого обращения с валидатором. Сама я однажды была свидетелем, как водитель подскочил к электронной коробке и начал ее в целях починки бить ногами, отчего бедный аппарат, не выдававший билеты, пискнул и окончательно замолчал. Так новоявленному «луддиту» (луддитами называли английских рабочих, которые, протестуя против промышленного переворота, намеренно ломали своих конкурентов — станки и машины) был обеспечен целый день спокойного сбора денег. Хотя, по словам менеджера «Бест Кард», компания регулярно проводит курсы повышения технической грамотности для сотрудников троллейбусных парков, пока подход особо не меняется. К слову, лупить валидатор и правда не стоило — на экране он всегда показывает в кодовом выражении тип произошедшей ошибки, и чтобы ее узнать, нужно заглянуть в короткий список ошибок, который прилагается в инструкции к такой технике. Неудивительно, что после «вправления мозгов» валидаторы повально перестают считывать так активно рекламируемые электронные смарт-карты, заставляя пассажиров бежать с мелочью к водителю и сводя на нет плюсы карточек.
Комментарии