Следите за новостями

Цифра дня

1400 жалоб поступило от граждан в МЦРИАП в связи с утечкой Zaimer.kz

Мобильный номер — уходя, забери с собой

Технология MNP, позволяющая сохранять телефонный номер при смене сотового оператора, активно муссируется общественностью, операторами и госорганами вот уже более полугода.

1 июня 2012 15:46, Profit.kz
Рубрики: Связь

Технология MNP (Mobile Number Portability), позволяющая сохранять телефонный номер при смене сотового оператора, активно муссируется общественностью, операторами и госорганами вот уже более полугода. Инициатором идеи стал Аскар Жумагалиев, который на прошлогодней встрече с литовской делегацией заявил о возможности внедрения этой услуги в Казахстане. Министр не отказался от своей идеи — на недавней встрече с журналистами он сообщил о том, что в настоящее время уже начаты подготовительные работы, Министерство транспорта и коммуникаций начитает выбор модели технической реализации услуги.

В последние годы MNP активно развивается по всему миру и к настоящему моменту 65 стран ее уже используют. По оценкам экспертов, в ближайшие 2 года услуга появится еще в 20 странах. В Казахстане по поводу возможности внедрения MNP горячих споров не наблюдается, а отечественные операторы деликатно высказываются о ее затратности и бесперспективности. Между тем, как показывает мировой опыт, именно после того, как абоненты получают возможность сохранить свой номер при смене мобильного оператора, рынок получает новый толчок к развитию. Хотя, опасения крупных игроков рынка вполне объяснимы — реализация данной услуги заставит их вновь включиться в конкурентную борьбу за абонентов. И, в отличие от предыдущих лет, борьба предстоит более жаркая — теперь абоненты смогут выбирать «своего» оператора не только по стоимости звонков и тарифным планам, но и по качеству связи и предоставляемых услуг.

При этом выгоды от внедрения получат все — и государство, и операторы, и конечные абоненты. Сохранение и оптимизация номерного фонда, наведение порядка в вопросе владения сим-картами, снижение уровня мошенничества за счет появления централизованной базы данных абонентов, снижение тарифов, повышение качества сервиса, увеличение дохода от абонентов, контроль налогов, уплаченных операторами, и увеличение поступлений в бюджет — вот далеко не полный список преимуществ. Как отметил Андрей Смелков, председатель правления Tele2 Казахстан, среди возможных эффектов при реализации MNP в республике можно отметить рост конкуренции и снижение стоимости звонков для конечных пользователей до 50%. Уровень пользования услугой MNP в первый год в странах, внедривших ее, показывает весьма высокий процент. Так, например, в Финляндии сменили номер более 50% абонентов, в Норвегии — 45%, в Австралии — 28%, в Дании — 27%. По оценкам Теле2 Казахстан, в РК уровень переходов в первый год реализации может составить до 30%. Причем, неизбежным считается значительное перераспределение долей на рынке корпоративной связи, ведь именно здесь абоненты наиболее привязаны к номеру и несут самые большие расходы при смене оператора.

Безусловно, говорить о появлении в Казахстане услуги по сохранению номера в ближайшие год-два не приходится. Предстоит серьезная подготовительная работа, инициатором которой должен стать регулятор, государство. Необходимо изучить мировой опыт и определиться с одним из вариантов технической реализации (всего их существует порядка 5, пояснил Нуркен Халыкберген, PR-менеджер «Tele2 Казахстан»), после чего будет выбран вендор, пройдут тестирования и настройка оборудования, создание базы данных переносимых номеров, установка и настройка оборудования на стороне операторов. Кроме того, должны быть внесены поправки в законодательную базу и проведены разъяснительные работы с абонентами. Кроме очевидных плюсов реализация MNP несет и определенные риски. В первую очередь — это угроза потери базы данных номеров. Существует также вероятность того, что стоимость перехода к другому оператору окажется высока для самих абонентов (в некоторых странах она достигает 25 евро). Однако в этом вопросе все будет зависеть только от модели технической реализации, поскольку возможен также вариант, при котором абонент вообще ничего не платит за переход, а вся нагрузка ложится на операторов.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии