96% школ подключены к интернету
Ход реализации программы подключения к интернету казахстанских школ.
В конце марта вице-министр образования и науки РК Фархад Куанганов заявил о практически повсеместном подключении казахстанских школ к интернету и предстоящем создании национального образовательного портала. Представители госструктур, ответственные за внедрение виртуальной реальности в школьную повседневность, уверяют в безболезненности этой процедуры.
«На сегодняшний день 96% всех школ подключены к интернету. Сейчас министерство прорабатывает вопрос обновления компьютерной техники в образовательных учреждениях, ведь оснащение компьютерами началось 10 лет назад, в то время как необходимо раз в три года заменять устаревшую технику, — сказал Фархад Куанганов, вице-министр образования и науки
Внедрение корпоративных сетей в школах Алматы началось еще в 2003 г. по проекту School NET. В то время большинство школ подключались напрямую, через провайдера. Необходимо было создать корпоративную сеть, через которую было бы возможно организовать информационно-образовательное пространство, наладить работу, связанную с созданием контента, электронного документооборота.
«В 2004 году по просьбе акимата Алматы было подключено 100% школ Алматы по технологии ADSL на скорости 128 Кбит/с, — рассказывает Михаил Тюнин, директор Фонда «Информационная инициатива», один из создателей School NET. — Тогда мы осуществили сеть на технологической площадке ГЦТ «Алматытелеком». Каждая школа подключалась к виртуальной локальной сети, внутри которой трафик не учитывался — то есть школы могли обмениваться электронными сообщениями, организовать электронный документооборот, заходить на сайты школ — не выходя во внешний интернет. Таким способом экономилось до 80% трафика».
Кроме построения сети проводились тренинги и семинары по созданию
Этот проект сопровождался авторами до апреля 2007 г., к этому моменту в него уже было вложено порядка $500 тыс. затем он был передан в Городской центр новых технологий в образовании, который по сей день занимается развитием сети. Сейчас Городской Центр НТ полностью переделывает внутренний контент.
С конца 2005 г. государство полностью взяло финансирование школьной сети. Тогда стоимость составляла порядка 12 млн. тенге, в 2006 г. — 14 млн. тенге. Если на старте проекта связь была на скорости 128 Кбит/с, то сейчас школы выходят в интернет на скорости 512 Кбит/с.
В Казахстане существует 2 схожих государственных проекта: это «ОкуNet» («Учебная Сеть») в Северо-Казахстанской области и в Костанае. Отличие в том, что School NET была рассчитана на 211 организаций, 177 школ, 10 профессиональных школ, некоторые райотделы образования, департамент образования Алматы и несколько школ-интернатов. В последствии последние выбыли из этой сети, поскольку больше не находятся в ведении городского отдела образования. Сейчас Департамент образования Алматы финансирует эту сеть, она развивается, создаются информационные ресурсы, сайты школ — большинство школ создавало сайты большей частью в html-редакторе, очень редко — с помощью контент-менеджера. Сегодня созданы шаблоны для сайтов школ, регулярно проводятся открытые уроки в режиме online внутри школьной сети, видеоконференции.
«Никаких особых проблем подключения школ к интернет нет. Все школы подключены по технологии ADSL со скоростью 512 Кбит/с. По программе СИН 64 учителя информатики из Астаны (в городе 63 школы) прошли обучение и имеют сертификаты. Создание контента — прерогатива Министерства образования. Сейчас закупается интерактивное оборудование — любая школа Астаны имеет минимум две интерактивные доски. Ежегодно приобретается около 23 компьютерных классов, в итоге, через каждые
Между тем, рассматривая ситуацию по подключению школ к интернет не с количественных, а с качественных показателей, можно выделить несколько ключевых проблем.
Первое — это доступ, зачастую остающийся недоступным большинству учителей и учеников. Даже если он и есть, скорость оставляет желать лучшего. Основная проблема сегодня в школах — это то, что интернет подключен зачастую только на одном компьютере. Исключение составляют «продвинутые» школы и школы подключенные к корпоративным сетям. Проблема не только в неумении учителей настраивать прокси-сервер, но и в отсутствии необходимого лицензионного ПО. В Алматы, где есть городской центр новых технологий, обеспечивающий поддержку школьных сетей, эта проблема разрешима — но не в регионах. Не во всех школах все компьютеры подключены в локальную сеть. Как правило, в школах медиа-кабинет, библиотека и класс информатики не соединены в единую сеть.
«Основное преимущество School NET — собственная служба технической поддержки. В каждой школе настраивалась сеть, прокси-сервер, и к интернет были подключены все компьютеры, входящие в локальную сеть. Лучшие из преподавателей информатики, как правило, обучались в советские времена, и в лучшем случае они владеют Word и Excel и основами Delphi, полученными на курсах повышения квалификации — говорит Михаил Тюнин. — Требуется выделение инженера для ТСО, владеющего навыками настройки сети и работы с современными средствами обучения, такими как электронные доски».
На рынке есть недорогие решения на основе беспроводных технологий, и школы постепенно закупают ноутбуки. Но, как отмечают специалисты, беспроводных локальных сетей в Алматы сейчас не более четырех, на апрель 2007 г. только в двух из 177 школ города был реализован беспроводной доступ к интернету.
Второе — это вопрос отслеживания трафика. Еще в начале существования School NET была налажена фильтрация доступа к сети — физически прописывались нежелательные ресурсы, запрещался доступ на сайты с определенными метаименами. Сейчас в казахстанских школьных сетях этого нет. В России этот вопрос решен: с 31 марта все школы обеспечены системой блокировки доступа к определенным сайтам.
А вот уровень компьютерного оборудования школ вполне позволяет наладить доступ к интернет, единодушно соглашаются специалисты. «Надо провести ревизию техники, исходя и из требований времени, и из принципа разумной достаточности. Зачем покупать новый компьютер, если старый пригоден для работы — другой вопрос, в какой состоянии он находится. Техническое оснащение школ в целом остается неплохим. Однако создаваемые электронные учебные пособия ориентированы на мощные компьютеры. Их параметры по аппаратным требованиям просто завышены, и следует создавать их, учитывая уровень существующей техники», — говорит Тюнин.
Хромает и формирование внутрисетевого контента. Чтобы подключить школы к интернету, нужны технические средства и деньги. Но технически создать корпоративную сеть — это полбеды. Другое дело — вопрос стимулирования людей на создание информационных ресурсов внутри этой сети. Учителя обеспокоены невозможностью соблюдения авторских прав в интернете, и не спешат под знамена создателей единого информационного образовательного пространства, как и их ученики, отличающиеся высоким уровнем материальной мотивации.
Комментарии