Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Как меняли почтовый сервис в МФО «KMF»

    Евгений Зайцев: «При внедрении почтовой системы основная проблема была в выборе лицензирования».

    8 февраля 2018 09:00, Profit.kz

    Мы уже рассказывали о том, как чувствуют себя в Казахстане онлайн-площадки кредитования. Однако в первую очередь этот рынок представлен «классическими» микрокредитными организациями. Евгений Зайцев, директор департамента информационных технологий МФО «KMF» рассказал в интервью Profit.kz о том, как развиваются ИТ в одной из старейших микрофинансовых компаний в РК.

    Евгений Зайцев, МФО KMF

    — Евгений, расскажите о вашей компании — какова основная сфера деятельности?

    — KMF является одним из лидеров микрофинансового сектора Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы. В Казахстане, с уверенностью можно сказать, мы являемся самой крупной микрофинансовой организацией. В прошлом году нашей компании исполнилось 20 лет. Основная деятельность KMF — это предоставление микрокредитов на различные цели. В основном это бизнес-кредиты, кредиты для людей, которые занимается малым бизнесом, сельским хозяйством. Это более 80% от всех кредитов, которые мы выдаем, и 16% — на потребительские цели. KMF имеет 15 филиалов и более 100 отделений по всему Казахстану. В штате KMF работает около 1700 сотрудников.

    — Микрофинансовые организации в Казахстане являются одними из ключевых игроков сегмента финтеха. Как вы идете по пути цифровизации? Какие решения считаете для себя наиболее интересными?

    — Я бы сказал, что такая ситуация характерна для микрофинансовых организаций в России. В Казахстане микрофинансовые организации регулируются Национальным Банком. Насколько я знаю, в реестре микрофинансовых организаций сейчас 169 компаний. В последние несколько лет в Казахстане появилось несколько онлайн-площадок кредитования, но важно понимать, что в большинстве это не микрофинансовые организации и их деятельность не регулируется Национальным Банком, и им гораздо проще использовать любые «цифровые чудеса». Эти организации изначально основаны на цифровых технологиях и выдают займы на неотложные нужды без физического контакта с клиентом. В подавляющем большинстве случаев они выдают небольшие суммы на короткие сроки (15-30 дней) и под очень большие проценты, до 700% в год. Микрофинансовые организации Казахстана, как и банки, выдают кредиты, где ставка вознаграждения не должна превышать 56% в год. Мы, как лидер отрасли, конечно, стараемся не отставать от цифровизации, смотрим, что есть на рынке, включая онлайн-кредитование. У нас есть онлайн-заявка на кредит, личный кабинет клиента, но в большей степени мы используем мобильные технологии.

    — В вашей компании реализован проект по модернизации почтовой системы. Расскажите об этом подробнее.

    — Да, данный проект был завершен в конце 2016 года. Мы модернизировали нашу почтовую систему. В качестве решения выбрали платформу на базе Microsoft Exchange 2013. На тот момент этот продукт являлся наиболее современной системой, многие компании используют его. В нашей компании решение было развернуто в виде кластера Microsoft Exchange в двух наших ЦОДах в Астане и Алматы. В рамках проекта было перенесено около 800 почтовых ящиков и создано дополнительно порядка 700 почтовых аккаунтов, из старой почтовой системы мы перенесли все: письма, адресные книги, контакты пользователей, личные и серверные архивы.

    Кроме того, был использован балансировщик нагрузки Barracuda LoadBalancer ADC. Это позволило нам построить полностью отказоустойчивое решение, независимое от сбоев в основном или резервном ЦОДе. Дополнительно было развернуто решение Barracuda Email Security Gateway, чтобы обеспечить безопасность электронной почты и фильтрацию спама.

    — Как вы пришли к необходимости внедрения подобного решения и как выбирали поставщика?

