Применять ИИ для обеспечения безопасности на автодорогах намерены в РК
Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха на заседании правительства доложил о работе по обеспечению безопасности дорожного движения и пешеходов.
Он отметил, что ежегодно полиция пресекает 13 млн нарушений ПДД. По вине водителей совершается до 90% дорожно-транспортных происшествий. В этом направлении МВД проводится большая работа. В частности, усилен контроль на дорогах, с учетом анализа аварийности оптимизированы маршруты патрулирования, регулярно проводятся профилактические мероприятия «Безопасная дорога», «Автобус» с максимальным привлечением сил и средств полиции.
По данным ведомства, в текущем году уже выявлено на 20% больше нарушений ПДД, которые могли повлечь ДТП с тяжкими последствиями, на 16% — фактов выезда на встречную полосу, задержано 16,6 тыс. нетрезвых водителей.
Для обеспечения порядка на дорогах введен контроль за движением с помощью дронов. Ими выявлено 3,6 тыс. нарушений ПДД, в том числе 1 тыс. выездов на «встречку», 300 фактов опасного обгона.
Также в республике расширяется сеть автоматических камер, их число доведено до 25 тыс., устанавливаются на патрульные авто встроенные радары, используется метод «скрытого» патрулирования. Наряду с этим, совместно с Министерством транспорта реализуются мероприятия по внедрению автоматического контроля за соблюдением средней скорости на дорогах республиканского значения.
Отмечено, что контролем средней скорости охвачено 8 автодорог общей протяженностью почти 1,9 тыс. км, на которых уже снизилось число погибших в ДТП на 11%. Планируется внедрить контроль средней скорости еще на 10-ти участках общей протяженностью более 1 тыс. км.
Для борьбы со злостными нарушителями все цифровые решения и камеры объединены в единую платформу «ТОР», которая комплексно решает задачи по: отслеживанию передвижения транспорта; поиску разыскиваемого авто (по марке, модели и цвету); «опасных водителей» с агрессивным вождением; контролю «уставших водителей», движущихся непрерывно более 8 часов.
В республике отмечается нехватка штатов патрульных и служебного автотранспорта. Это влияет на охват перекрытия маршрутов и выявление нарушителей.
Также был затронут вопрос качества подготовки водителей. В прошлом году было исключено самостоятельное обучение. На учет взяты все автошколы. Совместно с Генпрокуратурой проводятся проверки таких учебных заведений
Игорь Лепеха подчеркнул, что МВД держит на особом контроле установление дорожной инфраструктуру около объектов образования. Вблизи школ установлено 54 пешеходных светофора, более 1 тыс. искусственных неровностей, около 8 тыс. дорожных знаков и информационных панно, 180 км ограждений и построено 248 автопарковок.
«Однако по стране остается потребность в 70 регулируемых пешеходных светофорах, около 350 искусственных дорожных неровностях и 400 дорожных знаках», — добавил Игорь Лепеха.
По данным ведомства, на фоне роста автопарка отмечается и его старение, что также влияет на аварийность на трассах. На сегодня более 50% авто в республике старше 20 лет. При этом есть вопросы к качеству технического осмотра автомобилей. Эта функция в конкурентной среде. Предложено усилить контроль за станциями технического осмотра авто.
Небезопасной остается сфера частных автоперевозок. В погоне за прибылью водители интернет-такси без сна и отдыха находятся на дорогах. В сезон отпусков, праздников, из-за нехватки рейсов они становятся особенно востребованными.
С 2025 года на интернет-агрегаторов возложен контроль за соблюдением требований перевозок. Они не должны допускать: праворульные; двухдверные автомобили; водителей без прав и др.
Ранее проблемой на дорогах были мопеды, водители которых грубо нарушали ПДД, двигались по тротуарам, подвергали опасности пешеходов. После принятия законодательных мер они приведены в соответствие. Сейчас проблему создают электросамокаты. С начала 2025 г. в Казахстане пресечено порядка 29 тыс. нарушений правил дорожного движения электросамокатами, водворено на стоянку 8 тыс. В этой связи в рамках рассматриваемого депутатами законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования движения новых видов транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения» предусматривается запрет на движение электросамокатов по тротуарам, внедрение обязательств кикшеринговых кампаний, а также предлагается наделить акиматы правом принимать правила их эксплуатации.
Отмечено, что в свете поручений Президента по усилению дорожной безопасности МВД продолжит работу по:
— совершенствованию законодательства в работе автошкол, эксплуатации электросамокатов и транспорта;
— внедрению искусственного интеллекта для обнаружения опасных водителей и очагов аварийности;
— расширению сети автоматических камер и видов выявляемых ими нарушений ПДД;
— применению скрытого патрулирования и дронов;
— усилению контроля за состоянием дорог, в том числе с помощью дронов;
-вовлечению общества в профилактику аварийности и реализации образовательных и информационных кампаний;
— совершенствованию анализа ДТП для их раннего предупреждения.