    — До начала проекта мы использовали бесплатную почтовую систему, она имела ограниченный функционал и уже не справлялась с нагрузкой, которая на нее возлагалась. Именно поэтому появилась острая необходимость в новой системе. Мы не сомневались в выборе Microsoft Exchange, поскольку многие компании в мире используют этот продукт, и Казахстан — не исключение. Но мы долго решали, каким образом лицензировать этот продукт. В итоге мы выбрали вариант лицензирования, который называется SPLA. При таком подходе компания-поставщик предоставляет продукт заказчику в виде услуги, но оборудование может находиться на территории заказчика. Основными критериями выбора SPLA стали гибкая ценовая политика, которая позволяет оплачивать фактически использованные лицензии на конец месяца, отсутствие ограничений по размеру почтовых ящиков, возможность контроля со стороны службы информационной безопасности и интеграция с существующим DLP-решением.

    О существовании программы лицензирования SPLA мы узнали от компании Cloud24, которая нам и предложила эту услугу. Специалисты Cloud24 объяснили преимущества, доступность программы, показали все удобства такого использования. В принципе, мы задумывались и об использовании облачных решений, таких как Microsoft Office 365, но наша служба информационной безопасности настояла на том, что собственную почту необходимо держать на своей территории.

    Евгений Зайцев, МФО KMF

    — Какие основные задачи и проблемы вы намеревались решить путем внедрения этого решения?

    — Одной из основных задач было подключение к корпоративной почте всех сотрудников компании, которых на тот момент было около полутора тысяч. Из-за ограничений старой системы не все наши сотрудники, особенно те, которые работали в «поле», имели корпоративную почту. Старая система не позволяла централизованно хранить все почтовые сообщения. Они хранились только у пользователей. Поэтому нам было важно создать единое хранилище всех сообщений, чтобы впоследствии обеспечить мониторинг. Кроме того, мы хотели повысить уровень защиты корпоративной почты, защитить ее от спама и, естественно, обеспечить высокую отказоустойчивость.

    — К каким результатам вы пришли по итогам проекта? Какова сумма затрат и каковы ваши ожидания по окупаемости?

    — В результате внедрения объем нежелательной почты сократился примерно на 30%, повысилась безопасность обмена сообщениями с внешними адресатами, упростилось администрирование и обслуживание почты, улучшилась интеграция с Active Directory.

    Мы получили надежную, стабильную и безопасную систему с очень удобным инвестированием. По нашим подсчетам, если бы мы лицензировались по обычной схеме и приобретали лицензии на весь необходимый нам софт для развертывания системы, капитальные затраты составили бы порядка 100 миллионов тенге. Это из расчета на всех наших сотрудников. А благодаря аренде по программе SPLA удалось практически избежать капитальных затрат и перевести все на операционные расходы. Это примерно 18-20 миллионов тенге в год, или полтора миллиона тенге в месяц. Многие облачные сервисы, которые сейчас предлагаются, также позволяют компаниям не делать больших расходов именно в части капитальных затрат.

    Расчет окупаемости мы не делали, поскольку система у нас до этого была бесплатная, и очень сложно посчитать затраты. А полтора миллиона тенге в месяц — это небольшие расходы, которые может себе позволить, в принципе, любая крупная компания.

    — Сколько времени заняла реализация проекта? Были ли такие этапы, которые с трудом вам дались?

    — Весь проект занял примерно четыре месяца, трудностей в реализации у нас не было, поскольку наши сотрудники достаточно квалифицированы. Могу сказать, что успех в реализации любого проекта зависит от правильного планирования и хорошей команды. Хорошая команда была и с нашей стороны, и со стороны нашего партнера.

    Проект состоял из пяти этапов:

    — Обследование и планирование архитектуры решения, составление документации. Проработаны риски и необходимые изменения.
    — Проведение подготовки домена и необходимой инфраструктуры. Развертывание самого решения. Внедрение заняло две недели.
    — Миграция данных из старой почтовой системы.
    — Сдача проектной документации и обучение специалистов. Было подготовлено «Руководство администратора почтовой системы», а также «Технический паспорт». Сотрудники прошли ряд тренингов по решениям Barracuda Networks, а также по базовому администрированию Microsoft Exchange 2013 и наиболее полезным и интересным функциям Microsoft Exchange.
    — Интеграция с DLP. Произведен ряд настроек по интеграции существующего DLP-решения с Microsoft Exchange 2013, что позволило максимально предотвратить утечку важной информации через каналы электронной почты.

    Евгений Зайцев, МФО KMF

    — Почтовые системы тесно связаны с системами электронного документооборота. Планируете ли вы переходить к полностью безбумажному ведению бизнеса?

    — Почтовая система требуется любой компании: собственная она, облачная, либо какая-то другая. Если говорить о системе электронного документооборота — да, у нас это есть в планах. В прошлом году мы уже занимались выбором решения для электронного документооборота. Мы будем отказываться от бумажного документооборота, но не полностью — планируем переводить на безбумажный вариант только внутренние процессы в компании. А процессы, связанные с кредитованием, которые требуют наличия бумажного документа, будем переводить на электронный частично. В принципе, некоторая часть кредитного процесса в нашей компании уже выполняется электронным способом, в том числе и с использованием мобильных приложений.

    — Уже несколько лет обсуждается отказ от физических документов и подписей при кредитовании или оформлении страховок. Как вы смотрите на такие перспективы? Насколько скоро в Казахстане это будет реализовано, на ваш взгляд?

    — Мое мнение: пока проблема электронной цифровой подписи не будет решена в общем масштабе на государственном уровне, необходимость в бумажных документах будет оставаться. ЭЦП используется для получения государственных услуг, но для частного бизнеса пока это медленно продвигается. Да и получение ЭЦП, на мой взгляд, должно быть максимально простым для частного лица. Сейчас нас, как микрофинансовую компанию, заставляют хранить досье клиента с его личной подписью от руки. Пока это требование не будет снято, придется использовать физические документы. Я, например, могу сказать, что у кредитных онлайн-площадок, о которых мы говорили выше, подобного требования пока нет, так как они не регулируются. Они, думаю, не хранят кредитное досье с подписью клиента. А для МФО наличие документов с подписью клиента — это обязательное условие.

    — Немаловажный вопрос при упоминании цифровых сервисов — вопросы безопасности. Как они реализованы в вашей новой почтовой системе?

    — Как я уже говорил, в основном безопасность обеспечивается оборудованием и программным обеспечением Barracuda Networks. У нас идет фильтрация всей входящей почты, спама. Кроме того, осуществляется полный мониторинг почты со стороны нашего отдела безопасности. Сам продукт Microsoft Exchange позволяет делать все достаточно удобно и быстро.

    — Что вы могли бы посоветовать другим компаниям, исходя из вашего опыта реализации проекта?

    — Многие компании уже используют Microsoft Exchange, но приобрели полные лицензии на этот продукт и обслуживают этот сервис собственными ресурсами. Наше решение немножко отличается, мы приобрели его как услугу. Это сокращает расходы на поддержку, на обслуживание, не требует больших капитальных затрат. Кроме того, такой вариант позволяет оптимизировать расходы и оплачивать только фактически потребленную услугу. Мы точно не знаем, сколько у нас будет сотрудников в будущем, поэтому сейчас можем купить лицензию на определенное количество человек, а завтра приобрести дополнительные лицензии. Кроме того, мы можем менять варианты клиентских лицензий. То есть, можем дать кому-то полный доступ к почте, кому-то — доступ с ограничениями. Для некоторых сотрудников, например, мы вообще используем почтовые клиенты на основе WEB-браузеров. Это избавляет от необходимости приобретать в офисном пакете почтовую программу. Дополнительно мы получаем поддержку от поставщика услуги, который администрирует систему, выполняют сервисные функции, а мы пользуемся продуктом. Это тоже снижает затраты на поддержание всей системы. В этом несомненные плюсы данного подхода, и я бы порекомендовал его другим компаниям.

    Cloud24 — дружная команда ИТ-специалистов, делающая упор на качество оказываемых услуг, входящая в тройку крупнейших партнеров Microsoft по программе SPLA. Cloud24 предлагает комплексные решения в области аренды лицензионного программного обеспечения, систем объединенных коммуникаций, облачных решений IaaS, систем доставки приложений SaaS.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.